24‑летняя учительница изобразительного искусства и мировой художественной культуры казанской школы №119 Анастасия ДЕПУТАТОВА стала лучшим молодым педагогом Татарстана. Номинация «Педагогический дебют» в этом году впервые была включена в республиканский конкурс «Учитель года» по инициативе Татарского рескома Профсоюза работников народного образования и науки. Эксперимент удался. Педагоги со стажем работы в школе до трех лет показали всем – у них есть чему поучиться. Анастасия Депутатова рассказала корреспонденту газеты «Мой профсоюз», как налаживает отношения с учениками, которые всего на несколько лет младше, устраивает ли ее сегодняшняя учительская зарплата и почему она не променяет профессию учителя на работу в офисе.
– Настя, вы окончили школу не так давно. Наверняка еще свежи воспоминания, как не хотелось учиться, сдавать экзамены… И вот опять в школу?! Или вы из числа примерных отличниц?- Совсем нет (смеется), до 9‑го класса вообще были тройки по алгебре, химии, физике. Я училась в Йошкар-Оле, помимо общеобразовательной школы посещала еще две: художественную и конную. Собиралась поступать в художественное училище и считала, что школьные предметы мне не нужны. Но судьба дала оплеуху. После 9‑го класса я распрощалась с одноклассниками и учителями, уже видела себя студенткой. Вступительные экзамены в училище были только в конце лета, и я несколько месяцев отдыхала, не брала в руки ни кисть, ни карандаш. К тому же у меня начало портиться зрение, а ходить в очках было немодно. На экзамен я пришла расслабленная, без очков, и… завалила его. Комментарий под моим академическим рисунком был следующий: «Не видит, что рисует». Сейчас это, конечно, весело вспоминать, но тогда для меня это был тяжелый удар. Я признала себя бездарностью, сожгла все свои рисунки за последние несколько лет.- И вернулись за парту?- Да, хотя было очень стыдно. Сначала я даже попыталась пойти в другую школу. Но там, посмотрев мой аттестат, сказали, что им и своих троечников хватает. Пришлось с понурой головой возвращаться в родные пенаты. Тогда я всерьез взялась за учебу, в конце 11‑го класса у меня были всего две четверки, остальные пятерки. Но медаль мне не дали, сказали, нужно было с самого начала нормально учиться. Зато я стала увереннее в себе. Поступила в Марийский государственный университет и стала изучать менеджмент информационных ресурсов. Правда, уже на втором курсе поняла, что не могу без творчества. Когда я сообщила родителям, что хочу бросить университет, они были в шоке, я ведь стала лидером факультета, получала повышенную стипендию. Я съездила на разведку в ближайшие крупные города и в результате перевелась на первый курс в казанский педагогический университет на факультет изобразительного искусства и дизайна.- А как дизайнер попала в школу?- Довольно случайно. После окончания университета был период, когда я работала в Москве, занималась полиграфией. Создавала рекламные листовки, которые потом валялись в мусорках. И однажды я поняла: это совсем не то, на что я хочу потратить свою жизнь. Решила вновь заняться своим образованием, поступить в аспирантуру. А так как в Казанском федеральном университете самой «ближней» профильной кафедрой, с которой я могла связать свою тему, была кафедра общей педагогики, я выбрала ее. Ну а дальше просто требовалась педагогическая практика, и я по приглашению своей будущей коллеги оказалась в одной из самых обычных школ на окраине Казани. Но считаю, что мне повезло, так как директор Татьяна Петровна Фадеева очень приветствует молодых педагогов. Средний возраст педагогов средних и старших классов в нашей школе – 24 года.- И московскую зарплату дизайнера вы променяли на учительскую?- Да. Первый год получала 4,5 тысячи рублей. Потом я узнала, что есть республиканский грант «Наш новый учитель», который дает возможность молодым педагогам первые три года работы в школе ежемесячно получать надбавку – 7,5 тысячи рублей. Мне добавили часов, и теперь выходит больше 20 тысяч. Поскольку я дизайнер – подрабатываю. Школа для меня – это не способ заработать, это мой вклад в общество. С детьми вообще невозможно работать ради зарплаты. Такие учителя не задерживаются в школе, и они уж точно не в авангарде учительского корпуса.- Вы помните свой первый урок в качестве учителя?- Запомнила один из первых, в 7‑м классе. Мальчишки пришли на урок с бейсбольными битами. Я была в шоке. Правда, позже выяснилось, что до этого у них была технология, где они вытачивали болванки, а заодно и биты сделали. В классе даже после звонка стоял галдеж, все занимались своими делами, никто не обращал на меня внимания. Перекричать их было невозможно. В итоге я взяла часы и написала на доске, что пошло штрафное время. Сколько минут они будут кричать, на столько задержатся после уроков. В итоге нашлись благоразумные дети, которые начали успокаивать одноклассников. Затем я дала им необычное задание на раскрепощение. Для многих белый лист бумаги – это самое страшное, что можно увидеть: не знаешь, что нарисовать, а если нарисуешь плохо – засмеют. А тут задание заключалось в том, чтобы хаотично нанести на одну половинку альбомного листа краску и сложить листок пополам. Получился оттиск, абстрактное цветное пятно. Затем нужно было включить фантазию, увидеть что-нибудь (животное, растение и так далее) среди этого цветового хаоса и обвести по контуру. Ребята жутко развеселились, класс включился в работу, и урок завершился благополучно.Но тогда я поняла, что классические уроки, когда учитель говорит, а ученик слушает, здесь не работают. Большинство учеников не слушают, они просто спят. Такое безразличное отношение к моему любимому предмету, мировой художественной культуре задело меня за живое. Больше всего мне хотелось разбудить ребят, заинтересовать, сделать из них культурно развитых людей. Заново штудируя профессиональную литературу, я пришла к выводу, что помочь мне могут активные формы работы.Непросто было и в 9‑м классе, многие дети собирались уходить из школы, и большого желания учиться у них уже не было. Тогда на первом занятии я провела дебаты на тему «Нужен ли предмет «Искусство» в 9‑м классе?». Объяснила, как ведутся дебаты, что должны быть позиции «за» и «против», как подготовить аргументы. Эта тема их заинтересовала, мы дискутировали весь урок и в итоге нашли несколько весомых для них аргументов, почему знать мировую художественную культуру все-таки нужно.На своих уроках я стараюсь давать минимум теории, мы обсуждаем современное искусство, кино, театр. У ребят есть возможность высказать свою позицию, отстоять ее. Хотя это им бывает сложно, большинство ни разу не были в театре. В одном из классов, когда я проводила опрос, выяснилось, что из 23 человек в театр ходили только пятеро.- А не было желания уйти работать в элитную гимназию?- Дети везде одинаковые. Конечно, где-то более сильные ребята, где-то послабее. Но я стараюсь делать все, что от меня зависит. Начала готовить своих учеников к олимпиадам, конференциям. Сначала они были не уверены в себе, терялись перед аудиторией. Но сейчас я вижу, как они изменились, как выросли. Чувствую отдачу, осознаю важность того, что я делаю.Кстати, в 11‑м классе я запустила проект на повышение самооценки «Удиви меня». Суть в том, что на своей страничке в Интернете я выложила перечень тем, которые мы с ребятами будем проходить в этом году. Каждый может посмотреть, чему будет посвящен следующий урок, подготовить к нему интересный факт и, рассказав о нем, получить дополнительную оценку. Поначалу процесс буксовал, но когда настал конец первой четверти и всем понадобились оценки, выступающих становилось все больше и больше. В результате ученикам это так понравилось, что даже началось какое-то внутреннее соревнование. В общем, приходится идти на разные ухищрения, чтобы ребят заинтересовать.- У молодых педагогов еще свежий взгляд на многие вещи. Что бы вы изменили в школе?- Я скажу, наверное, банальную вещь – очень много отчетов, причем некоторые дублируются. Кроме того, есть такая акция, как обход микрорайона, когда учителя обязаны ходить по домам, звонить в каждую квартиру и спрашивать, есть ли там дети дошкольного возраста, как их зовут и какой детский сад они посещают. Мало того, что это никак не связано с нашей работой, так еще и родители с подозрением относятся к расспросам незнакомых людей о ребенке. А еще когда это частный сектор: высокий забор, собака… Думаешь только о том, как бы живой уйти.- Во время одной из дискуссий на конкурсе вы сказали, что учителям необходимо свободное время, чтобы читать, развиваться. Чем вы занимаетесь вне школы?- У меня много увлечений. Я всегда напоминаю себе, что потолок – это всего лишь пол следующего этажа. Помимо науки занимаюсь реставрацией антикварной или салонной мебели, восстанавливаю старинные рамки, делаю бижутерию. В основном, конечно, ночами. Другого времени просто нет.- Какие отношения у вас сложились с родителями учеников?- Молодым педагогам всегда сложно. Считают, если ребенок чего-то не делает, скорее всего, ты просто сама еще что-то не знаешь. Я благодарна моим наставникам, опытным учителям нашей школы, которые многое мне подсказали и в этом вопросе, и в других. В результате за полгода мне удалось выстроить ровные отношения со всеми классами. Сейчас я чувствую себя комфортно.- Профессия вас изменила?- Наверное, школа сделала меня мудрее. Например, я поняла, что в 90 процентах случаев за поведением хулигана стоит надломленная жизнь: неблагополучная семья, какой-то пережитый шок в детстве. Когда ты это знаешь, воспринимаешь учеников по-другому. Сейчас, когда у ребенка проблемы с учебой, я не делаю поспешных выводов, стараюсь разобраться.- Современные дети очень увлечены гаджетами, мало бывают на природе. Что они рисуют?- В том-то и дело, что рисовать на свободную тему им очень тяжело. Помню, когда сама училась в школе, мы очень любили это задание. А сейчас я вижу в глазах детей страх. А что нарисовать? Может, в Интернете посмотреть? В итоге я получаю набор героев компьютерных игр и мультфильмов. Хотя я разрешаю им рисовать все что угодно, даже шаржи на себя.На мой взгляд, проблема еще и в том, что детей очень рано учат рисовать шаблонами. И родители, и педагоги в детских садах стремятся к тому, чтобы было красиво. И часто идет работа под копирку. А рука при этом не разрабатывается, образное мышление не формируется. Ребенок в результате рисует деревце так: треугольник – это ствол, шарик сверху – это крона.- Оценивать творческую работу непросто, но ведь оценки нужно выставлять. На что вы ориентируетесь при оценивании работы ребенка?- У меня такой принцип: сегодняшний рисунок должен быть лучше, чем вчерашний. Если ученик долго корпел над своей работой, старался, я поставлю «отлично». Но если ребенок талантлив, учится в художественной школе и нарисовал за пару минут, лишь бы отвязаться, пятерку он не получит.- Вы готовы посвятить школе всю свою жизнь?- Я задумывалась об этом, когда на награждении победителей конкурса увидела учителей-ветеранов. Посмотрела на их лица: добрые, открытые, одухотворенные. Они светились! Я поразилась, откуда у них столько энергии, душевных сил? Я не уверена, что так сумею. Не знаю, как нужно подняться над собой, чтобы прожить такую непростую жизнь и не окаменеть. Потому что, когда учитель эмоционально выгорает, ему очень легко зачерстветь. Отчасти ощутила это на себе. Я, наверное, смогу остаться в образовании, но если это будет, как и сейчас, не единственным моим делом.Казань
Комментарии