search
main
0

Искусство на десерт. Изысканно, но необязательно

Почему-то и государство, и школа забывают про мощный ресурс, который в нашей стране давно имеется, но используется, мягко говоря, не по назначению. Почему-то и общество, и семья, и школа продолжают относиться к нему как к десерту – блюду хоть и вкусному, но необязательному, без которого вполне можно обойтись. Этот ресурс – искусство, веками накопленные сокровища духовной и материальной культуры, собранные в библиотеках, галереях и музеях. Кстати, аналогичные внутренние ресурсы активно используют все развитые страны, и это уже можно назвать продуманной государственной политикой. У нас же положительный опыт Европы (и то лишь частично) переняли только самые главные музеи – Эрмитаж и Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Для пенсионеров и школьников вход в национальные сокровищницы бесплатный.

А теперь для сравнения с Европой, Москвой и Петербургом посмотрим, насколько доступно изобразительное искусство жителям обычного провинциального города. Посещение Нижегородского художественного музея семье из четырех человек (двое взрослых и двое детей-школьников) обойдется в 400 рублей. Расклад такой: один взрослый билет стоит 120 рублей, один школьный – 70 рублей, умножайте на два и прибавьте еще 20 рублей на четыре пары бахил. Если семья живет недалеко от центра, то к этой сумме следует прибавить еще 100 рублей на проезд. Если же люди приезжают из отдаленного района и тем более из области, смело прибавляйте все 400-600 рублей (на дорогу, еду и питье и прочие подорожные расходы). Выйдет одна тысяча. Вроде бы недорого по столичным меркам. По нашим – весьма чувствительно, если учесть, что сегодня средняя зарплата даже не 10, как было раньше, а уже 8 тысяч рублей, а за ЖКУ, телефон и электричество такая же семья должна заплатить ежемесячно от 4 до 5,5 тысячи. А еще нужны деньги на питание, одежду, учебу, проезд и так далее. Вот и выходит, что музей как был, так и остается десертом для многих миллионов семей, и если на него тратятся, то крайне редко. «Школа сводит», – уверены родители. А педагоги говорят другое: «Если мама и папа сами не поведут ребенка в театр и музей, то все наши эстетические потуги будут обречены на провал, потому что семена могут взойти только на здоровой и удобренной почве». Учителя убеждены: свой первый выход в пространство культуры ребенок должен совершить с родителями, с бабушками и дедушками, а не в толпе возбужденных сверстников. С этим согласны и музейные работники. Кстати, несмотря на то что понятие музейной педагогики давно в ходу, несмотря на то что школам предлагается множество самых разных, рассчитанных на любой возраст и уровень программ, позволяющих с младых ногтей приобщить детей к изобразительному искусству, спрос на живопись и скульптуру невелик. Лишь немногие энтузиасты – школьные педагоги способны на регулярное сотрудничество с музеями. В большинстве же случаев походы в храм искусства остаются единичными акциями и проходят исключительно в рамках кампаний для отчетов и галочек. Это не голословное заявление: общаясь с одиннадцатиклассниками нижегородских школ, я с удивлением узнала, что ученики (на вид культурные и воспитанные ребята) не слышали фамилий Левитана и Кустодиева, про Коровина, Серова и Саврасова можно было даже не спрашивать…

Результат имеем вполне предсказуемый: подавляющее число семей вообще не ходят в музеи. Оговорюсь, что речь идет не о столицах (хочется верить, что там все намного лучше), а о провинции. Видимо, это часть «продуманной» государственной политики.

Хотелось бы напомнить уважаемым законодателям и ответственным исполнителям слова нашего соотечественника Иосифа Бродского, сказанные в другом месте и по другому поводу, но к нашей теме как нельзя лучше подходящие: «В сфере искусства не спрос определяет предложение, а ровно наоборот». Осознаем ли мы это когда-нибудь?

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте