Мой выбор работать педагогом-психологом в системе образования – это определенный путь, по которому я осознанно иду уже более 15 лет. А путь – это не совсем профессия… Путь – это движение, это живой творческий процесс, который меняет как самого человека, так и его спутников. При каждой новой встрече с ребенком я понимаю, что не могу изменить то, откуда и с чем он ко мне пришел. Но вместе мы можем выбрать, куда двигаться дальше.
Мне кажется, что профессию педагога-психолога можно сравнить с настройщиком музыкальных инструментов. Молодой специалист приходит в школу с полным представлением о том, какие бывают инструменты, знает сложную систему настроек, однако его работа – это не только техническая операция по натягиванию струн. Это искусство, которое помогает ребенку зазвучать.
Очень важно обладать специфическим слухом, чуткостью и любить кропотливый труд, чтобы владеть навыками грамотной настройки. Например, сегодня мой день начинается с фортепиано. Для того чтобы оно заиграло красиво и объемно, мне нужно уловить и отрегулировать звучание каждой из 200 струн. Незначительное отклонение или неточность в настройке – и музыкальный инструмент потеряет свою выразительность.
Дети являются музыкантами, внутри каждого из них сложный механизм: девочки-арфы, мальчишки-барабаны, девушки-скрипки, юноши-фаготы… Главное правило: не навредить! Сломать инструмент легко, а восстановить не всегда получается.
Важно стремиться к тому, чтобы в большом школьном оркестре психологов-настройщиков было необходимое количество.
Одни специалисты являются мастерами, к ним приносят уже сломанные музыкальные инструменты. Педагоги-психологи выявляют причины дефектов, а затем стараются их устранить или скорректировать. Многие инструменты никогда не будут отремонтированы полностью, но при ответственной профессиональной работе настройщика они не будут молча пылиться на домашних полках, а смогут звучать среди нас своей уникальной мелодичностью, а значит, смогут жить.
Другие специалисты являются регулировщиками, они помогают музыкантам настроить их механизмы для самостоятельного творческого звучания. Педагоги-психологи восстанавливают систему настроек и учат чувствовать и пользоваться своим музыкальным инструментом, учитывая свои особенности. Они поддерживают человека, помогают ему обрести уверенность в себе, взращивают личность, которая будет дарить волшебную музыку своей души окружающим.
Настройщик инструментов – негласная профессия. Педагоги-психологи тоже относятся к иным педагогическим работникам, однако с каждым годом растет понимание важности той деятельности, которую проводят специалисты. Уверена, что в обозримом будущем количество педагогов-психологов в школе вырастет. У них есть время и умение прислушаться к ребенку, остановиться и дать возможность высказаться. Это искусство: за мнимой простотой семи нот внутри каждого из нас разглядеть необъятную клавиатуру человеческой души.
Олеся ЖДАНОВА, педагог-психолог школы №1987
Комментарии