Танцующие краски в музыкальном лабиринте
Щекотен мех моей шкуры
Крутятся назад колеса времени, унося нас в далекое прошлое, в эпоху первобытно-общинного строя, когда люди не только охотились на мамонтов и собирали сладкие плоды, но и рисовали все это на стенах своих пещер. А увидеть, что именно они рисовали, можно было на уроке ростовской учительницы изо КИСЕЛЕВОЙ.
Как ни несется машина времени, но путь выдался неблизкий. И уже заерзали второклашки-путешественники, и послышалось тихое хихиканье с парт.
– Что, щекочется мех той шкуры, на которой пытаетесь устроиться поудобнее? – встречает в глубине веков ребят спасительный голос Татьяны Павловны.
Каких только наскальных работ не оставил для изучения грядущим потомкам этот урок-перевоплощение! Здесь, на отвесной горной стене, именуемой когда-то школьной доской, исследователь-археолог обнаружит и строгую графику, и буйную живопись, и причудливо выскобленный рисунок.
Птица летит на свободу
А краски-то, оказывается, танцуют. Смешиваются и переплетаются, хохочут до упаду и печалятся, нежно вальсируют и пускаются в безудержный пляс. Об этом рассказал на своем уроке учитель изобразительного искусства из Чувашии Александр СЕМЕНОВ. Да что значит рассказал?! Показал наглядно. Ведь, по его утверждению, стоит к краскам приложить руку и душу, и произойдет чудо.
Александр Анатольевич на своем уроке не уставал поражать всех и вся. То станцует ламбаду и, получив от изумленных учеников географо-биографическую справку с ее родины, попросит все это нарисовать, то пригласит прогуляться по вернисажу, составленному из его картин, где удивленный зритель выделит запорошенный снегом деревенский сруб “Это дом Семенова”, то расскажет, как самостоятельно со своими учениками строит частную школу для одаренных детей обоих сел, в которых он преподает.
На альбоме Чайковского я еще не играю
Деревья росли-росли (появляются головы откуда-то из-под стульев), и выросла из них целая роща (заколыхались руки над головами)… Это разминка, которая позволит будущим певцам и певицам расслабить мышцы, восстановить дыхание и вообще настроиться, словно многострунному инструменту, – в 1-м “А” грядет урок хорового пения.
Светлана ФОКИНА стремится донести до детской души понимание того, что наука и искусство заключают в себе нечто неуловимое, но тем не менее исключительно важное для нашего существования – то, что составляет основу нашей духовности, нашей этики и морали, что позволяет нам оставаться людьми.
– А у меня есть альбом Чайковского, но я еще на нем не играю, – неожиданно заявил первоклашка.
– А я играю на флейте, – прошелестело нечто нежное с первого ряда.
– Надо же, своих детей не узнать, – удивлялись школьные учителя. – Как им хочется проявиться, показать свои умения и способности! Перемена давно, а их от инструмента не оторвешь. Чудеса да и только!
Голос в лабиринте
Как часто мимолетное впечатление, случайное ощущение дарят человечеству бессмертное произведение. Вот последний луч уходящего солнца на прощание коснулся вершины горы, вот щемящее чувство сумеречной тоски и одиночества наваливается давящим грузом на плечи – ностальгия. Третьеклассники сразу уловили это настроение в “Заходе солнца” Эдварда Грига, стоило только оренбургской учительнице музыки Ларисе АЛЕКСЕЕВОЙ снять колдовское наваждение от ее чудесной игры на рояле, убрав руки с клавиатуры.
Знакомство с мировой классикой – это способ возвыситься над повседневностью и суетой, это возможность обогатиться духовно и достичь гармонии с миром и собой. И тем более это становится возможным, когда тебя по музыкальным лабиринтам ведет прекрасный голос твоего учителя.
О чем поведал Олонхо
15 килограммов серебра надевает в качестве украшения на себя якутянка. Она хочет понравиться, она демонстрирует свой вкус и знакомит окружающих со своим мировоззрением, она оберегает себя и своих близких от злых духов. Об этом поведала на уроке национальной культуры учитель из Республики Саха (Якутия) Диана НИКУТОВА.
С помощью якутского эпоса “Олонхо” Никутова показала ребятам удивительный мир ритуалов фольклора, народных символов, памятников старины. Она научила москвичей читать значение орнаментов и понимать смысл некоторых обрядов.
Девятиклассники внимательно считывали узоры на чороне – кубке для напитка, рукавице, серьге. Теперь-то они знают, что если подол женского платья не обшит елочками, то его хозяйка покуда не собирается обзаводиться семьей, а для того чтобы земля была плодородной, при росписи кухонной утвари надо в середину ромба вписать точку.
Андрей Шнитке увлекался взрывами
“Время вперед!” – говорил гордый человек 80-х. Он не знал сомнений, он не колебался, он был уверен в своем завтрашнем дне. О нем, герое и победителе, знаменитая увертюра Георгия Свиридова. Почти в те же годы Альфред Шнитке писал о другой личности, мятущейся и страдающей, о “душе, вышедшей в пространство и окруженной непонятным и враждебным”. Разные композиторы, разные мироощущения. Их свела на своем уроке владимирская учительница музыки Татьяна СИРОТКИНА.
…В этом классе 1265-й школы Альфред Шнитке и сам касался пальцами клавиатуры, превращая рояль в звездолет, а своих слушателей – в далекие неопознанные миры. Ведь его сын Андрей учился именно здесь.
Лора ЗУЕВА
Комментарии