search
main
0

Искусства различны, тема едина. Рабочая программа по музыке. 5-й класс

Программа по музыке для 5-7-х классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Музыка», на основе программы «Музыка», автором которой является В.В.Алеев. Как и программа начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Планирование составлено с использованием программы В.В.Алеева «Музыка». Преподавание ведется по учебнику «Музыка» В.Алеева, Т.Кичак.

Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.Задачи: – научить школьников воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, музыкальный рисунок);- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между формой и содержанием в музыкальном искусстве);- привить основы художественного вкуса;- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;- обучить основам музыкальной грамоты;- сформировать потребность в общении с музыкой.Настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Своеобразную часть программы составляет значительно обновленный музыкальный материал, произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, кантат, симфоний, концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен. Большинство песен представлено в одноголосии, доступном для исполнения всеми учащимися независимо от возраста. Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средства для формирования слушательской культуры учащихся.  Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основная методологическая характеристика программы – комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.Важнейший метод программы, во многом определяющий ее содержание, – метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин, таких как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения понятия «музыка и жизнь». Содержание тем учебного курсаУглубление содержания в программе для основной школы повлекло и более дифференцированный подход в применении метода междисциплинарных взаимодействий. Тема «Драматические образы в музыке», в которой освещаются различные стороны взаимодействия музыкального и поэтического образов на примере вокальной баллады Ф.Шуберта «Лесной царь» и ее литературного первоисточника у И.В.Гете и В.Жуковского, а также соответствий на уровне средств художественной выразительности (5-й класс. Тема «Искусства различны, тема едина» – общие для музыки и живописи понятия: пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т. д.).Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:- с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;- с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии).Если применение междисциплинарного метода направлено на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, а также с другими предметами художественной и познавательной деятельности, то освещение собственно музыкальных процессов и явлений происходит с помощью стилевого подхода.Данная стилевая типология находит применение в данной программе. Она реализуется не на уровне специальных тем, а органично вплетается в тематическое содержание курса. Например, стиль времени наглядно проявляет себя при интерпретации сложных и противоречивых процессов, характеризующих музыкальное искусство XX века; стиль направления присутствует при рассмотрении музыкальной изобразительности в творчестве композиторов-импрессионистов (5-й класс. Тема «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов»);    индивидуальный  стиль окрашивает темы, посвященные творчеству В.А.Моцарта и П.Чайковского; наконец, стиль элемента произведения выявляет художественную специфику важнейших средств музыкальной выразительности – ритма, мелодии, гармонии, фактуры, тембров, динамики. Обозначив уровни стилевой системы, применяемой в программе, необходимо обратить внимание на то, что всех их объединяет одно важнейшее свойство стиля. Оно заключается в выявлении характерно-типологических особенностей, присущих произведениям искусства, независимо от того, задействуется ли стиль времени или стиль элемента произведения. Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).Подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года. Тема года в 5-м классе – «Музыка и другие виды искусства». Содержание этой темы раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».Тематическое построение этого года предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебника для 5-го класса, предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5-м классе:- литературой (общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки X.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…»; музыкальная басня – Г.Малер «Похвала знатока»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т. д.);- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В.Глюк, «Орфей»);- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста); – природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).     Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.Тематическое планирование составлено по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак «Музыка» 5-7-й класс.Требования к уровню подготовки учащихся по итогам пятого класса:- уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных в пятом классе;- уметь размышлять о музыке, подбирать музыкальные стихотворения, создавать музыкальные рисунки;- уметь определить главные отличительные особенности главных музыкальных жанров (песня, романс, хоровая музыка), а также музыкально-изобразительных жанров (опера, балет);- знать новые имена композиторов К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторые художественные особенности музыкального импрессионизма;- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение вокально-хоровых произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a cappella в унисон, правильное распределение дыхания и использование цепного дыхания).В пятом классе школьники знакомятся с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи, прослеживается тесная взаимосвязь с другими видами искусства.Прим. ред. Учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, список литературы, формы контроля опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/807 ​Евгений СИНИЦКИЙ, учитель музыки гимназии №2 города Черняховска Калининградской области, учитель года Калининградской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте