Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Искусный интеллект. Я так думаю

Учительская газета, №17 от 26 апреля 2016. Читать номер
Автор:

​На лентах информационных агентств появилась недавно такая новость: «Рекламное агентство из Амстердама по заказу ING Bank проанализировало более 300 картин голландского художника XVII века Рембрандта Хаарменса ван Рейна, создало алгоритм, способный повторить приемы великого художника, и напечатало на 3D-принтере портрет мужчины XVII века в его стиле. Результат работы оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, мы знаем, что это компьютер. С другой – если поставить рядом несколько картин Рембрандта, то мало кто сможет отличить именно этот портрет».

И действительно, работа, созданная современным компьютером, фактически неотличима от работ Рембрандта. Однако ликование от лихой поступи технического прогресса сменяется вот какими размышлениями.Рембрандт – это прежде всего смыслы, которые он реализовывал через технику. И все его ученики и подражатели техникой-то могли овладеть, но на его смысловой уровень не поднимались, именно поэтому их работы не достигают мастерства великого голландца. А эта созданная компьютером работа совершенно идентична Рембрандту, но ведь искусственный интеллект смыслов не вкладывал, только тщательно воспроизвел сумму технических приемов. То есть сегодня мы получаем ситуацию, когда объект абсолютно воспроизводим при отсутствии смыслового контекста. И в этом есть опасность, повышающая, в частности, педагогическую ответственность именно за формирование смыслов попутно с оснащением технологиями.Мой коллега и друг Андрей Сиденко, с которым мы обсуждали эту новость, парировал мне: «А что, если есть и обратный путь: не «смысл – образ», а «образ – смысл» и в работах компьютера тоже может быть что-то осмысленное?..»Но, Андрей, как это – от образа к смыслу? Кто будет туда вкладывать смысл? Компьютер? Человек? Когда? В процессе восприятия? Суть акта создания картины – художник встает в позицию творца: у него есть мысль, и он воплощает ее в форму. А здесь сначала мир сам по себе, а потом к нему «прикручиваются» смыслы? Получается, существование предшествует смыслу. В принципе это логично вытекает из развития нашей цивилизации и философии. Только вопрос, откуда возьмется у человека способность вкладывать смыслы в образы, где гарантия, что она не атрофируется, если он выключен из процесса создания образов, а только потребляет их…Возможно, похожие проблемы вставали перед человеком позднего Средневековья как реакция на появление книгопечатания, которое тоже поставило мир в новые отношения с информацией, до того передаваемой только рукой человека, а не станком. Ответом на это стало Возрождение с его апологией человека как создателя мира и автора своей жизни. Будем ждать его и мы?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту