search
main
0

Искреннее воодушевление, разительность доводов. Программа по риторике

Гражданин должен быть коммуникабельным человеком. Еще в XIX веке этому способствовал такой предмет, как риторика. Сегодня она снова востребована. Ее преподают в школах, лицеях, гимназиях. Курс риторики мы рассматриваем как органическую часть системы классического образования гимназии. Оно направлено на общее развитие личности учащихся, на знакомство с обширными знаниями во всех областях, на воспитание высокой активности молодых людей.

Пояснительная записка

Целью программы по риторике для 10, 11-х классов является воспитание у ребенка умения красиво, образно, ярко говорить, владеть основами коммуникативно-речевой культуры и быть способным к постоянному самосовершенствованию языка и речи. Для этого ученик должен обладать духовной и коммуникативной культурой, средствами и способами речевого поведения. Программа ставит задачи:

осмысление нравственных основ речевого поведения, выработанного риторами-классиками;

освоение правил и приемов эффективного риторического воздействия;

усвоение практически значимых речевых жанров и типов риторических выступлений;

освоение современных литературных норм;

овладение правилами речевого этикета.

В программе представлены сведения из истории риторики, знания и умения из области культуры речи, стилистики, выразительности чтения и актерского мастерства. Важный компонент ее – социально-коммуникативный аспект. Предпочтение отдано интерактивным методам обучения (лекции-диалоги, деловые и ролевые игры, тренинги, коммуникативные этюды). Сделана попытка привлечь к процессу обучения информационные технологии (видеомастерские, телемастерские и др.).

В конце каждого раздела очерчен круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по завершении изучения его. Формой контроля за усвоением материала служит зачет, а за усвоение всего курса – экзамен, который проводится в 11-м классе.

10-й класс (34 часа)

Раздел 1. Введение

(2 часа)

Построение образа субъекта речевого поведения. Речевое воздействие как важное условие успешности речевого поведения человека. Владение эффективной публичной речью как условие успешности речевого поведения.

Риторика как наука об условиях и формах эффективной публичной речи.

Раздел 2. Из истории классической риторики и риторики России

(9 часов)

Тема 1. Риторы Древней Греции и Древнего Рима.

Роль учителей-софистов в создании основ риторики как науки об ораторском искусстве. Понимание ими риторики как науки убеждения.

Сократ и Платон как создатели теории «подлинного красноречия». «Познание истины» как основа красноречия у Сократа. Идея воздействия речи на душу в теории красноречия Платона.

Характеристика взглядов Сократа на риторику как науку. Структура и содержание «Риторики» Аристотеля.

Сочинения Цицерона об ораторском мастерстве, характеристика его книг по риторике. Понимание красоты речи Цицероном.

«Риторические наставления» Квинтилиана как обобщение опыта классической риторики.

Тема 2. Риторика в России XVII-XX веков.

Принципы красноречия в трудах М.Ломоносова. Содержание и структура его Риторики.

Роль И.Рижского, А.Мерзлякова, А.Галича, Н.Кошанского, М.Сперанского в становлении и развитии риторики в России.

Общая характеристика их трудов.

Знания и умения учащихся по данному разделу.

Умение анализировать первоисточники, конспектировать, составлять различные виды плана (сложный, простой, тезисный). Знание наизусть наиболее важных и известных изречений ораторов прошлого, понимание их смысла и возможности применения в соответствующих речевых ситуациях.

Раздел 3. Овладение учащимися культурой публичной речи

(15 часов)

Тема 1. Публичная речь и ее качества.

Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).

Тема 2. Правильность речи (в течение всего курса на каждом занятии).

Повышение нормативного уровня речи учащихся, знакомство с понятием нормы, виды норм (акцентологические, лексические, синтаксические нормы), работа со словарями и справочниками, использование их для освоения круга проблемных в нормативном отношении слов и форм. Типы речевых ошибок, работа по их исправлению.

Тема 3. Богатство речи (в течение всего курса на каждом занятии).

Обогащение словаря учащихся как основа работы над богатством речи. Освоение учащимися необходимого лексического тезауруса, синонимических средств, фразеологических оборотов.

Тема 4. Языковая выразительность речи.

Углубление знаний учащихся о средствах речевой выразительности, полученных ранее. Средства выразительности разных уровней языка: понятие о благозвучии речи, лексические средства выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, гипербола, литота, фразеологизмы), риторические фигуры (анафора, эпифора, градация, антитеза, перечислительный ряд, аналогия, инверсия, риторический вопрос).

Тема 5. Логичность речи.

Понятие логичной речи. Правила построения речи. Правила использования законов логики в речи. Правила расположения доказательств и доводов. Понятие о логических ошибках.

Тема 6. Уместность речи.

Понятие о стилистической разновидности речи и ситуациях использования разных стилей речи. Анализ текстов различных стилей. Стилистические ошибки, способы их исправления.

Усвоение понятий: публичная речь, коммуникативные качества речи; овладение определенным кругом норм литературного языка, умение работать со словарями и справочниками с целью выявления нормативности слов и форм, умение видеть и исправлять речевые ошибки, нормативно правильно употреблять слова, словосочетания и предложения в речи; освоение учащимися необходимого лексического тезауруса, навыков употребления слов в соответствующем речевом контексте, умение выбирать точные, доходчивые, уместные средства для выражения мысли, умение учитывать стилистическую принадлежность слова при его употреблении, сочетаемость с другими словами, знание учащимися изобразительно-выразительных возможностей языка, умение использовать их для придания речи эмоциональности и привлекательности; знание основных законов логики, необходимых для построения речи, умение находить и исправлять логические ошибки; знание основных стилистических разновидностей речи, типов стилистических ошибок, умение характеризовать речь с точки зрения ее принадлежности к тому или иному стилю, исправлять стилистические ошибки.

Раздел 4. Средства выразительности устной речи

(8 часов)

Тема 1. Вербальные средства выразительности.

Качества голоса и темпа речи как основные средства выразительности устной речи. Интонационная выразительность устной речи. Ясность и четкость произношения как важнейшие характеристики устной речи. Работа над дикцией: тренировочные упражнения в произнесении звуков, их сочетаний, трудных слов и фраз, работа над скороговорками.

Тема 2. Невербальные средства выразительности.

Мимика, взгляд, рекомендации по использованию взгляда, позы, жеста (характеристика основной позы оратора, психологические значения поз и жестов), движения (положение частей тела при движении, скорость движения), практическая отработка невербальных средств выразительности.

Владение приемами работы над голосом и дикцией. Умение использовать качества голоса и темпа речи для выражения соответствующей интонации при произнесении речи. Умение делать разметку текста: полную, частичную, умение репетировать подготовленный к произнесению текст.

Умение поддерживать, усиливать соответствующую интонационную выразительность жестами, позой, мимикой.

Умение анализировать и оценивать речь с точки зрения ее выразительности, уместности и качества использования невербальных средств.

11-й класс (34 часа)

Раздел 5. Публичная речь и ее разновидности

(7 часов)

Понятие о публичной речи и ее разновидностях: академическая речь, судебная, социально-политическая, социально-бытовая, духовная.

Умение определять разновидность публичной речи, анализировать разновидности публичного выступления: характеризовать ситуацию и цели публичного выступления, соответствие ей содержания материала, структуры его расположения, выбранных языковых средств.

Раздел 6. Основы подготовки к публичному выступлению

(14 часов)

Тема 1. Подготовка текста публичного выступления.

Основные требования к тексту публичного выступления.

Выбор коммуникативнной стратегии: анализ ситуации выступления, оценка будущих слушателей, предстоящей обстановки, осознание цели будущего выступления, определение его темы, идеи; выбор формы плана, варианта записи текста, формы выступления.

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего выступления, выделение главного и второстепенного.

Работа над фактами и теоретическим материалом.

Композиция публичного выступления. Вступление, его виды и формы. Основная часть, место важной информации. Логические формы изложения, приемы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

Концовка, функция концовки, варианты концовок.

Работа над речевой формой выступления: нормативная правильность языковых средств, привлечение средств выразительности, работа над доступностью изложения, конкретностью лексики. Способы связи речи. Языковые средства, выражающие субъективное отношение к речи.

Разговорность стиля, простота изложения. Подделка письменной речи под устную. Использование разных типов речи.

Подготовка конспекта к выступлению. Репетиция речи.

Тема 2. Психолого-физиологическая подготовка.

Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления, учет способов сопротивления со стороны аудитории.

Знание основных требований к публичной речи и умение их применять при составлении конкретного текста.

Умение организовывать и реализовывать целенаправленную, длительную, «рассредоточенную» систему подготовки к устному выступлению.

Умение использовать приемы и правила выбора темы, ее осмысления, сбора и систематизации материала, выделение главного, теоретического и практического, учитывать при этом условия ситуации речи.

Представление об основных структурных компонентах публичного текста, умение придавать отобранному материалу композиционную стройность, эффективно оформлять каждую часть текста выступления в соответствии с замыслом речи и ее типом. Умение уместно вводить в текст изобразительные средства языка, выбирать точные слова и обороты речи, использовать разнообразные синтаксические конструкции.

Умение пользоваться различными стилями и типами речи при составлении текста.

Знание основ психолого-физиологической подготовки к выступлению, умение практически применять ее основные приемы. Знание основных трудностей работы с аудиторией, технологии их преодоления, умение практически реализовывать данную технологию.

Раздел 7. Поведение оратора во время выступления

(5 часов)

Состояние аудитории как определяющий фактор тактики оратора.

Оценка состава реальных слушателей, обстановки выступления.

Приемы оценки аудитории. Оценка оратором восприятия его аудиторией. Внесение корректив и выступление в зависимости от особенностей реальной обстановки выступления. «Эффект живой реакции».

Приемы расположения аудитории. Открытый диалог.

Приемы привлечения и сохранения внимания слушателей. Способы оценки внимания аудитории (чтение аудитории оратором). Периоды внимания. Факторы, влияющие на внимание слушателей. Приемы поддержания внимания.

Эффективные риторические позиции оратора в ходе выступления: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер. Риторические позиции «коммуникативного самоубийства».

Манеры выступления, расположение оратора в аудитории, движение, использование невербальных средств общения. Внешний вид оратора.

Приемы борьбы с волнением. Неполадки в процессе выступления и способы их устранения.

Завершение публичного выступления, соблюдение регламента.

Неудачные концовки.

Ответы на вопросы аудитории. Типы вопросов, технические приемы ответа на них.

Типы аудиторий. Эффективность выступления в различных аудиториях.

Умение ориентироваться в ситуации общения, выбирать стратегию речевого поведения в зависимости от состава слушателей, обстановки.

Умение свободно держаться перед аудиторией, ощущать свободную связь с нею, следить за состоянием слушателей, менять тактику выступления.

Умение удерживать в памяти крупные фрагменты текста, в уме дорабатывать, редактировать их.

Умение эффективно использовать средства невербальной выразительности при произнесении речи.

Умение демонстрировать быстроту реакции, находчивость, остроумие.

Потребность совершенствовать свои манеру выступления, внешний облик.

Раздел 8. Подготовка публичных выступлений разных жанров

(4 часа)

Виды информационных выступлений. Общие правила подготовки информационных выступлений.

Рекламное выступление и правила подготовки к устному рекламному выступлению. Виды рассказов о себе. Правила рассказывания о событии. Протокольно-этикетные выступления и его основные особенности. Правила представления гостя. Похвальное слово. Развлекательное выступление, его основные особенности. Основные особенности убеждающих выступлений.

Представление об основных жанрах публичных выступлений, знание правил использования каждого речевого жанра.

Умение грамотно исполнять жанры публичных выступлений в соответствующих речевых ситуациях.

Раздел 9. Искусство спора и обсуждения

Понятие спора. Важнейшие требования к спору. Способы опровержения точки зрения оппонента. Правила спора. Дискуссия, полемика, диспут как разновидности спора. Дебаты и прения как разновидности обсуждения. Подготовка дебатов. Правила для участников дебатов. Проведение дебатов.

Знание правил спора и обсуждения, установка на соглашение при участии в споре или обсуждении, умение продуктивно вести спор и обсуждение.

Ольга ИВЛЕЕВА, директор гимназии № 1 имени В.Г.Белинского, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте