В Большом театре России (Камерная сцена имени Б.А.Покровского) прошла первая оперная премьера 245‑го сезона. Название выбрано редкое и драгоценное – «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Не самая популярная и в то же время одна из самых загадочных французских опер не шла в Москве достаточно давно, а на главной сцене страны – вообще с начала XX столетия.
Из-за пандемии коронавируса и вынужденных ограничений театр переносил премьеру оперы Бизе уже неоднократно. Изначально планировалось выпустить спектакль еще в предыдущем сезоне. Тем не менее первый блок спектаклей прошел в декабре 2020 года, второй – с 28 по 31 января 2021 года. «Искатели жемчуга» – спектакль, подготовленный командой во главе с латышским режиссером Владиславсом Наставшевсом (это его дебютный спектакль в опере), под музыкальным руководством дирижера Алексея Верещагина.
У композитора Жоржа Бизе есть абсолютнейший хит – опера «Кармен», которая входит в Топ мировых шлягеров и украшает афиши практически всех театров мира – от великих до рядовых. Да и само творчество Бизе подчинено «Кармен» безоговорочно, все остальные произведения незаслуженно находятся в тени «коварной испанки».
«Искатели жемчуга» – это первая опера композитора, которая была поставлена на сцене. Бизе написал оперу в 24 года по заказу одной из оперных компаний Парижа. Сочинил музыку достаточно быстро, за несколько месяцев. Сюжет оперы достаточно традиционный: ее действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. История девушки-жрицы, нарушившей обет девственности, и ее избавления от кары нередко показывалась на оперной сцене. На фоне волнующих песен и плясок разыгрываются драма ревности Зурги и любовь охотника Надира и Лейлы.
В опере поднимается и модная в то время во Франции ориентальная тема. Среди «колониальных» опер других композиторов можно выделить «Лалу-Рук» Давида, «Африканку» Мейербера, «Царицу Савскую» Гуно, «Короля Лагорского» Массне, «Самсона и Далилу» Сен-Санса, «Лакме» Делиба. Но «Искатели жемчуга» были первыми.
Мировая премьера «Искателей жемчуга» состоялась 30 сентября 1863 года, выдержала пару десятков представлений и более при жизни автора не исполнялась. Среди однообразных и вялых отзывов публики и прессы выделилась рецензия композитора Гектора Берлиоза, отметившего, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита».
Сами же оперные мелодии «Искателей жемчуга» впечатляют красотой и богатством. Яркостью отличаются также массовые сцены, обрамляющие лирические либо драматические эпизоды оперы.
Лучшие мелодии служат украшением концертных программ: популярнейший романс Надира, а также дуэт Надира и Зурги (оба из первого действия, абсолютные шедевры Бизе).
Сейчас «Искатели жемчуга» практически не ставятся на театральных подмостках. Поэтому появление редчайшего оперного названия в репертуаре Большого театра – шаг мудрый и интересный. Театр использовал редакцию Брэда Коэна.
Над спектаклем работали режиссер-постановщик и сценограф Владиславс Наставшевс, художник по костюмам Елисей Косцов, художник по свету Антон Стихин. Режиссер Владиславс Наставшевс ставит оперу без особых временных и пространственных примет, сохраняет режиссерский баланс и чувствует музыку. Спектакль получился невероятно стильным и интересным.
Исполнители главных партий создали интересные образы, актерски убедительные и полноценные: Лейла – Тамара Касумова, Татьяна Конинская и Татьяна Федотова; Надир – Ярослав Абаимов и Петр Мелентьев; Зурга – Константин Сучков и Азамат Цалити; Нурабад – Алексей Прокопьев и Кирилл Филин.
Музыкальная работа дирижера Алексея Верещагина выглядит по-европейски интересно и увлекательно. Особо хочется поблагодарить хор, ставший полноценным действующим лицом (хормейстеры Александр Рыбнов, Павел Сучков).
Стоит поздравить Большой театр с удачной премьерой, что не так часто случается в последние годы, и пожелать спектаклю твердо осесть в репертуаре Камерной сцены. Хотя постановка заслуживает как минимум Новой сцены, если не Исторической.
Дмитрий ПАРНОВ, Павел РЫЧКОВ (фото)
Комментарии