search
main
0

Искатели сокровищ. 30 лет спустя в «Артеке» вновь возрождают романтику профессии геолога

Россию кормят ее природные богатства, прежде всего полезные ископаемые. Но вот парадокс – скоро их станет просто некому добывать: в последние десятилетия романтика искателей сокровищ, скрытых в земных недрах, мало прельщает юных. Руководители отрасли по-разному пытаются возродить интерес нового поколения к наукам о Земле. Одним из самых удачных форматов стала специальная смена «ГЕОАРТЕК-2017», только что завершившаяся в легендарном международном детском центре.

Геосмену, или Международный слет юных геологов, организовал ведущий геологический вуз страны, он же тематический партнер «Артека» – Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) при поддержке госкорпорации «АО «Росгеология». И мотивы взрослых абсолютно понятны.- Сейчас мы стоим на пороге, когда старое поколение в отрасли подходит к пенсионному возрасту и надо готовить новые кадры, – честно признал и. о. ректора РГГРУ Вадим Косьянов. – По разным данным, сейчас отрасль обеспечена лишь 30% квалифицированных специалистов.Но как увлечь геологией молодых?- Чтобы сформировать круг ребят, которые пойдут в университет, потом на производство или в экспедиции, надо начинать со школы, – продолжает Вадим Александрович. – Кто-то для этого открывает инженерные классы, кто-то – школьный факультет, как существующий в нашем вузе более 60 лет (из него, кстати, вышли многие известные люди, в том числе несколько министров геологии СССР и нынешний основатель Яндекса Илья Сегалович). А еще нам пришла в голову идея сделать геосмену в «Артеке». Хотя все новое – хорошо забытое старое: 30 лет назад здесь проводились гео­сме­ны. Сюда съезжались дети со всего Советского Союза, и потом в отрасль приходило много хороших специалистов. Больше года назад мы подали заявку в Минобрнауки на проведение этого проекта и выиграли конкурс.Совместно с Росгеологией РГГРУ провел отбор – ребята писали эссе о том, почему они хотят учиться и потом работать геологом. В число участников вошли победители Всероссийской полевой олимпиады юных геологов, а также имеющие успехи в учебе и творчестве дети сотрудников геологической отрасли. И это понятно – личный пример отцов и матерей лучше всяких телерепортажей способен вдохновить на выбор жизненного пути. Что и подтвердили юные участники геосмены.- Я увлекаюсь геологией со 2‑го класса, наверное, потому что у меня папа геофизик, – рассказал нам Матвей Ювашев, шестиклассник из города Абинска Краснодарского края. – Его работа связана с нефтедобычей, он работает на скважинах. Папа часто рассказывал интересные истории, как они попадают в трудные ситуации и выбираются из них. Например, что-то сломалось, нефть течет на землю, надо это срочно устранять, и им приходилось быстро чинить оборудование, проявляя смекалку. А мне бы в будущем хотелось искать минералы и драгоценные металлы. Это же настоящее приключение – работать в пещерах, горах!- Мне папа, Николай Георгиевич Павленко, сотрудник Краснодарнефтегеофизики, тоже рассказывал много интересных историй, как он находил крупинки и даже слитки золота на Камчатке, – поделилась семиклассница лицея №12 Краснодара Настя Павленко. – Оттуда папа привез вулканический пепел. У меня, естественно, есть своя коллекция минералов, я стала ее собирать еще в детском саду. Мой любимый камень – аметист.Похоже, дети искренне увлечены науками о Земле и верят в ее лучшее будущее.- Я отличница, учусь в профильном медклассе, мы изучаем углубленно биологию и химию, но думаю, что, когда я вырасту, свяжу свою жизнь с геологией, – приоткрыла нам свои планы и сердце маленькая серьезная Настя. – Вы же знаете, что полезные ископаемые – это остатки древних растений и животных. У меня дедушка живет в Абрау-Дюрсо, и у него дом состоит из ракушечника. В одной из стен мы увидели отпечаток большого моллюска. Это так красиво! Мне нравится защита окружающей среды. Очень хочется сохранить нашу планету такой, какая она сейчас!Скажете, эти дети не романтики?!В «Артеке» для юных геологов приготовили насыщенную образовательную программу «Мы – земляне». На территории лагеря «Морской» раскинулся полевой лагерь геолога будущего, где артековцы ознакомились с основами геофизики, геохимии, экологии, гидрогеологии и геологической разведки.- На геосмене я многое узнал, но больше всего мне понравилось шлиховать – промывать породу, чтобы найти ценную руду, – признался шестиклассник Александр Колыванов из Новосибирска. – В итоге мы нашли кусочки меди. Было здорово!Другим ребятам запомнился инновационный способ очистки воды от нефтепродуктов с помощью отечественного запатентованного сорбента – трепело-органического композита, с которым детей ознакомила сотрудница научной организации-разработчика. То есть школьники получали сведения из первых рук – от ученых, инженеров и других специалистов отрасли. Они даже побывали на увлекательнейшей экскурсии, которую для них лично провел академик РАН директор Палеонтологического института им. А.А.Борисяка Алексей Лопатин. На выставке динозавров в Никитском ботаническом саду (а всех участников смен возят в различные музеи Крыма) он рассказал, как формировался облик нашей планеты во времена доисторических ящеров. Свидетельств, оставленных вымершими животными, в земле, в том числе крымской, осталось немало – это и окаменевшие яйца динозавров, и остатки современников ящеров – хвойных деревьев. И это тоже сокровища!Конечно, Крым в этом, да и во всех остальных отношениях, идеальное место, чтобы проникнуться романтикой и красотой страны (а без этого какая же любовь к геологии!). И не только.- Нам нужно было какое-то притягательное место, куда собрались бы дети со всей страны, – не скрывает Анатолий Болюх, заместитель генерального директора госхолдинга «АО «Росгеология». – «Артек» – знаковое место, где хотели бы побывать все дети страны, здесь они могут пообщаться с талантливыми детьми с другими сферами увлечений, что расширяет горизонты. Не говоря уже о знакомстве с геологическим строением полуострова Крым, его акваторией, музеями естественно-научной направленности.Один рельеф «Артека» с его перепадами высот чего стоит! Самая знаменитая возвышенность, конечно, Медведь-гора, или Аю-Даг. Проникнуться ее духом ребятам помогает обязательное восхождение на гору, на вершине которой и происходит посвящение в артековцы. Его незабываемости способствуют особые ритуалы.- Как почти 30 лет назад, когда я работал вожатым, так и сейчас каждый лагерь придумывает свои «фишки», например, на отрезках тропы стоят сказочные герои с загадками и испытаниями, – приоткрыл нам завесу тайны ведущий специалист по связям с общественностью «Артека» Юрий Малышев. – В финале дети возлагают на вершину камень, который захватили с подножия, и общаются с духом – покровителем тихого часа Абсолютом, живущим в дупле старого дерева Аю-Дага.В общем, не влюбиться в «Артек» – жемчужину Крыма – невозможно. Этому способствует не только захватывающая дух красота. Но здесь еще и богатейшая инфраструктура для полезного и увлекательного времяпрепровождения. Ну кто из детей устоит, например, перед возможностью испытать свою ловкость на крутейшем скалодроме или научиться ездить верхом?А какая здесь столовая! Корпуса буквально сверкают чистотой и радуют стильным дизайном. Питание пятиразовое и не хуже ресторанного, но при этом почти диетическое. А еще здесь постоянно проводят дни национальных кухонь, поэтому дети знакомятся с миром еще и гастрономически. Неудивительно, что многие дети с нормальным весом уезжают отсюда, поправившись на 3‑5 килограммов (притом что нагрузка на сменах очень большая). А вот полные, как ни странно, напротив, худеют…Ну и, конечно, геопрограмма гео­прог­рам­мой, а школа по расписанию. Школа в «Артеке» тоже необычная, дети прозвали ее Хогвартсом не только за своеобразную форму крыш, но и за чудеса, которые в ней происходят. Ведь учат тут, помимо традиционных уроков используя новую, экспериментальную, форму образовательных программ – сетевой образовательный модуль, или СОМ.- Мы стараемся преодолеть формальный подход в обучении, поэтому наш учебный процесс выходит за школьные стены в естественную среду – в музей, зооуголок, парк и так далее, – пояснила нам директор школы Наталья Николаевна Царькова. – При этом проводить такой урок может не только педагог, но и вожатый, музейный работник, ученый, любой другой специалист. И предмет дети изучают через деятельностный подход.К слову, каждую смену через школу «Артека» проходят от 2 до 3,5 тысячи детей, и у учителей, конечно, иной психологический настрой, чем у коллег из традиционной замкнутой школы (впрочем, здесь тоже учатся на постоянной основе местные дети). Тут все необычно – кабинеты начальных классов с грифельными стенами, где можно писать и рисовать что хочешь, прекрасно оборудованные лаборатории физики, химии, робототехники, биологии. И опять-таки свобода – рядом со старшеклассниками спокойно занимаются ученики начальной школы, проводящие немудреные, но увлекательные эксперименты, например, по изучению кислотности фруктов. Юным геологам здесь было комфортно и познавательно.- Если хотя бы несколько ребят из нашей геосмены придут в профессию, мы будем считать, что свою миссию выполнили, – резюмировал замгендиректора Росгеологии Анатолий Болюх. – Да и остальные участники смены, думаю, проникнутся тем, что наша Земля – это тот большой дом, которому можно посвятить свои сердце и жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте