search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Искать возможности, а не ограничения. Олимпиады дают стимул к выздоровлению

​Иногда физический недостаток или болезнь подчиняют себе всю жизнь человека. Нужны сильный характер и мощная поддержка, чтобы бороться и побеждать, а не только лечиться. Особенно это необходимо детям, ведь им важна радость почти так же, как пища и любовь родных. Татьяна ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА, начальник отдела инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства, вместе со своими коллегами дает шанс детям с ограниченными возможностями и тем, кто находится на длительном лечении, принимать участие в городских, региональных олимпиадах и других состязаниях.

– Татьяна Игоревна, как появилась идея включить в олимпиадное движение талантливых ребят, которые борются с тяжелым недугом?- К нам в Центр педагогического мастерства обратился Сергей Витальевич Шариков, сооснователь и руководитель проекта «УчимЗнаем», направленного на развитие госпитальной педагогики в России, почетный работник общего образования РФ. Он поделился замыслом включить маленьких пациентов больниц в систему олимпиад и других городских мероприятий. Нам показалось это очень важным и интересным. Мы собрали команду людей, в том числе с психологическим образованием, готовых реализовывать такой непростой проект, тех, кому это действительно интересно. Процесс был запущен в 2014 году, тогда мы и стали выстраивать систему, думать о том, как охватить олимпиадным движением ребят, ранее практически выключенных из него.- Как вы включаете детей с ослабленным здоровьем в олимпиадное движение?- Есть две истории. Первая – это дети, которые оказались на длительном лечении, например, с онкологическими заболеваниями. Они оторваны от привычного окружения, круга общения и образования. Вторая – это дети с постоянными ограничениями здоровья, которые обучаются в специализированных школах, на дому или с тьютором в обычном классе, пока это очень редкий вариант.Если ребенок надолго оказался в больнице, то очень важно сохранить его увлечения, именно они помогают не потерять связь с нормальной жизнью, дают стимулы к выздоровлению. Такая работа активно проводится подразделением школы №109 в ФНКЦ имени Дмитрия Рогачева и в РДКБ. Там стараются понять, как и чему надо учить детей, которые оказались на длительном лечении. Оказывается, что среди этих ребят есть немало тех, кто хочет и может участвовать в олимпиадах, готовится к ним в те периоды, когда позволяют их состояние и лечение. Для них мы проводим олимпиады прямо в больнице, часто просто в палатах; организуем занятия, в том числе индивидуальные, иногда дистанционно с помощью компьютера.С другой стороны, есть дети с постоянными ограничениями здоровья. Для каждой категории таких ребят мы разрабатываем доступный формат участия в городских олимпиадах. Для слепых детей печатаем задания шрифтом Брайля и проводим большую часть туров в их родной школе, где ребятам проще ориентироваться в пространстве. Организуем подготовку к олимпиадам для тех, кто показал хорошие результаты, опираясь в основном на устную форму подачи материала. Для слабовидящих детей печатаем задания увеличенным шрифтом. Также мы готовы организовывать точки участия с безбарьерной средой для ребят со сложностями передвижения, организовать выполнение заданий на компьютере или устно, когда это необходимо.Если ребенок показал хорошие результаты, то дальше мы начинаем плотно работать с ним, искать преподавателей, способных вести его к новым вершинам. Например, в школе-интернате №1 для слепых детей великолепные педагоги, но у них нет опыта подготовки детей к олимпиадам высокого уровня, здесь нужен индивидуальный подход опытных именно в этой среде учителей.- В чем, по вашему мнению, заключается польза участия детей со слабым здоровьем в интеллектуальных соревнованиях? Ведь это большое напряжение, стресс…- Для ребят, находящихся на длительном лечении, олимпиады, конкурсы, кружки дают стимул к выздоровлению, ощущение, что обычная жизнь продолжается и ребенок в нее включен. Конечно, не во все периоды лечения такие занятия и олимпиады возможны. Главное – детям это важно для выздоровления, им очень нужен стимул жить, а для этого необходимы какой-то интерес, перспектива успеха. Для разных ребят – разные стимулы. Кто-то замечательно рисует, для кого-то это математика или филология… Это не стресс, а почти лекарство, возможность для болеющего ребенка почувствовать себя сильным, умным, понять, что у него есть будущее.Многим ребятам очень важно почувствовать, что они могут соревноваться с обычными сверстниками и даже побеждать. В этом смысле очень важно не только создавать какие-то особые конкурсы для детей с ОВЗ, но и включать их в общие городские состязания, организовывать их подготовку, адаптируя ее под возможности ребенка. Это позволит ребенку чувствовать себя включенным в общество, и в дальнейшем ему будет проще интегрироваться в обычную жизнь.Сейчас в городе очень активно развивается работа с особыми детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, прогрессирует понимание, как и чему их надо учить. Ведь среди них есть те, кто и может, и хочет участвовать в каких-то соревнованиях, кто способен преуспеть.- Какова специализация педагогов, обучающих детей с особыми образовательными потребностями или находящихся на лечении?- Мы не занимаемся базовым школьным образованием, это дело педагогов, работающих в специальном образовательном учреждении. Такие учителя имеют нужный опыт, знают особенности детей, их физические и психологические ограничения, а также возможности. Когда речь идет о ребенке, показавшем на олимпиаде высокие результаты, мотивацию и интерес, мы ищем педагогов, занимающихся именно одаренными детьми. Например, это учителя, которые готовят команды Москвы на профильные соревнования. Мы подбираем педагога гибкого, способного перестроить методику подготовки к олимпиадам для работы с особенным ребенком. Скажем, это могут быть занятия по скайпу с учеником, постоянно находящимся в больнице. Обычно студенты, аспиранты, победители олимпиад высокого уровня легко переходят на новые технологии в педагогике. Например, они могут давать информацию только на слух, если речь идет о слепых ребятах. С другой стороны, сейчас есть замечательное оборудование, и прочитать текст вслух может и компьютер. Кроме того, с нами сотрудничают психологи, профессиональная психологическая поддержка тоже очень важна, инклюзия – деликатная область.- Каких успехов удается достигать вашим подопечным?- В 2016-2017 учебном году двое ребят, находящихся на лечении в ФНКЦ имени Дмитрия Рогачева, дошли до регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Участница по английскому языку стала призером регионального этапа – это очень высокий результат. Ежегодно несколько детей, проходящих там лечение, получают грамоты математического праздника и турнира Ломоносова. Так, за прошедший год в турнире приняли участие 40 ребят, из них 12 получили грамоты по различным предметам. В 2017 году шестеро слепых детей из ШОР №1 дошли до регионального этапа Всероса и двое из них стали призерами. Причем один уникальный мальчик стал призером регионального этапа по химии уже во второй раз, но, к сожалению, ему не хватило баллов, чтобы перейти на следующий уровень. Кстати, он участвовал и в экспериментальном туре, руководил работой ассистента, указывал, что и как делать. Уже 2 года этот талантливый ребенок становится призером Московской олимпиады по химии. Сейчас мы с ним занимаемся и верим, что в этом году он сможет дойти до финала Всероссийской олимпиады и показать там хороший результат. Один наш подопечный дошел до регионального этапа по географии, несмотря на то что ему недоступны карты. Еще одна выпускница ШОР №1 стала призером Московской олимпиады по филологии. Мы очень рады достижениям наших детей и постараемся сделать все, чтобы их было еще больше.- С какими сложностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?- Бывает нелегко «достучаться» до ребят с ограниченными возможностями и их родителей – не все из них верят, что участие в городских соревнованиях и олимпиадах вполне возможно, что для этого есть все средства. Чтобы такие ребята могли реально участвовать в олимпиадах, недостаточно просто формальной возможности – нужны искреннее желание и поддержка родителей, учителей, администрации школ. Яркие примеры – школа №109 со специальным подразделением в больнице, мы стали с ними контактировать, наладили работу. Директор школы-интерната для слепых детей ШОР №1 связался с нами, и его ученики включились в олимпиадное движение. Мы помогаем участвовать слабовидящим ребятам из СКОШИ №2. Но все же тех, кто пока не пользуется тем, что мы можем дать, гораздо больше. У нас есть электронный адрес: inclusive@cpm77.ru, на него могут писать директора, учителя, родители детей с просьбой помочь им участвовать в соревнованиях. Мы обязательно вместе со школами найдем формат, наиболее приемлемый для конкретного ребенка.- Как вы выстраиваете взаимодействие с директорами школ? Что это за школы?- Это школы, работающие с детьми с теми или иными особенностями здоровья, школы, где есть инклюзия, где существуют специальные подразделения, занимающиеся особыми детьми, где ребята с ограниченными возможностями включены в учебный процесс. Замечательно, что таких школ сейчас становится все больше и больше. Мы готовы помогать выстраивать работу с одаренными особыми учениками, организовывать для них индивидуальные занятия и включать их в общий процесс, искать для них подходящий формат участия в олимпиадах. Например, особым детям иногда нужно больше времени для выполнения задания. Если у ребенка проблемы с письмом, он может выполнять работу на компьютере или устно – все это обсуждаемо и возможно! Нам бы очень хотелось, чтобы к нам обращалось больше директоров, чтобы как можно больше школьников с ограниченными возможностями получили доступ к городской системе олимпиад, принимали участие во Всероссийской олимпиаде, Московской олимпиаде школьников и в других интеллектуальных мероприятиях и праздниках. Каждому ребенку следует прежде всего знать о своих возможностях, а не об ограничениях!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте