search
main
0

Искать возможности, а не ограничения. Олимпиады дают стимул к выздоровлению

​Иногда физический недостаток или болезнь подчиняют себе всю жизнь человека. Нужны сильный характер и мощная поддержка, чтобы бороться и побеждать, а не только лечиться. Особенно это необходимо детям, ведь им важна радость почти так же, как пища и любовь родных. Татьяна ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА, начальник отдела инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства, вместе со своими коллегами дает шанс детям с ограниченными возможностями и тем, кто находится на длительном лечении, принимать участие в городских, региональных олимпиадах и других состязаниях.

– Татьяна Игоревна, как появилась идея включить в олимпиадное движение талантливых ребят, которые борются с тяжелым недугом?- К нам в Центр педагогического мастерства обратился Сергей Витальевич Шариков, сооснователь и руководитель проекта «УчимЗнаем», направленного на развитие госпитальной педагогики в России, почетный работник общего образования РФ. Он поделился замыслом включить маленьких пациентов больниц в систему олимпиад и других городских мероприятий. Нам показалось это очень важным и интересным. Мы собрали команду людей, в том числе с психологическим образованием, готовых реализовывать такой непростой проект, тех, кому это действительно интересно. Процесс был запущен в 2014 году, тогда мы и стали выстраивать систему, думать о том, как охватить олимпиадным движением ребят, ранее практически выключенных из него.- Как вы включаете детей с ослабленным здоровьем в олимпиадное движение?- Есть две истории. Первая – это дети, которые оказались на длительном лечении, например, с онкологическими заболеваниями. Они оторваны от привычного окружения, круга общения и образования. Вторая – это дети с постоянными ограничениями здоровья, которые обучаются в специализированных школах, на дому или с тьютором в обычном классе, пока это очень редкий вариант.Если ребенок надолго оказался в больнице, то очень важно сохранить его увлечения, именно они помогают не потерять связь с нормальной жизнью, дают стимулы к выздоровлению. Такая работа активно проводится подразделением школы №109 в ФНКЦ имени Дмитрия Рогачева и в РДКБ. Там стараются понять, как и чему надо учить детей, которые оказались на длительном лечении. Оказывается, что среди этих ребят есть немало тех, кто хочет и может участвовать в олимпиадах, готовится к ним в те периоды, когда позволяют их состояние и лечение. Для них мы проводим олимпиады прямо в больнице, часто просто в палатах; организуем занятия, в том числе индивидуальные, иногда дистанционно с помощью компьютера.С другой стороны, есть дети с постоянными ограничениями здоровья. Для каждой категории таких ребят мы разрабатываем доступный формат участия в городских олимпиадах. Для слепых детей печатаем задания шрифтом Брайля и проводим большую часть туров в их родной школе, где ребятам проще ориентироваться в пространстве. Организуем подготовку к олимпиадам для тех, кто показал хорошие результаты, опираясь в основном на устную форму подачи материала. Для слабовидящих детей печатаем задания увеличенным шрифтом. Также мы готовы организовывать точки участия с безбарьерной средой для ребят со сложностями передвижения, организовать выполнение заданий на компьютере или устно, когда это необходимо.Если ребенок показал хорошие результаты, то дальше мы начинаем плотно работать с ним, искать преподавателей, способных вести его к новым вершинам. Например, в школе-интернате №1 для слепых детей великолепные педагоги, но у них нет опыта подготовки детей к олимпиадам высокого уровня, здесь нужен индивидуальный подход опытных именно в этой среде учителей.- В чем, по вашему мнению, заключается польза участия детей со слабым здоровьем в интеллектуальных соревнованиях? Ведь это большое напряжение, стресс…- Для ребят, находящихся на длительном лечении, олимпиады, конкурсы, кружки дают стимул к выздоровлению, ощущение, что обычная жизнь продолжается и ребенок в нее включен. Конечно, не во все периоды лечения такие занятия и олимпиады возможны. Главное – детям это важно для выздоровления, им очень нужен стимул жить, а для этого необходимы какой-то интерес, перспектива успеха. Для разных ребят – разные стимулы. Кто-то замечательно рисует, для кого-то это математика или филология… Это не стресс, а почти лекарство, возможность для болеющего ребенка почувствовать себя сильным, умным, понять, что у него есть будущее.Многим ребятам очень важно почувствовать, что они могут соревноваться с обычными сверстниками и даже побеждать. В этом смысле очень важно не только создавать какие-то особые конкурсы для детей с ОВЗ, но и включать их в общие городские состязания, организовывать их подготовку, адаптируя ее под возможности ребенка. Это позволит ребенку чувствовать себя включенным в общество, и в дальнейшем ему будет проще интегрироваться в обычную жизнь.Сейчас в городе очень активно развивается работа с особыми детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, прогрессирует понимание, как и чему их надо учить. Ведь среди них есть те, кто и может, и хочет участвовать в каких-то соревнованиях, кто способен преуспеть.- Какова специализация педагогов, обучающих детей с особыми образовательными потребностями или находящихся на лечении?- Мы не занимаемся базовым школьным образованием, это дело педагогов, работающих в специальном образовательном учреждении. Такие учителя имеют нужный опыт, знают особенности детей, их физические и психологические ограничения, а также возможности. Когда речь идет о ребенке, показавшем на олимпиаде высокие результаты, мотивацию и интерес, мы ищем педагогов, занимающихся именно одаренными детьми. Например, это учителя, которые готовят команды Москвы на профильные соревнования. Мы подбираем педагога гибкого, способного перестроить методику подготовки к олимпиадам для работы с особенным ребенком. Скажем, это могут быть занятия по скайпу с учеником, постоянно находящимся в больнице. Обычно студенты, аспиранты, победители олимпиад высокого уровня легко переходят на новые технологии в педагогике. Например, они могут давать информацию только на слух, если речь идет о слепых ребятах. С другой стороны, сейчас есть замечательное оборудование, и прочитать текст вслух может и компьютер. Кроме того, с нами сотрудничают психологи, профессиональная психологическая поддержка тоже очень важна, инклюзия – деликатная область.- Каких успехов удается достигать вашим подопечным?- В 2016-2017 учебном году двое ребят, находящихся на лечении в ФНКЦ имени Дмитрия Рогачева, дошли до регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Участница по английскому языку стала призером регионального этапа – это очень высокий результат. Ежегодно несколько детей, проходящих там лечение, получают грамоты математического праздника и турнира Ломоносова. Так, за прошедший год в турнире приняли участие 40 ребят, из них 12 получили грамоты по различным предметам. В 2017 году шестеро слепых детей из ШОР №1 дошли до регионального этапа Всероса и двое из них стали призерами. Причем один уникальный мальчик стал призером регионального этапа по химии уже во второй раз, но, к сожалению, ему не хватило баллов, чтобы перейти на следующий уровень. Кстати, он участвовал и в экспериментальном туре, руководил работой ассистента, указывал, что и как делать. Уже 2 года этот талантливый ребенок становится призером Московской олимпиады по химии. Сейчас мы с ним занимаемся и верим, что в этом году он сможет дойти до финала Всероссийской олимпиады и показать там хороший результат. Один наш подопечный дошел до регионального этапа по географии, несмотря на то что ему недоступны карты. Еще одна выпускница ШОР №1 стала призером Московской олимпиады по филологии. Мы очень рады достижениям наших детей и постараемся сделать все, чтобы их было еще больше.- С какими сложностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?- Бывает нелегко «достучаться» до ребят с ограниченными возможностями и их родителей – не все из них верят, что участие в городских соревнованиях и олимпиадах вполне возможно, что для этого есть все средства. Чтобы такие ребята могли реально участвовать в олимпиадах, недостаточно просто формальной возможности – нужны искреннее желание и поддержка родителей, учителей, администрации школ. Яркие примеры – школа №109 со специальным подразделением в больнице, мы стали с ними контактировать, наладили работу. Директор школы-интерната для слепых детей ШОР №1 связался с нами, и его ученики включились в олимпиадное движение. Мы помогаем участвовать слабовидящим ребятам из СКОШИ №2. Но все же тех, кто пока не пользуется тем, что мы можем дать, гораздо больше. У нас есть электронный адрес: inclusive@cpm77.ru, на него могут писать директора, учителя, родители детей с просьбой помочь им участвовать в соревнованиях. Мы обязательно вместе со школами найдем формат, наиболее приемлемый для конкретного ребенка.- Как вы выстраиваете взаимодействие с директорами школ? Что это за школы?- Это школы, работающие с детьми с теми или иными особенностями здоровья, школы, где есть инклюзия, где существуют специальные подразделения, занимающиеся особыми детьми, где ребята с ограниченными возможностями включены в учебный процесс. Замечательно, что таких школ сейчас становится все больше и больше. Мы готовы помогать выстраивать работу с одаренными особыми учениками, организовывать для них индивидуальные занятия и включать их в общий процесс, искать для них подходящий формат участия в олимпиадах. Например, особым детям иногда нужно больше времени для выполнения задания. Если у ребенка проблемы с письмом, он может выполнять работу на компьютере или устно – все это обсуждаемо и возможно! Нам бы очень хотелось, чтобы к нам обращалось больше директоров, чтобы как можно больше школьников с ограниченными возможностями получили доступ к городской системе олимпиад, принимали участие во Всероссийской олимпиаде, Московской олимпиаде школьников и в других интеллектуальных мероприятиях и праздниках. Каждому ребенку следует прежде всего знать о своих возможностях, а не об ограничениях!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте