search
main
0

Искать, найти и не сдаваться. Неугомонность – полезное качество для руководителя

Если бы понадобилось кратким и емким словом определить назначение руководителя школы, то, наверное, им бы стало слово «поиск». Поиск решений, приемов, кадров и т. д. На этой должности неуемность как личностное качество скорее приносит пользу, чем вредит, хотя, конечно, беспокойным натурам живется не так просто, как приверженцам раз и навсегда установленного порядка. Но если принимать школу, то уже с первым шагом на порог нужно включаться в поиск ее нового лица, нового внутреннего взаимодействия, нового места в шеренге городских образовательных организаций.

Этой идеей, изначально присутствовавшей и затем подтвержденной практикой, поделилась с коллегами директор школы №574 Невского района Марина ВОЛКОВА. Встреча прошла в рамках семинара «Школа молодого директора», чьим инициатором и организатором традиционно выступает Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Основной посыл подобных мероприятий – демонстрация управленческого опыта и практическая помощь тем, кто уже занимает руководящий пост в системе общего и дошкольного образования, и тем, кто намечает это в ближайшей перспективе.Чтобы коллегам было понятно, почему школа №574 пошла таким путем, Марина Волкова посвятила их в историю вопроса. 10 лет назад, когда ее назначили руководителем образовательной организации, в школе обучалось около 300 детей, а внутренняя и внешняя неухоженность производили тягостное впечатление на каждого входящего. Поэтому первой задачей нового директора стало приведение помещений в иной вид. Начались работы по «одомашниванию». Появились занавески на окнах и цветы, и хотя директору говорили, что все это будет сорвано и разбито, ничего подобного не произошло. Потому что, как убеждена Марина Александровна, если дети видят, что взрослые стараются для них, они это ценят.Не менее приоритетными задачами также стали обеспечение школы современным оборудованием и включение в инновационную деятельность. Причем, как говорит Марина Волкова, звезды так совпали, что идеи рождались словно сами собой. Так получилось с проектом «Бизнес-образование». Школе, перед которой стояла реальная перспектива закрытия, нужно было привлечь к себе внимание не только детей из соседних домов, но и из других районов города. Проект «Бизнес-образование» с этой задачей справился. Сегодня на ежегодные районные бизнес-игры приезжают десятки участников и гостей.По словам Марины Волковой, главная фишка проекта в том, что это практико-ориентированное и перспективное образование.- Проблема социализации детей актуальна, потому что они живут, уткнувшись в гаджеты и теряя себя в большом мире, – рассказывает Марина Александровна. – Бизнес-образование как раз один из путей преодоления этого плюс серьезная профориентация. Огромное число людей в этом мире несчастны из-за того, что занимаются не тем, чем хотят заниматься. Дети поступают не в тот вуз, к которому лежит душа, а туда, где им кажется, что это перспективно. Они понятия не имеют, что кроме юриста, экономиста, программиста есть огромное количество интересных и перспективных профессий. На подобное просвещение и настроен проект «Бизнес-образование».Согласитесь, когда мы ведем детей в ПУ и говорим: «Здесь выпускают рабочих, смотрите, какие здесь кабинеты», – это не работает. А когда мы приводим их на малое предприятие (а Невский район – один из самых промышленных районов города, и здесь расположено большое количество разных производств), которое выпускает высокоточную оптику, и эти объективы закупает Голливуд, то ребята изумляются тому, что рабочий имеет два высших образования и носит белый халат. Причем все это происходит не в рамках экскурсии по производству, а в рамках встречи с генеральным директором или владельцем бизнеса, который рассказывает, как родилась бизнес-идея, как он ее реализовывал, какие рынки сбыта и т. д. Такой подход вообще в корне меняет представление детей о профессиях.- Марина Александровна, а как к этому проекту относятся сами предприятия?- Не все идут навстречу, но огромную помощь во взаимодействии с предпринимателями нам оказывает совет по малому предпринимательству при администрации Невского района. К тому же те, кто с нами поработал, привлекают потом своих друзей-бизнесменов.Есть еще одна неожиданная и интересная для меня вещь. Мы часто говорим о социальной ответственности бизнеса, не веря, что она есть. Но она существует. Да, когда мы прямо просим о деньгах, то часто встречаем неприятие, но когда бизнесмена просишь побыть в жюри конкурса бизнес-проектов, то он приходит, помогает, принимает ребят на предприятии, чувствуя, что может своим опытом помочь им разобраться в реальной ситуации. Таким образом, он реализует свою социальную потребность. При этом на игру он уже приходит не с пустыми руками, а, скажем, если выпускает кондитерскую продукцию, то с коробками пряников и т. д. Нельзя просить деньги, нужно просить о совете, интеллектуальной поддержке, и тебе дадут все, в том числе и средства.- А были бизнес-идеи, которые жюри высоко оценило?- Да, на каждой придуманной нами игре есть что-то связанное с бизнес-идеей. Иногда дети, а участвуют ребята из 9-11-х классов, сами рождают бизнес-идею, обсчитывают ее, придумывают, как ее продвигать, кому и т. д. И это серьезный профессиональный разговор с членами жюри, никакой скидки на возраст нет. В последнее время играем по такому принципу: команда заранее выходит на предприятие и на игре представляет презентацию этого предприятия. И каждый раз у ребят есть новое задание, например, придумать рынки сбыта для этого предприятия, разработать рекламу и т. д. Многие предприниматели сидят и записывают то, что предлагают дети. Нынешняя игра будет посвящена вопросам интеграции, то есть мы возьмем разные предприятия легкой промышленности и подумаем, какие способы интеграции могут быть у этих предприятий.Нужно заметить, что проект «Бизнес-образование» – это только одна из изюминок школы №574. Есть еще «китайский проект», который тоже стал чудом, возродившим школу, а теперь его своевременность бесспорна. Сегодня, как никогда, необходима межкультурная коммуникация, считает Марина Волкова, и важно не только то, что дети изучают язык, но и понимание того, что мы очень разные, но можем сотрудничать.Вначале в рамках «китайского проекта» завязалось сотрудничество со школой из Шанхая. Сегодня таких школ три. Кроме того, выстроились отношения со школами Италии, Финляндии, Франции.- В этом общении появляется еще один важный момент: иностранцы, которых водят на экскурсии, открывают ребятам город, потому что восхищаются им, – поясняет директор школы №574. – Одно дело, когда школьников возят самих, и другое дело, когда итальянский мальчишка стоит открыв рот и не хочет уходить от Исаакиевского собора. Это воспитывает патриотизм.- Марина Александровна, вы и ребята ездите в Китай, а что из увиденного в китайской школе вас и их поражает?- Когда к нам приезжают китайские ребята, я спрашиваю, что их больше всего удивило в России, и из множества ответов повторяются два: русские разводят чай и русские дети практически не делают домашнее задание, то есть они, считай, не учатся. Дело в том, что у китайских школьников по 9-10 уроков в день, но при каждой школе есть общежития, где ребенок может жить. Он начал учиться в 8.00 утра, закончил в 17.00, и, пока доехал до дома, нет времени заниматься домашними заданиями. Поэтому дети предпочитают оставаться в общежитии, чтобы все успеть. С 7.00 утра открыты кабинеты, и когда проходишь мимо, то видишь, что во всех кабинетах уже сидят дети и что-то делают. В Китае – культ образования.Китайские дети начинают изучать русский язык в 6-м классе, и когда к нам приезжают ребята из 9-10-х классов, они просят, чтобы мы проводили для них уроки по фразеологии, идиоматическим выражениям, пословицам и поговоркам, по русской литературе. То есть за 4 года они практически в совершенстве знают русский язык и приезжают сюда оттачивать тонкости, спокойно общаются. А в наших школах – сколько мы учим иностранный язык и сколько детей на выходе свободно на нем общается?..Если говорить о себе, то для меня как для управленца интересно умение китайцев «держать лицо» в любой ситуации. Этому я у них и учусь.- Какой вы видите свою школу в дальнейшем?- 10 лет назад я ставила три цели, которых должна добиться: школа должна быть красивая и уютная, она должна быть востребована и должна выиграть в ПНПО. Сейчас я активно езжу по стране и за границу, чтобы понять и найти то, с чем нам жить дальше. Это и есть ситуация вечного поиска. Идеи есть, но они пока в несформированном виде. Наверное, нужно некоторое время, чтобы увидеть их, как на ладони.ЦифраВ школе №574 обучается около 700 детей. Еще 125 детей обучаются в отделении дошкольного образования. В 2016 году при наборе в первые три класса поступило 227 заявлений от родителей.Слагаемые успеха от Марины ВОЛКОВОЙ    Нужно учиться планировать на 3-5-10 лет вперед.    Никогда не давать невыполнимых заданий. Помогать людям найти свою нишу. Если люди чувствуют свою нужность, они эффективно работают.    Моментально реагировать на текущую ситуацию. То, что не сделано сразу, не будет сделано никогда.    Регулярно проводить анонимный мониторинг удовлетворенности среди родителей, детей, педагогов. Это помогает держать руку на пульсе и принимать соответствующие управленческие решения.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте