search
main
0

Искать и не сдаваться. ИКТ и поиск информации в Интернете

Существует замечательная симметрия в формулировке вопроса «Поиск в Интернете материалов по поиску интернет-ресурсов». Работа в Глобальной сети требует от пользователя любого возраста освоения новых и интересных навыков. Однако сами принципы поиска информации, будь то проект на тему «Бабочки» для начальной школы либо академические исследования по Сервантесу, остаются неизменными. Меняется только уровень сложности материала.

Для обучения устойчивым навыкам поиска информации прежде всего необходимо иметь представление о принципах работы Всемирной паутины. Для этого сходите на сайт http://library.albany.edu/internet/internet.html, где дано определение базовых понятий – http, FTP, telnet и discussion group. Усвоив их, вы можете перейти к трем основным содержательным областям, касающимся поиска информации в Интернете, оценке ресурса и проблемам плагиата.

Где искать информацию?

Существует два основных способа поиска информации в Интернете: использование поисковых систем (например, Altavista, Google или Dogpile) и переход к предметному указателю (например, Academicinfo.net), то есть сайту, имеющему содержательные ссылки на предметные области, обзор которых осуществляется специалистами в данных областях.

Сайты, на которые осуществляется ссылка с помощью предметных указателей, должны быть надежными, содержать проверенную информацию научного характера и рассчитаны на учащихся с высоким уровнем запроса. Однако поскольку такие ресурсы поддерживаются индивидуальными специалистами, их не так много. С другой стороны, поисковые системы осуществляют подбор сайтов на равноправной основе, поэтому вам придется сначала побродить по огромному числу бесполезных ресурсов, прежде чем вы найдете действительно полезные и надежные источники.

Для иллюстрации разницы между этими двумя способами поиска информации – и это упражнение вы можете выполнить со своими учениками – попробуйте просмотреть все сайты по темам «Бабочки» и «Сервантес». Лично я не мог найти ничего на тему «Сервантес», пользуясь лишь одной предметной ссылкой, так как за ней последовали все новые и новые. Что касается бабочек, то я нашел ссылку на научный сайт о насекомых, в котором был раздел о чешуекрылых. Если же для сравнения воспользоваться поисковой системой, то Google выдаст 420000 ссылок на Сервантеса и 1950000 на бабочек. Как узнать, какие же из них предоставят полезную информацию?

Оценка web-сайта

В отличие от книг, которые проходят через редакторскую правку, web-сайт – это «самопубликуемый» ресурс. Любой человек, имеющий компьютер, телефонную линию и основные навыки работы на ПК, может использовать его для распространения информации по любой теме. Причем очень часто автор материалов неизвестен – то ли это буйный сумасшедший, то ли знаменитый ученый. Учащимся необходимо уметь проводить оценку качества сайта, аудитории, для которой он создан, намерений автора, а также надежности и достоверности материалов. Интересно, что здесь детям потребуются навыки понимания текста, поэтому можно предложить им ответить на те же вопросы, которые задаются при проверке понимания печатного материала:

Кто автор материала? (правительственная организация, компания, группа давления, уважаемая организация, опасный маньяк)

Какова цель автора материала? (бизнес, развлечение, образование, пиар, самореклама)

На какого читателя рассчитан материал? (любая аудитория, дети, изучающие иностранные языки, продавцы, фанаты)

Предложенные здесь вопросы взяты из статьи, автор которой – автор учебных пособий по английскому языку как иностранному Питер Этертон (www.clarity.com.hk/teaching-support/etherton.htm). Листок оценки web-сайтов, используемый для анализа научных материалов, можно найти на сайте www.softweb.vic.edu.au/internet/worksheet.htm.

Было бы полезно (и довольно забавно) придумать свои собственные задания, для которых вы выбираете три или четыре web-сайта и составляете набор вопросов для своих детей. Если вы владеете навыками создания web-сайтов, то можете предложить им оценить, например, поддельный сайт, созданный вами.

Что делать с плагиатом?

Какой учитель не получал в высшей степени содержательные и превосходные с грамматической точки зрения эссе, выполненные учениками начального уровня! Если раньше нужно было, по крайней мере, совершить усилие и перепечатать материал из книги, то теперь на то, чтобы скопировать и вставить материал, требуется всего несколько секунд. Конечно, учителя грозят, что детям это с рук не сойдет, мол, «Я все равно узнаю!». Однако есть более разумный подход. Ведь если я хочу, чтобы мои ученики посещали сайты и работали в аутентичной учебной среде, то будет более логичным сказать: «Заходить в Интернет можно и даже нужно, однако если вы берете там материал, то вы должны указать:

1) полный адрес ресурса;

2) дату вашего посещения;

3) автора материала (если он есть).

Критерием может служить любая ссылка – от простого упоминания до полного цитирования».

Цель такого подхода – научить детей разумному и ответственному поведению в Интернете.

Для примера привожу свои ссылки на материалы, которые были использованы в данной статье:

1) http://www.clarity.com.hk/teaching-support/etherton.htm (адрес сайта);

2) 23 апреля 2002 года (дата посещения);

3) P. Etherton (автор).

Эндрю СТОКС,

перевод Ольги КОРЧАЖКИНОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте