search
main
0

Ищу работу! На базе вузов появятся предприятия, ориентированные на внедрение новых технологий

Интерес к высшему образованию в нашей стране всесезонный. Не важно, идет ли за окном снег или жарко припекает солнце – новости о жизни высшей школы актуальности не теряют, они в центре внимания большинства родителей, которые, согласно соцопросам, хотят, чтобы их дети получили диплом именно вуза, а не техникума или училища. Прошлым летом даже семьи без абитуриентов благодаря СМИ были в курсе, что единый госэкзамен вошел в штатный режим и что многие вузовские приемные комиссии буксовали, едва справляясь с наплывом заявлений. В престижных вузах Москвы их количество доходило до 60 тысяч. СМИ широко растиражировали информацию о том, что два главных университета страны имеют особый статус и право выдачи уникальных дипломов. Что в России стали появляться НИУ – вузы с категорией «национальный исследовательский университет» и ФУ – мегавузы – федеральные университеты. Недавно в роли ньюсмейкера выступило Рособразование, проинформировав общественность сразу по нескольким вопросам: что происходит с обеспечением комплексной безопасности и трудоустройством выпускников высших учебных заведений, как работают их филиалы и что планируется сделать, чтобы прекратить торговлю фальшивыми дипломами в Интернете и переходах метро

Студентов обучат основам предпринимательства

В ведении Федерального агентства по образованию 345 вузов и 1040 учреждений среднего и начального профобразования. Понятно, что кадры они готовят по самому широкому спектру специальностей и направлений подготовки. Другое дело, насколько успешно трудоустраиваются эти кадры на фоне кризиса на рынке труда. Вот что фиксирует статистика: в 2009 году число выпускников подведомственных Рособразованию учреждений всех уровней профессионального образования составило 1,7 миллиона человек. Без работы остались 11% выпускников вузов, 9% ссузов и 11% выпускников учреждений начального профобразования. Среди нетрудоустроенных больше всего обучавшихся по таким группам специальностей, как «Экономика и управление» – 24%, «Гуманитарные науки» – 16%, «Образование и педагогика» – 14,3%. Самый высокий процент нетрудоустроенных выпускников вузов 2009 года в Чеченской Республике – 53,2%, самый низкий – в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области – 1,5%.

Насколько активно помогают вузы трудоустроиться своим выпускникам и что для этого делают? Помощь в основном сводится к информированию через службы содействия трудоустройству о наличии рабочих мест и организации взаимодействия с работодателями. На базе 76 вузов работают региональные центры содействия трудоустройству, там, помимо прочего, молодому специалисту гарантирована и правовая поддержка. По поручению Минобрнауки России Рособразование разработало проект концепции общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (ОРСТ). Предполагается, что ее реализация включит в сетевое взаимодействие все учреждения профобразования страны. Должна появиться и общероссийская информационная база данных о спросе и предложении на рынке труда.

В ближайшем будущем обучать основам предпринимательства и трудоустраивать своих выпускников смогут и сами вузы. Они станут работодателями. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволяет им создавать рабочие места для молодых специалистов, ориентированных на внедрение новых технологий и разработок. По предварительной оценке, на базе подведомственных Рособразованию вузов может быть создано порядка 2,5 тысячи малых и средних предприятий с 30 тысячами рабочих мест.

Разрабатывает Рособразование и проект ведомственной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере». В рамках реализации программы планируется создание при вузах 20 бизнес-инкубаторов, 100 студенческих конструкторских бюро, 100 малых и средних предприятий для обеспечения трудоустройства выпускников. Причем в эту инновационную систему могут включиться не только вузы с развитой производственно-технологической базой, но и учреждения начального и среднего профобразования, научные учреждения.

Ставка на стимулирование притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий сделана в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Программа оказывает поддержку студенческим конструкторским и проектным бюро, центрам научно-технического творчества молодежи, стимулирует раннее трудоустройство на предприятиях-партнерах. В 2009 году из федерального бюджета на эти цели будет потрачено 25 миллионов рублей.

А диплом-то у вас – фальшивый…

Борьба с торговлей фальшивыми дипломами вузов многие годы тлеет, как угли в костре, и погасить ее не удается. Каналов предложения поддельных документов об образовании меньше не становится. Рособразование к решению этой проблемы собирается идти через учет и контроль. Комиссии будут особое внимание уделять проверке того, как в вузах хранятся, заполняются и выдаются бланки дипломов гособразца. Еще Рособразование и Минобрнауки России разрабатывают единые технические требования к формам дипломов, это должно усилить уровень их защиты от подделок. Система учета расходования полученных бланков дипломов будет подкреплена соответствующей базой данных… Ноу-хау эту работу никак не назовешь. Странно думать, что в вузы и раньше не приходили рекомендации об ужесточении контроля за хранением и выдачей бланков дипломов или отсутствовала система учета их расходования. И все же Рособразование надеется, что перечисленный комплекс мер будет способствовать исключению случаев хождения поддельных документов об образовании.

Филиальные сети продолжат оптимизировать

Сеть филиалов подведомственных Рособразованию вузов состоит сегодня из 1077 учреждений, и учатся там больше миллиона человек. Их массовое открытие пришлось на период с 1996 по 2007 год. При этом большая часть филиалов оказалась сосредоточена в Южном, Приволжском и Центральном федеральных округах, где была и без того достаточно развитая сеть самостоятельных вузов с аналогичными профилями обучения.

Порядка 100 из общего числа филиалов – достаточно крупные: количество студентов превышает тысячу. Они активно взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ и работодателями, готовят востребованные регионами кадры, обеспечивают высокий уровень организации образовательного процесса, имеют высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, учебно-лабораторные площади и соответствующее оборудование. Среди них, например, хорошо известен Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.

Не менее известны филиалы и представительства вузов со скандальной репутацией, по сути, «пункты выдачи дипломов», где грубо нарушают лицензионные требования. За последние три года закрыто более 400 таких представительств. В этом году было ликвидировано 50 филиалов вузов, а до конца 2010-го их количество уменьшат еще на 200. Сокращение числа филиалов вузов, говорят в Рособразовании, происходит прежде всего за счет тех, где нет условий для качественной подготовки кадров или профили подготовки специалистов дублируются региональными вузами. Так, в Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики были ликвидированы 10 филиалов и 39 представительств.

Следует отметить, что в странах – участницах СНГ филиалы российских вузов пользуются популярностью, поскольку осуществляют подготовку для национальных экономик наиболее востребованных специалистов, в том числе и дистанционными методами. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов российских высших учебных заведений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте