search
main
0

Исцеление искусством. Арт-терапия и артпедагогика в развитии творческого потенциала школьников

​Раскрытие творческого потенциала личности ребенка – востребованное и актуальное направление работы школьных психологов и педагогов. Творческий потенциал – интегративное многоуровневое образование, которое позволяет получать школьникам объективно и субъективно значимые новые результаты. В субъектно-личностном подходе творческий потенциал представляет собой актуализацию субъектом взаимосвязи мотивации и способностей личности. Арт-терапия и артпедагогика посредством искусства развивают творческий потенциал школьников, учитывая их мотивацию и имеющиеся способности, вне зависимости от возраста.

Упоминания о целительной силе искусства отмечаются в письменных источниках Древней Греции, Древнего Египта, Древнем Китае. Музыка, цвет, книги, маски применялись для лечения больных, страдающих как соматическими, так и психическими заболеваниями. Например, для улучшения заживления ран использовали ткани красного цвета, для улучшения общего состояния больного в Греции его помещали в нужный цветовой спектр, идущий от витража. Музыка арфы считалась исцеляющей от многих болезней и под определенное состояние человека подбиралась необходимая мелодия. Искусство способно изменять психоэмоциональное состояние человека и снимать психологические «запреты» на творческое самовыражение.У артпедагогики и арт-терапии сходные средства для работы со школьниками, но цели данных направлений несколько различаются. Арт-терапия предназначена в первую очередь для гармонизации психического состояния ребенка через развитие его способностей к самовыражению и самопознанию. Артпедагогика ставит перед собой прежде всего цели, связанные с обучением, воспитанием и развитием личности школьника посредством искусства.Отметим основные модальности арт-терапии – музыкотерапию, драматерапию, терапию изобразительным искусством и танцедвигательную терапию. Музыкотерапия доступна для специалистов различных направлений. Музыка может подбираться для школьников в зависимости от целей работы – эрготропная (активизирующая) или трофотропная (успокаивающая); она позволяет изменять эмоциональное состояние и раскрывать творческий потенциал личности.В арт-терапии и артпедагогике школьникам для развития их творческого потенциала и гармонизации психического состояния предлагаются групповые и индивидуальные техники. Среди групповых техник отмечаются «Ресурсная мандала», «Настенная фреска», «Рисунок по кругу» и многие другие. В данных техниках школьникам предоставляется возможность самостоятельно обсудить задание, выбрать способы изображения и особенности заполнения пространства на листе, тему работы. В групповых техниках школьники учатся эффективно взаимодействовать друг с другом и предлагать новые идеи.Птица в клеткеМоя арт-терапевтическая техника «Птица в клетке» может дополнительно применяться для развития творческого потенциала школьников и выявления у них основных ограничений в его проявлениях. Основной целью техники было выявление личностных характеристик ребенка. Она предлагается в работе с детьми от 4 лет, подростками и взрослыми. Для выполнения рисунка испытуемым предоставляются цветные карандаши и бумага формата А4 (допустимо выполнение рисунка с помощью акварели или фломастеров, поскольку дети не всегда любят использовать карандаши). Я говорю:- Пожалуйста, нарисуйте птицу в клетке так, как вы хотите.Время жестко не ограничивается (как правило, дети выполняют задание не более 30-40 минут). После завершения работы ребенку предоставляется возможность рассказать историю о своей птице. Возможны некоторые вопросы, например: «Какую птицу вы нарисовали? Она домашняя (декоративная) или дикая (если птица дикая, то можно уточнить, как она оказалась в клетке)? Как ее зовут? Какой у нее характер? Чем она питается? Ухаживают ли за птицей? Она живет в клетке одна? Кто общается с птицей? Как живет птица в клетке? Как проводит время? Как она себя чувствует (или какие ощущения, чувства и эмоции она испытывает)? Что она хочет для себя? Что птица может сделать для этого? Как себя поведет птица, если однажды дверь клетки останется открытой? Легко ли было вам выполнить задание (при отрицательном ответе нужно уточнить, что мешало)?»В некоторых случаях школьник рассказывает сказку или сочиняет рассказ о своей птице. Образ птицы был выбран нами не случайно, он постоянно встречается в мифах, сказках, легендах. Данная символика означала у многих народов свободу, независимость, легкость и скорость передвижения. Птицы также символизируют интуицию, воображение и мысли (Дж.Трессидер, 1999). Отрицательный же образ птицы может означать нереальность, несоответствие и отвлеченную фантазию. Птица в неволе не может воспользоваться самым ценным своим даром – способностью летать (М.-Л.Франц Фон, 1998). Сама постановка задания провоцирует создание проблемной ситуации. Образ птицы на рисунке – это проецируемый образ самого автора рисунка, а клетка – это ограничение свободы. Каждый человек на задание реагирует по-разному. Кто-то не может «представить птицу в клетке», для других клетка – это дом, клетка может быть и золотой. Клетка на символическом уровне означает ограничения, с которыми сталкивается человек. На данном этапе анализа важно отследить, как человек относится к трудным, проблемным ситуациям, в связи с чем можно ввести ряд вопросов: «Какая это клетка? Из чего она сделана? Можно ли птице из нее выйти (вылететь)?»В описании клетки важны ее характеристики: размер (большая, маленькая), насколько она удобна (тесная, грязная, страшная). Люди, придающие доминирующее значение комфорту и материальным ценностям, часто на рисунках изображают золотую клетку. В такой клетке птице «комфортабельно, спокойно и уютно», «у нее все под рукой», «еды в достатке», «все заботятся о ней и любят». В клетке есть жердочки, кормушки, вода. Даже если хозяева забудут закрыть дверь клетки, то птица «останется дома». Нами была выявлена взаимосвязь между изображениями золотых клеток и клеток «с удобствами» у девочек и девушек с выраженностью у них демонстративной акцентуации характера. У подростков мужского пола можно отметить мотив «стремления к свободе»: либо клетка рисуется пустой, так как птица уже где-то далеко в небе, либо изображается открытая клетка, из которой вылетают на свободу птицы. Девушки часто говорят о том, что птице неуютно в клетке, хочется ее выпустить, но птица привыкла к клетке и не ясно, как ей будет на свободе. Иногда, пытаясь «обойти» инструкцию, они рисовали прутья клетки за самой птицей, то есть передний ряд прутьев отсутствовал. У школьников с высокими показателями креативности выражена тенденция к свободе при изображении птицы.Выбранный вид птицы имеет символическое значение. Например, образ орла – это символ храбрости. У греков и римлян он был посвящен Зевсу и Юпитеру. Орел – это символ солнца, небесных верховных богов. Изображение птицы может говорить о самооценке и психоэмоциональном состоянии человека. Маленькая, практически незаметная птица, смещенная в нижнюю часть листа, может свидетельствовать о низкой самооценке, повышенной тревожности и неуверенности в себе. Крупная птица, занимающая практически все пространство листа, часто соотносится с желанием быть в центре внимания окружающих, с завышенной самооценкой. При анализе изображения необходимо обратить внимание на размер и расположение птицы на листе, цвет и детализацию изображения.Выделим параметры, на основании которых проводится анализ рисунков, историй и ответов клиентов: тревожность, агрессия, аутоагрессия, демонстративность, зависимость, стремление к защите, ценности личности, экстравертированность, интровертированность, рефлексивность и креативность.Креативность является важным компонентом творческого потенциала личности. В рисунке обращается внимание на необычный образ птицы, нестандартное изображение клетки, история с нетривиальным сюжетом.Каждый из показателей оценивается по пятибалльной шкале:1 балл – признак отсутствует;2 балла – слабое проявление признака;3 балла – умеренное проявление признака;4 балла – признак выражен;5 баллов – высокая степень выраженности признака.Методика позволяет выявить уровень креативности школьников и возможные неконструктивные установки, препятствующие развитию творческого потенциала.Мастерская чудесРазвитие творческого потенциала школьников происходит в процессе их активного взаимодействия с педагогами и психологами. Посредником при таком взаимодействии выступает само искусство. Результаты творчества ребенка не оцениваются по заданной шкале. Важен сам процесс, учитывается мотивация ребенка, его желание реализовать творческий замысел и прийти к некоторому результату (как правило, имеющему только субъективную ценность). В «Мастерской чудес» педагога школы №2000 Ольги Федоровой предлагают различные средства для активизации творческого потенциала детей. Используется оригами, создание игрушек из ткани, бумаги, работа с пластическими материалами, с масками, изготовление вееров, шляп, народных костюмов.Мы приходим к выводу, что арт-терапия и артпедагогика могут стать эффективными средствами развития творческого потенциала школьников (детей младшего школьного возраста и подростков). Необходимыми остаются дополнительная подготовка школьных психологов и педагогов по данным направлениям и введение арт-терапевтических и артпедагогических программ по развитию творческого потенциала в школе.Ольга КАЯШЕВА, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте