search
main
0

Исаак КАЛИНА:

В следующем году основной целью работы останется обеспечение высокого уровня качества образования в каждой школе

Чем запомнился 2018 год для московской системы образования и какие направления работы будут приоритетными в будущем, рассказал руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак КАЛИНА.

– Исаак Иосифович, традиционно в декабре подводятся итоги уходящего календарного года. Какие успехи московских школьников, студентов колледжей, учителей, системы в целом стали наиболее заметными в 2018 году?

– Могу сказать, что я горжусь результатами учеников, учителями и эффективностью управленческих команд школ. В этом году массовое качественное образование можно проследить по выросшему числу выпускников с высокими результатами ЕГЭ. Московские школьники прекрасно выступили на соревнованиях всероссийского и международного уровней по математике, биологии, химии, физике, географии, астрономии, информатике и другим дисциплинам. 906 дипломов призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников завоевали учащиеся 227 московских школ.

По итогам V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills) сборная Москвы заняла первое место в командном зачете, завоевав 54 золотые, 21 серебряную и 16 бронзовых медалей. В общекомандном зачете IV Национального чемпионата «Профессионалы будущего» (по методике JuniorSkills) сборная команда Москвы стала абсолютным победителем.
Блестяще выступили москвичи и на IV Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Столичная команда, которую представляли 36 школьников, 54 студента и 21 специалист, заняла первое место в общемедальном зачете. Школьники и студенты столицы завоевали 76 медалей.
Если говорить об учителях, то надо отметить успешное выступление московского учителя информатики Игната Игнатова, ставшего одним из пяти финалистов на Всероссийском конкурсе «Учитель года России».

Столичными ребятами установлен рекорд по количеству золотых медалей на международных олимпиадах. Более половины наград высшего достоинства, завоеванных россиянами, на счету московских школьников – 13 из 22. Всего в копилке команды России 38 медалей, 22 из них – заслуга москвичей. На Международной олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира, соревнования на которой проводятся по химии, информатике, математике, физике, Москва заняла первое место в командном зачете третий год подряд. Участие студентов московских колледжей в 2018 году на международном чемпионате EuroSkills в Будапеште принесло 2 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовую медали.

– Успехи московских школьников на всероссийском и международном уровнях очевидны, а как в целом оценить результаты системы образования города в сравнении с мировыми системами?
– Все познается в сравнении, и в 2018 году у нас было множество возможностей сравнить результаты московских школ, учителей, школьников на всероссийском и международном уровнях. Сегодня можно сказать с благодарностью учителям, педагогическим коллективам, что результаты московских школьников хороши как при внутрироссийском, так и при международном сравнении.

По данным исследования международной консалтинговой группы Bain & Company, Москва занимает пятое место в мире по среднему уровню знаний школьников. Итоги исследований международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показали, что система образования Москвы входит в шестерку ведущих в мире по уровню читательской и математической грамотности. Небольшая разница в баллах между всеми школами Москвы и школами-лидерами, зафиксированная исследованиями PISA, показывает высокую плотность результатов и отражает доступность качественного образования на уровне самых высоких международных результатов для всех школьников города, независимо от места жительства и уровня доходов семьи.

– Москву часто посещают делегации, представляющие системы образования крупных городов и различных стран мира, в том числе и тех, которые занимают первые строчки в мировых исследованиях качества образования. Что больше всего интересует иностранных коллег?
– Мы действительно открыты и для российских, и для иностранных коллег, готовы обмениваться лучшими образовательными практиками.

Надо сказать, что городские проекты «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе» вошли в сотню главных образовательных проектов мира по версии саммита в сфере образования HundrED, который проходил в столице Финляндии Хельсинки.
Гости из Хельсинки, представляющие одну из ведущих мировых образовательных систем, особенно заинтересовались Московской электронной школой, недавно приезжали в Москву для изучения принципов работы проекта и отметили его педагогичность и продуманность.
Говоря об открытости системы, нельзя не назвать прошедший летом этого года Московский международный форум «Город образования», который стал наиболее посещаемым мировым событием в сфере образования. На форум приехали представители ведущих систем образования мира, коллеги из российских регионов.

– Исаак Иосифович, как обстоит дело с доступностью дошкольного и начального общего образования?
– На сегодняшний день сохраняется стопроцентная доступность мест в дошкольных группах для детей в возрасте от 2 лет 8 месяцев жителей города Москвы. Кроме того, в Москве осуществляется прием в дошкольные группы образовательных организаций детей от 2 лет 6 месяцев. Что касается начального общего образования, с 2012 года была введена электронная запись в первый класс, были четко распределены микрорайоны школ, а самое главное – началось улучшение качества школ и появление большого количества школ, в которые захотели прийти московские семьи. Поэтому, несмотря на то что количество первоклассников очень серьезно увеличилось за эти годы, никаких проблем нет, более того – сегодня большая часть московских первоклассников просто переходит из дошкольной группы в первый класс этой же школы. В прошлом учебном году мы имели порядка 60 тысяч таких первоклассников, а в этом году уже почти 68 тысяч первоклассников зачислены простым переводом в дошкольную группу. И поэтому мы можем сказать, что с ажиотажем вокруг темы поступления в первый класс московская система образования давно попрощалась.

– В 2018 году на российском уровне снова обсуждался вопрос модели аттестации учителей. Московская модель работает в строгом соответствии с федеральными документами уже 4 года. Смогла ли столица освободить учителей от бумажной рутины?
– В Москве ежегодно аттестацию проходит порядка 25 тысяч учителей. Действующая у нас система аттестации не отвлекает педагога от работы с учениками, она проводится один раз в пять лет на основе результатов профессиональной деятельности и основана только на реальных результатах учеников. При этом не тратится время учителя на составление бумажных отчетов, сбор документов, оформление бумажных бланков или портфолио. Московская модель аттестации работает как инструмент, объективно измеряющий динамику результатов учеников каждого конкретного учителя в автоматическом режиме. Мы фактически проводим фиксацию и оценку текущих достижений педагога. Соответственно, аттестация проводится в электронном виде.
Кроме того, касаясь темы бумажной нагрузки на учителей, нельзя не упомянуть огромные возможности Московской электронной школы, которая формирует различные типы аналитических отчетов в автоматическом режиме, в частности об успеваемости или пропусках ребенка, сведения о занятости учеников в дополнительном образовании и анализ контрольных работ. Это тоже освобождает учителя от дополнительной нагрузки.

– Можно ли сказать, что школы распрощались с бумажной бюрократией?
– Мне бы хотелось, чтобы мы решили вечную проблему страданий учителя от засилья школьной бюрократии. Современные технологии, сокращение чиновников позволяют говорить о серьезном продвижении в освобождении учителя. Я очень хочу, чтобы высокие результаты московских школьников, которые мы наблюдаем, не были бы следствием усложнения жизни учителя, усложнения жизни родителя. На Московском образовательном телеканале выходит передача «Вопросы, важные для всех». Перед эфиром мы собираем вопросы от учителей. Для нас очень важно, какие темы волнуют учителей. У нас проведено уже много таких передач, и вопросов от учителей о страдании от школьной администрации, завучей, на тему бюрократии не могу припомнить.

– Какие направления работы в будущем году, в том числе в связи с изменением названия департамента – теперь официальное название «Департамент образования и науки города Москвы», – планируется развивать?
– В следующем году основной целью работы останется обеспечение высокого уровня качества образования в каждой школе, будет продолжена работа по всем важным для системы столичного образования направлениям, это предпрофессиональное образование: медицинские, инженерные классы, кадетские и другие, останется курс на развитие талантов каждого ребенка в каждой школе также и в системе дополнительного образования.

Что касается переименования департамента, то оно прежде всего означает серьезное расширение объема работы. И это вполне логичное продолжение той работы, которую департамент в прежние годы вел по поручению мэра с московскими вузами и федеральными научными институтами. Определенное взаимодействие с ними было и раньше, так как все предпрофессиональные классы созданы в содружестве с высшими учебными заведениями, академическими институтами. Работа в этом направлении будет продолжаться и расширяться. Также одной из задач является использование научного потенциала вузов, научных центров, расположенных в Москве, для развития московского образования, для интеграции научных исследований в интересах города. И еще одна не менее серьезная задача – восполнение научных кадров столицы за счет молодежи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте