search
main
0

Исаак КАЛИНА отвечает на вопросы участников конкурса

– Неужели на конкурсе будет строго соблюдаться регламент: семь минут на выступление?- В одном учебном заведении проходят тренинги по подготовке к публичным выступлениям. Там было очень простое условие: пять минут давали на выступление, а если ты выходил из этого времени, то под тобой на 40 сантиметров опускалась площадка, на которой стоишь. Как вы догадываетесь, все старались уложиться, выступая, в четыре минуты. Кто-то укладывался. Когда учителя начинают дискутировать, сколько часов детям нужно изучать математику, русский язык, если подсчитать то, что они предлагают, получается 72-78 часов учебной нагрузки в неделю. Я всегда на это говорю: мы делим не часы учебного плана, а часы жизни ребенка. Нельзя быть настолько самоуверенным в том, что счастье этого ребенка состоит в изучении множества часов только по одному предмету. Ответ очень простой: коль вы хотите, чтобы вас выдержали слушатели, выступления должны быть по длительности короче, чем то время, которое на него отвели организаторы.

– Какая НСОТ будет для специальных (коррекционных) школ?- Эта тема сложная, ее надо внимательно изучать, если нужен семинар, посвященный новой системе оплаты труда, то давайте пригласим лучшего  специалиста по этой сфере Светлану Юрьеву, причем часа на четыре, а вам нужно будет набраться терпения и все подробно узнать. Я категорический противник того, чтобы обсуждать систему оплаты труда, если не обсуждена, не понята система финансирования того или иного учреждения, так как система оплаты труда – логическое продолжение системы финансирования. – Не считает ли Департамент образования, что нужно провести некие мероприятия для того, чтобы у родителей изменилось отношение к учителям? А то они считают нас обслуживающим персоналом.- Отношение родителей к учителям – очень важный вопрос. Я задумался над тем, что у меня по жизни было, наверное, около сотни официальных учителей. Я думаю, что у меня есть сто разных отношений к учителю. Так как я один, а отношений сто и разных, то, наверное, это зависит от того, что было сто разных учителей. Мог бы кто-нибудь приказать, убедить меня в СМИ или на каком-то мероприятии, что к Марии Ивановне или к Ивану Ивановичу я должен изменить свое отношение? Никакие СМИ, никакой департамент не могут изменить мое отношение к учителям ни в худшую, ни в лучшую сторону. Поэтому, думаю, у учителей должны быть мастерство, чувство достоинства, которые ни в коем случае никогда нельзя терять. У учителя есть огромное преимущество в контакте с родителями – знания по психологии, полученные в педвузе. Я, например, много раз в разговоре с психологом Александром Асмоловым пытался как-то перестроить характер отношений, дискуссии, а он так мягко, но настойчиво выстраивал все так, как ему было надо. Учитель, знающий психологию, должен детерминировать в разговоре с родителями, которые таких знаний не имеют.- Как все же нужно помогать ученикам выбирать профессии?- Я поступил в пединститут в 1968 году, окончить его я должен был в 1973-м. Было абсолютно ясно, что есть цель, в которую я должен попасть, ибо моя профессия в 1968-м и 1973 годах ничем отличаться не могла, так было практически в любой профессии того времени. Это была стрельба по неподвижной мишени в абсолютно прозрачном воздухе, в том, чтобы пропасть в эту мишень, ничего мудреного не было. Сегодня попадание в профессию, в ее формат, в ее содержание, в ее технологии – это стрельба в мечущуюся мишень в абсолютной темноте в густом тумане, и попасть в нее на пять лет вперед практически невозможно. Другая будет через пять лет профессия, абсолютно другая. Поэтому и была введена двухуровневая система подготовки кадров в вузах, когда в 17 лет выпускник школы определяет направление своей деятельности в той или иной области, а через четыре года, завершив обучение в бакалавриате, даже немного поработав, чтобы понять, туда ли он попал, приходит в магистратуру и тогда за короткий срок – два года – уже попадает в ту цель, в которую должен попасть. Нам нужно сегодня очень неутилитарно понимать слово «профориентация», любой хороший учитель – великолепный профориентатор, потому что он формирует у ученика отношение к области знаний. Но я несколько лет назад попал на станцию «Нейтрино» и пытался понять, к какой области знаний принадлежат специалисты, работающие там. Они во всех областях специалисты, потому что должны великолепно знать химию, физику, геологию и много еще чего, они это знают, они метапредметные специалисты или, как говорит академик Михаил Ковальчук, конвергентные. Это сегодня становится абсолютным трендом для деятельности человека. Чем дальше, тем больше. Если профориентацию понимать так широко, то все учителя – профориентаторы, а вузы скоро начнут это понимать.- Я потратила много часов на подготовку, прошла на окружном туре конкурса семь туров – собеседование, открытый классный час, открытое родительское собрание и так далее. Если одержу победу на городском, при аттестации мне добавят 20 баллов из 500. Скажите, не собираетесь ли дать хотя бы в дальнейшем некоторый стимул для участия в конкурсе? – В нашей жизни главное – азарт и терпение. Азарт есть, а терпения не хватает. Могли бы подождать, победить, а потом услышать, какие преференции будут победителям и участникам конкурса. Преференции могут давать на реализацию чего-либо или за реализацию чего-либо. Я сторонник того, чтобы преференции давали за что-то, потому что, когда мне дают аванс, возникает чувство, что я кому-то должен, а я не люблю брать в долг. Проведем конкурс, тогда и поговорим.- Формирование образа учителя идет по телевидению. Мы знаем, как его формируют. Доколе СМИ будут формировать отрицательный образ учителя в нашем сознании?- Давайте обсудим более легкий вопрос: создание вечного двигателя. Я знаю железный способ не расстраиваться по этому поводу: работать столько, чтобы не хватало времени смотреть телевизор. Приходите работать в департамент, смотреть телевизор времени не будет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте