Есть хорошая поговорка: «Хорошее начало – половина дела!». Я думаю, что по отношению к школе можно сказать и так: «Хорошая началка – больше чем половина школы». Поэтому я рад, что мы сегодня все вместе обсуждаем важнейшую тему – предварительные итоги реализации ФГОС начальной школы.
Я удовлетворен тем, что изначально была так сформирована группа разработчиков стандарта, в которой вместе с Алексеем Семеновым, Григорием Балыхиным работали епископ Русской православной церкви Меркурий, министр образования Республики Татарстан и многие другие люди, представлявшие очень разные, и даже мировоззренчески разные, позиции. То, что группа сумела найти консолидированные позиции, которые выразились в нынешнем стандарте начальной школы, которые, как я понимаю, сегодня многие поддерживают, хорошо. Могу сказать, что даже Евгений Ямбург, которого трудно заставить что-либо принять, не критикуя, совершенно позитивно относится к результатам работы этой группы. Я очень рад, что тогда победила эта позиция. Я все больше и больше думаю, что главное все-таки формирование отношения человека к миру и к себе в этом мире. Остальное – производная. Но при этом я всегда воспринимаю человека по тому, как он воспринимает мир – как скопище проблем, которые оправдывают его безрезультативность, или как сборник очень интересных, очень важных метапредметных задач повышенной сложности, которые очень интересны и которые нужно решать. Мне почему-то кажется, что работа учителей начальной школы сейчас – это формирование такого позитивного отношения человека к миру как отношения к задачам, которые он может и должен решить. К этому мы продвигаемся к начальной школе. Я очень хорошо отношусь к играм-стрелялкам. Наверное, в них есть что-то вредное, но есть в них и очень позитивная вещь, которую дети, может быть, даже раньше нас, взрослых, поняли: решение задач одного уровня не заканчивает твою жизнь, а выводит на уровень задач другой сложности, которая требует других способов решения. Хорошие игры никогда не заканчиваются, они показывают: задачу какого бы уровня ты ни решил, есть задачи еще более высокого уровня сложности. В этом, собственно, и состоит жизнь: чтобы все время решать задачи, и каждый раз более высокого уровня сложности. Поэтому, наверное, стандарт многое меняет в нас, в наших учениках. При этом хочу, чтобы мы сохраняли традиции в ценностях и были абсолютно лояльны к инновациям в технологиях. Когда поэт сказал: «Кроме свежевымытой сорочки мне в этой жизни ничего не надо», это ценность, но тогда технология обеспечения этой ценности была доступна буквально пяти процентам населения. Сегодня, слава богу, сохраняя традиции, благодаря технологиям мы все имеем возможность приобщиться к этим ценностям. Нет борьбы между традициями и новациями, есть их единство в наших вечных ценностях и инновациях, технологиях, которые обеспечивают реализацию этих ценностей как можно большему количеству людей. Самое главное – проблема ведь не в том, чтобы принять новые позиции, мы их, как правило, принимаем, проблема в том, чтобы иногда отказаться от старых. Для нас важно формирование позитивного отношения учителей, родителей, а через нас и наших учеников, к тому миру, в котором мы живем, к себе в этом мире, что и составляет основную ценность новых федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы. Я думаю, что нынче в руках учителей начальной школы находится человек разумный, который приходит ним в первый класс. Благодаря учителям начальной школы он становится еще и человеком думающим, решающим, делающим, творящим. Для всего этого, конечно же, учителям начальных классов нужны все те условия, которые мы стараемся создавать в школах. Наверное, поэтому сегодня Москва в первую очередь приступила к обеспечению необходимым оборудованием учеников первых классов, ведь как пойдет первый шаг, так, дай бог, хорошо пойдут и все остальные. Я с искренним восхищением смотрю, как учителя первых классов Москвы осваивают новый стандарт. Знаю, что не только я с восхищением смотрю на них, с огромным вниманием на них смотрит вся Россия. И одна из наших задумок – проведение в апреле всероссийского совещания: мы должны ознакомить школы России со своим опытом, показать, что сумели сделать, чего смогли добиться учителя Москвы в начальной школе благодаря новым федеральным государственным стандартам.
Комментарии