В прошлом учебном году в России ввели новый стандарт в начальной школе, я должен сказать, что представители Москвы активно участвовали в самой разработке федерального государственного образовательного стандарта начальной школы, в 2010-2011 учебном году 186 столичных школ провели апробацию. Поэтому переход на новые стандарты начальной школы в Москве трудности, конечно, вызывал, но нельзя сказать, что он вызывал какие-то непреодолимые проблемы и неприятности.
Более того, московское образование, проводя совместно с федеральным Министерством образования и науки большую конференцию по начальной школе, стало именно той площадкой, на которую очень активно съехались представители всех субъектов Федерации. Мне только немножко жаль, что мы, наверное, переборщили в демонстрации технических средств, связанных с новым стандартом, и люди уехали, не очень поняв роль учителей в этом. Я думаю, что нам надо было компьютеры немножко спрятать и показывать в основном учеников и учителей. При всем огромном уважении к современному оснащению мы понимаем, что освоение нового – это в первую очередь изменение отношения людей и подходов людей, поэтому огромное спасибо учителям начальной школы Москвы, благодаря которым, мне кажется, переход на федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы стал приятным событием для всей системы образования России.Сегодня, может, гораздо важнее, на мой взгляд, желание московских школьников, учителей, родителей иметь объективную картинку, объективные сведения о тех знаниях, которые осваивают, приобретают наши ученики. Городские диагностики по заявкам самих образовательных учреждений – независимые от школ городские диагностики – в общем увеличились где-то почти в пять раз, это характеристика того, что ученики, их родители и учителя хотят иметь независимую, объективную оценку результатов совместного труда учеников и учителей. Мне очень хочется, чтобы мы как-нибудь все-таки рассматривали учебные результаты учеников примерно так же, как мы рассматриваем совместно, наблюдая Олимпийские игры, результаты спортсменов и их тренеров, ведь результат ученика – это результат и его, и учителя, и родителей.Что касается результатов московских школьников, которые можно сравнивать с общероссийскими результатами, то выступления московских школьников на Всероссийской олимпиаде в 2011 г. по количеству призеров и победителей были лучше, чем в 2010 г., а в 2012 г. – немного лучше, чем в 2011 г. Но нас даже не это в олимпиадах интересует, а то, что если раньше победителей и призеров Всероссийской олимпиады в Москве могли подготовить 70 школ, то в этом году таких школ стало уже 128. То есть буквально за один год у большего числа школ появился интерес, мотив заниматься с одаренными детьми, развивать их, готовить к таким всероссийским победам. Что касается побед на городском уровне, так там вообще около 40% школ смогли подготовить победителей и призеров городских олимпиад.Что касается результатов ЕГЭ, я считаю, что Москва не должна сравнивать свои результаты, условно говоря, с любой областью, поэтому мы взяли 16 городов-миллионников России и сравниваем свои результаты с этими городами. Москва по большему количеству предметов в 2012 году вышла на первое место по среднему баллу ЕГЭ, но далеко не по всем предметам, есть города, где средний балл выше.Что касается ребят, набравших большое количество баллов на ЕГЭ, то, если в прошлом году 220 баллов и более получили 11 тысяч московских школьников, в этом году – 13 тысяч. И самое главное: количество школ, в которых ученики набирают такое высокое количество баллов, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. значительно выросло. Я почему все время говорю «количество школ, которые выдают такие хорошие результаты»? Потому что наша задача – чтобы каждая школа Москвы могла предоставить ребенку, подростку, юноше возможность осваивать образовательные программы на том уровне, на котором позволяют его способности и интересы. И это не должен быть какой-то десяток школ или даже сотня – любая школа Москвы должна предоставлять такую возможность. Это непросто, этим нужно заниматься не только лучшим школам, но и всем школам, создавать механизмы мотивации всем школам, что, собственно, полтора года мы и стараемся делать. Эта задача, поверьте, сложнее, чем задача вырастить сотню выдающихся учреждений – тогда будет ажиотаж попадания в эту сотню, а остальные тысяча с лишним будут считать, что раз они не в сотне, то это им индульгенция и они могут не работать с одаренными, с мотивированными детьми. Поэтому результаты московских школьников, выпускников на олимпиадах, на ЕГЭ показывают, что все большее количество школ, все большая доля московских школ становятся местом, где ученик может получить образование на уровне, которого он достоин.У меня сейчас одна проблема, я пытаюсь отклонить заявки школ, которые спешат перейти на новые стандарты средней школы. Мы их уговариваем: «Подождите, вы еще не до конца подготовлены», но у меня уже была группа директоров московских школ, которые, очень внимательно изучив новый федеральный государственный образовательный стандарт, сказали: «Исаак Иосифович, мы готовы с 1 сентября на них переходить». Еле-еле уговорил: «Ну давайте год еще поизучаем, подготовимся». Благодаря новым финансовым механизмам резко ускоряются разработки новых педагогических моделей школ, и это сегодня происходит не по команде департамента, а обусловлено собственной заинтересованностью педагогических коллективов.
Комментарии