Майская коллегия Рособразования была посвящена суперактуальному вопросу – развитию информатизации образования в рамках реализации ПНП «Образование» и федеральных целевых программ. Но в какой-то момент на ведущего коллегию заместителя руководителя Федерального агентства по образованию Евгения Бутко нахлынули воспоминания, и недаром: «Ровно десять лет назад в этом самом зале председательствующим был Александр Николаевич Тихонов. Выступал министр образования Республики Коми, хвалился, что они подключают школы к интернету. Александр Николаевич слушал, слушал, потом резко встал, прошелся по залу коллегии и сказал: «Что вы нам рассказываете, ну не надо подключать школы к интернету, нет в интернете образовательных ресурсов!» Сейчас мы живем в совершенно другом мире».
Интернет в каждой школе, уроки в компьютерных классах с применением электронных образовательных ресурсов… Однако и проблемы тоже множатся – технические, методические, организационные. И хорошо, что на коллегии их не стали замалчивать.
Кадры
По иронии судьбы именно Александр Николаевич Тихонов, когда-то министр образования России, а ныне директор ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», больше всех говорил о «подводных камнях» информатизации образования. А может быть, это и закономерно, ведь Александр Тихонов – реалист. Он «по полочкам» разложил, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы информатизация не буксовала: «Первое – это анализ и развитие транспортной, информационно-коммуникационной обеспеченности регионов, в первую очередь вузов. Например, сейчас передача 1 гигабита на километр на маршруте Москва – Питер стоит 0,28 рубля. Москва – Новосибирск – уже 28 рублей. А Москва – Хабаровск – порядка 290 рублей. Разрывы не в единицы, а на порядки. Государство должно изменить тарифную политику, если мы хотим достичь равного уровня предоставления образовательных услуг.
Второе, в этом же контексте надо оптимизировать сеть – сокращать трафики, уменьшать затраты регионов на подход к Москве, создавая репликации, региональные системы и «зеркала» федеральных ресурсов ближе к месту расположения. Затраты здесь незначительные.
Третье – мы создали замечательные ресурсы для средней школы. Однако новые технологии требуют методической поддержки, обучения, переподготовки. Система нашей переподготовки, как учителей, так и вузовская, работает неэффективно. Это задача для педагогических и других вузов.
Еще один аспект. Сейчас, когда сформировались целые группы федеральных, региональных информационных ресурсов, происходит усиление информационных атак на эти системы. Я, например, в «Информике» вынужден был создать специальное подразделение, которое только этим занимается. Его мощности не хватает… А в регионах это вообще нетронутая среда. Причем не всегда дело в средствах на покупку какого-то ПО. Речь о формировании команд профессионалов, которые знают, как работать в этой области».
Кстати, о той же самой проблеме – подготовке и переподготовке преподавателей, но уже в связи с внедрением в школах электронных образовательных ресурсов нового поколения, говорил генеральный директор республиканского мультимедиацентра Александр Осин. Александр Васильевич считает: «Сейчас крайне важно в повышение квалификации преподавателей вводить новый компонент, базу для оценки владения современными образовательными технологиями с использованием электронных образовательных ресурсов». Потому что мало создать ЭОРы и поставить их в школу. Надо учить педагогов работе с ними, дать учителям практические рекомендации по использованию ресурсов.
Организация
Информатизация образования – коллективное дело. О комплексном подходе сказал в своем докладе на коллегии заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Вадим Лазутин: «На федеральном уровне решаются проблемы, связанные с совершенствованием содержания и технологий образования, разработкой и распространением новых методик применения ИКТ в образовании, осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений страны. На региональном уровне происходит поддержка учреждений образования, развитие материально-технической базы, реализуется комплекс мер по повышению доступности федеральных образовательных ресурсов, развитию единой образовательной информационной среды и федеральной университетской сети». Сейчас этот механизм должен работать как никогда четко, ведь с октября 2008 года и вплоть до 1 января 2010 года будет проводиться поэтапный перевод финансирования услуги доступа к сети «Интернет» с федерального уровня на уровень субъектов РФ. А он уже сейчас дает сбои, о чем присутствующим поведал генеральный директор ОАО «РТКомм.ру» Павел Терещенко: «Зачастую деньги, запланированные субъектами на оплату трафика в 2008-2009 годах, оформлены в виде субвенций образовательным учреждениям. Но 94-й федеральный закон никто не отменял. Нормально проводить конкурсы можно только на уровне субъектов Федерации. Если деньги уйдут на уровень школ, можно ожидать проблем со своевременным заключением контрактов, проведением конкурсов на местных уровнях…»
Что делается в центре, чтобы координировать работу по информатизации, помогать школам справляться с техническими проблемами? Развернута единая информационная система управления проектом. Она помогает операторам связи обмениваться информацией, поддерживает личные кабинеты всех образовательных учреждений, благодаря которым школа может контролировать объем, типы и время скачивания трафика.
Всем известно, что с начала года для фиксации повреждения линий, неработоспособности компьютерных систем существует единый телефонный номер, бесплатный для пользователей. Набрав 8-800-333-02-50, образовательное учреждение оставляет заявку, она попадает в эту информационную систему, затем неполадки устраняются. «С января по май 2008 года, – отчитывается Павел Геннадьевич Терещенко, – были зафиксированы и отработаны 3043 заявки. Две трети проблем были связаны с несовершенством компьютерной техники и программного обеспечения, а также с фактическим отсутствием системы технической поддержки компьютеров и локальных сетей на уровне образовательных учреждений. В мае общее количество решаемых проблем приблизилось к количеству поданных заявок в этом месяце. Нормализация информационного обмена – то есть активное использование горячей линии, фиксация заявок на неисправности, формирование системы технической поддержки – это задача на ближайшие полтора-два года».
Самую ближайшую проблему прогнозирует руководитель ОАО «РТКомм.ру»: «Когда мы с вами 26 августа придем на педсоветы в школы, включим электропитание, то настройки модемов слетят. Руководители образовательных учреждений, чтобы обеспечить сохранность оборудования, снимают его, ставят в сейф, а возвращаясь из отпуска, прикручивают обратно… Но в конце августа – начале сентября нас ожидает вал обращений по отсутствию доступа в интернет».
А может, с этой задачкой, как и с другими, можно справиться? Если почаще говорить о проблемах вслух и искать решение на всех уровнях…
Справка
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы организована содержательная поддержка приоритетного национального проекта «Образование».
Созданы 10000 модулей электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР), обеспечивающих реализацию образовательных программ общего среднего образования по следующим предметам: физика, химия, биология, английский язык, география, мировая художественная культура и искусство, история, русский язык, естествознание, математика.
В 2008-2010 годах предусмотрена разработка 7460 вариативных электронных образовательных ресурсов для основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по следующим дисциплинам: русский язык, география, история, математика, биология, технология, информатика, литература и обществознание (включая экономику и право).
В качестве поставщика новых методик и ресурсов введен в эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Цифры и факты
В 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» продолжены работы по обеспечению доступа общеобразовательных учреждений к интернету. Старт проекта дан распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2006 года №1032-р.
На 1 января 2008 года обеспечивается доступ в интернет 52063 образовательным учреждениям Российской Федерации.
Основной тип использованного подключения к интернету – xDSL (синхронная модемная связь с передачей данных по наземным каналам). При этом 7140 труднодоступных образовательных учреждений в 79 субъектах Российской Федерации были подключены через спутниковые каналы с применением земных станций спутниковой связи типа VSAT-Ku при их работе через отечественные космические аппараты «Экспресс» или «Ямал».
Общий объем трафика, потребленного подключенными общеобразовательными учреждениями Российской Федерации на 14 мая 2008 года, составил 475,4 Терабайт, что в пересчете на каждое подключенное образовательное учреждение дало средний удельный объем потребляемого трафика порядка 0,5 Гб/мес.
В целом образовательные учреждения активно пользуются доступом к сети «Интернет» как на занятиях, так и во внеурочное время. При этом большая часть времени затрачивается на поиск информации. Самая популярная тема: подготовка к единому государственному экзамену в 10-11-х классах.
С целью ограничения доступа учащихся к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами воспитания и образования обучающихся, в 2006-2007 годах была разработана и внедрена система исключения доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами воспитания и образования обучающихся (СИД) как на уровне образовательного учреждения и субъекта, так и на федеральном уровне. В настоящий момент федеральный сегмент СИД отрабатывает в среднем около 250 миллионов запросов в день, из которых около 1,5 миллиона запросов отфильтровываются как не соответствующие задачам образования и воспитания. В рамках ПНПО в
I квартале 2008 года распространена локальная версия СИД и до 31 декабря 2010 года гарантировано обеспечение постоянной актуализации базы данных интернет-ресурсов, не совместимых с задачами воспитания и образования учащихся.
Определены типы программного обеспечения, образующего стандартный (базовый) пакет программного обеспечения (СБППО), на основании которых после проведения конкурсных процедур был определен состав СБППО.
Лицензирование проведено на следующих условиях: срок действия – 3 года, не более
1 млн установок, включая домашние ПК учителей, не более чем в 64000 школ.
Кроме того, были определены наиболее перспективные с точки зрения современной системы образовательных приоритетов и накопленного методического потенциала категории программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы.
В 2007 году создан и испытан эталонный комплект пакета свободного программного обеспечения (ПСПО). В 2008 году проходит разработка методических и справочных материалов, апробация ПСПО и разработанных материалов в трех пилотных субъектах Российской Федерации: Томская область, Пермский край и Республика Татарстан. В случае успешной реализации пилотного проекта в 2007-2008 годах разработанный проект ПСПО начиная с 2009 года будет дополнительно устанавливаться в образовательных учреждениях России. При этом до конца 2010 года все образовательные учреждения имеют возможность использовать как СБППО, так и ПСПО, что обеспечивает необходимые условия для адаптации пользователей и предоставления им в переходный период гарантированной возможности выбора среды для работы.
Комментарии