Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила на Президиуме Совета законодателей 16 декабря в Доме профсоюзов. Она затронула проблемы трудоустройства выпускников и невостребованности высшего образования. Например, по словам вице-спикера, большая часть студентов педагогических специальностей уже на этапе поступления не планируют работать по специальности.
Ирина Яровая привела данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно им 55% выпускников вузов считают что с трудом смогут найти работу по специальности а 20% молодых специалистов думают что это вообще невозможно. “При этом 37% работодателей называют кадровый дефицит главной сложностью ведения бизнеса. По данным Росстата число вакансий превысило 11 млн человек. Это рекордное значение с 2016 года. Получается что система образования “учит” не тех специалистов. Как результат получив невостребованное образование молодой специалист вынужден искать работу в другой сфере и работать не по специальности полученной в вузе. По данным ВЦИОМ и это тревожные данные по специальности не работает 47% всех трудоспособных граждан России” — цитирует Ирину Яровую пресс-служба Госдумы.Вице-спикер назвала бюджетные места в вузах инвестициями в человека и экономику. – Например в 2018 году наибольшее количество бюджетных мест было выделено по разделу образование и педагогические науки – 239 661. Сейчас в России 12 миллиона педагогов. И чтобы почти 240 тысяч учителей нашли работу нужно чтобы преподавательский корпус обновился почти на 17%. Но этого не происходит учителей не хватает. То есть большая часть тех кто поступит на бюджетные места на педагогику уже сейчас на этапе поступления не планируют работать по специальности — подчеркнула зампредседателя Госдумы.На ее взгляд вопрос трудоустройства выпускников и удовлетворения регионов кадрами в очень незначительной степени решается программами целевого обучения поскольку носит несистемный характер. – Квота приема по целевому обучению на 2019 год по педагогическому образованию — 15% мест от общего объема контрольных цифр приема на бюджетные места менеджмент – 10% управление персоналом – 10% социология – 10%. То есть 85% учителей или 90% менеджеров и социологов учатся на бюджетных местах но механизм обеспечения их востребованности в профессии на уровне регионов отсутствует. При этом при целевом обучении места занимаются конкретными лицами заключившими договор о целевом обучении по факту вне конкурса и нет прозрачной процедуры соискательства на получение направления на целевое обучение — отметила Ирина Яровая.Она предложила создать единый сайт на котором публиковалась бы информация обо всех запросах регионов и работодателей имеющих право заключать договоры о целевом обучении. Таким образом каждый выпускник школы имел бы возможность “на понятной и прозрачной конкурсной основе претендовать на заключение договора о целевом обучении в конкретном регионе и по конкретной специальности”. “Такой подход соединит запрос экономики и наполняемость бюджетных мест студентами желания и возможности которых в самореализации будут реально обеспечены и полезны” — убеждена Ирина Яровая.По ее словам сайт позволит создать прозрачную систему определения квот на целевой прием. По ее мнению такие меры позволят молодым людям получить гарантированное место работы а региону – специалистов высокой квалификации. “Качественная система подготовки профессиональных кадров — это необходимое условие успеха экономики России все планы будущего зависят напрямую от этого и изменения необходимо начинать незамедлительно. Нельзя допустить чтобы ошибки в системе высшего образования конвертировались в разочарование невостребованность личные и общественные неудачи отставание в развитии экономики” — заключила Ирина Яровая.Парламентарий также высказалась по поводу распределения бюджетных мест для программ бакалавриата и магистратуры. По мнению Ирины Яровой их количество необходимо уравнять. “Предлагаю на уровне закона предусмотреть обязательность равного выделения бюджетных мест под бакалавриат и магистратуру” – передает слова Ирины Яровой ТАСС.По словам парламентария на 2020-2021 учебный год на бюджетных местах в бакалавриате заявлено обучение более 312 тысяч студентов а в магистратуре – лишь свыше 116 тысяч.”То есть 63% выпускников бакалавриата встанут перед выбором: или учиться платно или остаться с образованием бакалавра. Получается что магистратура превратилась в способ перевода на платное образование: хочешь доучиться – доплати. Это не обеспечивает равное и непрерывное образование для граждан России. Пришло время исправлять сложившуюся ситуацию исходя из логики запроса на качество образования” – заявила она.Читайте также: duma.gov.ru tass.ru
“При этом 37% работодателей называют кадровый дефицит главной сложностью ведения бизнеса. По данным Росстата, число вакансий превысило 1,1 млн человек. Это рекордное значение с 2016 года. Получается, что система образования “учит” не тех специалистов. Как результат, получив невостребованное образование, молодой специалист вынужден искать работу в другой сфере и работать не по специальности, полученной в вузе. По данным ВЦИОМ, и это тревожные данные, по специальности не работает 47% всех трудоспособных граждан России”, — цитирует Ирину Яровую пресс-служба Госдумы.
Вице-спикер назвала бюджетные места в вузах инвестициями в человека и экономику.
– Например, в 2018 году наибольшее количество бюджетных мест было выделено по разделу образование и педагогические науки – 239 661. Сейчас в России 1,2 миллиона педагогов. И чтобы почти 240 тысяч учителей нашли работу, нужно чтобы преподавательский корпус обновился почти на 17%. Но этого не происходит, учителей не хватает. То есть большая часть тех, кто поступит на бюджетные места на педагогику уже сейчас, на этапе поступления, не планируют работать по специальности, — подчеркнула зампредседателя Госдумы.
На ее взгляд, вопрос трудоустройства выпускников и удовлетворения регионов кадрами в очень незначительной степени решается программами целевого обучения, поскольку носит несистемный характер.
– Квота приема по целевому обучению на 2019 год по педагогическому образованию — 15% мест от общего объема контрольных цифр приема на бюджетные места, менеджмент – 10%, управление персоналом – 10%, социология – 10%. То есть 85% учителей или 90% менеджеров и социологов учатся на бюджетных местах, но механизм обеспечения их востребованности в профессии на уровне регионов отсутствует. При этом при целевом обучении места занимаются конкретными лицами, заключившими договор о целевом обучении, по факту вне конкурса и нет прозрачной процедуры соискательства на получение направления на целевое обучение, — отметила Ирина Яровая.
Она предложила создать единый сайт, на котором публиковалась бы информация обо всех запросах регионов и работодателей, имеющих право заключать договоры о целевом обучении. Таким образом, каждый выпускник школы имел бы возможность “на понятной и прозрачной конкурсной основе претендовать на заключение договора о целевом обучении в конкретном регионе и по конкретной специальности”.
“Такой подход соединит запрос экономики и наполняемость бюджетных мест студентами, желания и возможности которых в самореализации будут реально обеспечены и полезны”, — убеждена Ирина Яровая.
По ее словам, сайт позволит создать прозрачную систему определения квот на целевой прием. По ее мнению, такие меры позволят молодым людям получить гарантированное место работы, а региону – специалистов высокой квалификации.
“Качественная система подготовки профессиональных кадров — это необходимое условие успеха экономики России, все планы будущего зависят напрямую от этого и изменения необходимо начинать незамедлительно. Нельзя допустить, чтобы ошибки в системе высшего образования конвертировались в разочарование, невостребованность, личные и общественные неудачи, отставание в развитии экономики”, — заключила Ирина Яровая.
Парламентарий также высказалась по поводу распределения бюджетных мест для программ бакалавриата и магистратуры. По мнению Ирины Яровой, их количество необходимо уравнять.
“Предлагаю на уровне закона предусмотреть обязательность равного выделения бюджетных мест под бакалавриат и магистратуру”, – передает слова Ирины Яровой ТАСС.
По словам парламентария, на 2020-2021 учебный год на бюджетных местах в бакалавриате заявлено обучение более 312 тысяч студентов, а в магистратуре – лишь свыше 116 тысяч.
“То есть 63% выпускников бакалавриата встанут перед выбором: или учиться платно, или остаться с образованием бакалавра. Получается, что магистратура превратилась в способ перевода на платное образование: хочешь доучиться – доплати. Это не обеспечивает равное и непрерывное образование для граждан России. Пришло время исправлять сложившуюся ситуацию исходя из логики запроса на качество образования”, – заявила она.
Читайте также:Минтруд планирует создать систему мониторинга трудоустройства выпускников вузов до конца 2020 года http://ug.ru/news/29556
По информации duma.gov.ru, tass.ru
Фото сайта duma.gov.ru
Комментарии