Ямал – это сочетание вековых традиций и обычаев коренных народов Севера и передовых технологий современной цивилизации. Этнокультурные особенности проявляются прежде всего в селах, где живут ненцы, ханты, селькупы, коми. Часть тундрового населения кочует вслед за стадами оленей. И хотя в полумиллионном округе представителей коренных национальностей менее 40 тысяч человек, именно они создают основу статуса автономного округа, его культурно-историческое своеобразие.
– Ирина Кенсориновна, Ямал – край суровый, много школ находится в труднодоступных районах, куда можно добраться только на вертолете. В связи с этим хотелось бы поговорить о специфике образовательной системы. В чем ее своеобразие? – Топливно-энергетический комплекс Ямала – это форпост экономики не только региона, но и всей России. Современные способы добычи нефти и газа, позволяющие добывать полезные ископаемые с километровых глубин и даже приблизиться к арктическому шельфу, – это облик современного Ямала. История и современность отразились в образовании нашего края. С одной стороны, во многом отжившая интернатная система обучения детей из числа коренного населения, с другой – высокие требования населения, занятого в нефтегазодобывающем секторе, бюджетной сфере, к качеству образования. Это связано с установкой большинства родителей на жизненный успех своих детей, основу которой составляет хорошее социально-экономическое положение. Специфика округа – в отсутствии собственной системы высшего образования. При этом около 80 процентов выпускников школ поступают в вузы и, как правило, остаются в крупных городах других регионов, не возвращаясь на Север. – Как вы относитесь к интернатной системе обучения коренных народов, нужно ли отрывать ребенка от семьи или лучше дать ему возможность учиться в кочевой школе? Гарантирует ли такая школа получение качественного образования? – Интернаты – это порождение советской системы обучения и воспитания. Благодаря ей в 30-40-е годы прошлого века удалось приобщить коренное население к грамотности, подготовить специалистов из числа национальных общин, а главное – включить народы Севера в жизнедеятельность Советского государства. Новое время поставило перед властью новые задачи: решить проблему отрыва детей от родительского очага, от национальной культуры и традиционного образа жизни. Обучение и проживание в интернате – это сотни километров расстояния до родного чума с примером трудовой деятельности и семейной жизни родителей. Возникла идея приблизить школу к ученику и его семье. Так сформировалась норма регионального закона об образовании о кочевой форме обучения, принятая в 2012 году. – Начальная школа в прошлом учебном году перешла на новые образовательные стандарты. Это потребовало не только определенных материально-технических условий, но и прежде всего существенных изменений в работе учителя. Много ли проблем возникало в связи с этим в ямальских школах? Какие из них, на ваш взгляд, являются самыми серьезными? – Думаю, что проблемы с переходом на новые образовательные стандарты идентичны в разных регионах России. Это прежде всего проблемы внутренней перестройки работы учителя и школы. Несмотря на то что мониторинги свидетельствуют о хорошей степени готовности к введению новых стандартов: проведено обучение педагогов и руководителей, закуплено современное учебное оборудование, в том числе цифровые лаборатории, лего- и робототехника, приобретены учебные пособия, – переход на компетентностное обучение происходит очень медленно. Это отмечают руководители муниципальных органов управления образованием. Возможно, компетентностное обучение пока не совсем понятно учителям, не освоено. Нужны время, практика. Но есть опасность «забалтывания» темы и подмены понятий. В этом случае за новый подход выдается традиционная система обучения. В ямальском педагогическом сообществе обсуждаются варианты решения проблемы прежде всего за счет обучения педагогов технологиям развивающего обучения, организации мастер-классов лучших учителей ЯНАО и России с демонстрацией уроков, отвечающих требованиям ФГОС. – В сентябре прошлого года Владимир Путин выдвинул инициативу, в соответствии с которой учительская зарплата должна сравняться со средней по региону. Удалось ли вам решить эту задачу? Я знаю, что в большинстве регионов зарплата повысилась у учителей и директоров школ, однако психологи, социальные педагоги реального повышения на себе не ощутили. – В 2011 году решением правительства автономного округа заработная плата была увеличена всем работникам сферы образования, средний размер вырос на 30 процентов. Был увеличен базовый оклад, а фонд надбавок и доплат доведен до 30%. Так что реальное повышение зарплаты коснулось всех, в том числе и воспитателей детских садов, и психологов, и социальных педагогов. В этом году в соответствии с комплексом мер по модернизации региональной системы образования перед окружной властью стоит еще более сложная задача – довести размер зарплаты учителей до средней по экономике региона, а это 56 тысяч рублей. Сейчас обсуждаются подходы к решению этой задачи. – Одна из серьезных проблем сегодняшнего времени – нехватка мест в дошкольных учреждениях. Примечательно, что коснулась она не только мегаполисов, но даже и небольших городов. Какова ситуация с обеспеченностью дошкольным образованием на Ямале? Все ли желающие родители могут устроить своего ребенка в детсад? – На Ямале живет и работает много молодежи. Средний возраст ямальцев чуть больше тридцати лет. Не случайно проблема нехватки мест в детских садах стоит остро, особенно в Салехарде, столице округа, и нефтегазовых городах. Многое делается местными органами власти, чтобы помочь родителям: созданы группы кратковременного пребывания детей, открыты семейные группы при детских садах, дошкольные группы при школах. Для выравнивания права каждого жителя Ямала на получение дошкольного образования, решением губернатора с прошлого года осуществляются выплаты родителям, чьи дети стоят в очереди на получение места в детском саду. Эти средства родители используют на приобретение развивающих пособий, оплату частного детского сада и другие направления, связанные с подготовкой детей к школе. Кстати, очереди в группы предшкольной подготовки нет, все дети должны быть готовы к школе – такова региональная политика. Не могу не сказать о том, что в последние два года строится много новых детских садов. Следующий год будет урожайным на новоселья. – «Кадры решают все» – согласны ли вы с этим утверждением? Актуально ли оно сегодня? Какими основными принципами вы руководствуетесь при подборе управленческих кадров? Существует ли сегодня на Ямале проблема учительских кадров? Как у вас поддерживают и стимулируют молодых педагогов? – Известна формула: «Качество образования дает хорошая школа, в которой работают хорошие учителя». Современное образование находится в эпицентре изменений, связанных прежде всего с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, введением новых организационно-правовых и финансово-экономических механизмов управления учреждениями. В этих условиях учителю предъявляются высокие требования со стороны власти и общества. Важно обеспечить подготовку и переподготовку педагогов и руководителей, оснастив их нормативными документами, методическими материалами, обучив применению компетентностного подхода в обучении. На Ямале на эти цели выделяются средства, значительно превышающие объемы прошлых лет. Наибольшую пользу, с точки зрения самих участников, дали стажировки в лучших образовательных организациях страны. Так, директора школ прошли специальную программу обучения в московской школе у А.Б.Воронцова, педагогов дополнительного образования принимали в Красноярске, мастера производственного обучения побывали на стажировке в центре ремесленничества в Германии. Повышение профессионального уровня педагога и руководителя – это процесс, во многом связанный с мотивацией человека на постоянное совершенствование независимо от стажа работы и опыта. На Ямале 2012 год объявлен Годом квалифицированных специалистов. Утверждена программа «Педагогические кадры Ямала до 2015 года». Предусмотрено формирование экспертного сообщества из числа работников системы образования, подготовка многопрофильных специалистов для малокомплектных сельских школ. Предполагается установление педагогических званий «учитель-методист», «учитель-наставник» с увеличением заработной платы. Запущен проект «Новый учитель Ямала», направленный на привлечение молодых талантливых учителей. Проведен отбор школ, готовых создать условия для молодого учителя и его семьи, в том числе оборудованное рабочее место, предоставление жилья. Претенденты на получение гранта в размере 600 тысяч рублей разрабатывают образовательный проект для реализации в школе. Получатель гранта имеет первоочередное право на переподготовку или стажировку в России и за рубежом. Кроме того, все молодые специалисты получают единовременную выплату в размере 100 тысяч рублей и ежемесячную надбавку к заработной плате. Так что школы Ямала ждут своего нового учителя! – Какие проблемы для вас как управленца являются сегодня приоритетными? – Наиболее важными для системы образования на Ямале считаю проблемы нехватки мест в детских садах (показатели рождаемости в округе высокие), доступности качественного образования для детей тундрового населения в силу отдаленности мест кочевания от населенных пунктов, где есть учреждения образования. Важно обеспечить трудоустройство выпускников системы профобразования на предприятиях округа. Есть общие для российской системы образования проблемы, без решения которых маловероятно достижение положительных результатов модернизации образования. Во-первых, это синхронизация всех процессов по вертикали управления и горизонтальной связанности. Скорость движения любой системы зависит от скорости движения последнего ее элемента. Поэтому важно наблюдать за каждым объектом образования и, корректируя программу движения (развития), обеспечивать индивидуальный и общий прогресс. Во-вторых, не удается, несмотря на многочисленные мониторинги, исследования, публичные отчеты, преодолеть стремление к «улучшению» результатов. Учитель зачастую заявляет о компетентностном подходе в обучении, которого в действительности нет, директор гордится работой управляющего совета, реально не участвующего в решении жизненно важных для школы вопросов, например в распределении фонда стимулирующих надбавок. Свою работу в качестве руководителя региональной системы образования я строю на преодолении субъективизма и неоднозначности в оценке работы ученика, учителя, школы. Как теперь принято говорить, fair play (честная игра). Ну и наконец, управленцам нужно научиться доводить любое дело до завершения. Это нелегкий при большом количестве федеральных и региональных проектов, но единственный способ оценить полученные результаты системы и двигаться дальше! – Ямал – динамично развивающийся регион, богатый запасами нефти и газа. Чтобы освоить богатейшие приоритетные месторождения и эффективно их использовать, необходимы рабочие кадры. Как в связи с этим происходит модернизация профессионального образования? Готова ли система ямальского профтехобразования действительно выпускать квалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда? – Действительно, освоение Арктики, модернизация топливно-энергетического комплекса, развитие традиционных и создание новых производств выдвигают новые требования к системе профессионального образования на Ямале. Предприятиям нужны высококвалифицированные рабочие в таких отраслях, как добыча нефти и газа, транспорт, энергетика, строительство, информационные системы. Решением этой задачи занимаются научно-образовательные комплексы, созданные путем объединения учреждений начального, среднего специального образования, с участием ведущих вузов УРФО, а также работодателей. Открыты новые профессии, нужные для производства в зонах опережающего развития Ямала, организована научно-исследовательская деятельность, созданы ресурсные центры, центры содействия трудоустройству и сертификации квалификаций. Говорить о том, что выпускники учреждений НПО и СПО в полной мере соответствуют требованиям работодателя, пока рано. Предстоит большая работа по модернизации материально-технической базы и установлению более тесной связи с предприятиями. Нужно улучшать качество преподавания и особенно – производственной практики. Нужно повышать престиж рабочей профессии! Очень рассчитываем на конкурс профессионального мастерства, который пройдет в сентябре под эгидой правительства автономного округа для наиболее важных на Ямале профессий. Лучшие примут участие в конкурсе «Славим человека труда», организованном по инициативе полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе. – Сегодня активно развивается инклюзивное образование. Готовы ли ваши педагоги обучать в обычных общеобразовательных школах наряду со здоровыми детьми ребят, имеющих особые потребности? Созданы ли для этого в школах условия? – Да, Ямало-Ненецкий автономный округ участвует в федеральной программе по организации дистанционного обучения детей с проблемами в здоровье. За три года в этот проект включены 80 детей. Они прикреплены к 5 региональным центрам дистанционного обучения, расположенным в крупных городах. С детьми в индивидуальном режиме работают учителя. Большинство детей с проблемами здоровья могут посещать школу, для тех, кто передвигается на коляске, создаются специальные условия не только в школьных зданиях, но и в учреждениях дополнительного образования. Мы с муниципалитетами договорились о том, что минимум по одному детскому саду, школе, центру дополнительного образования должны соответствовать требованиям доступной среды. В большинстве своем эти условия уже созданы. В округе есть несколько коррекционных школ, созданы коррекционные классы в общеобразовательных школах. В прошлом году нами разработана и введена программа «Особый ребенок», которая служит организационно-методической основой для обучения детей с проблемами в развитии. – Каковы итоги ЕГЭ в 2011-2012 учебном году? Можно ли говорить о росте качества образования? Главные итоги, на ваш взгляд, истекшего учебного года? – Основные итоги ЕГЭ можно сформулировать кратко: стабильность результатов и отсутствие грубых нарушений процедуры проведения экзаменов. В большинстве предметов результаты на уровне российских, по литературе, географии выше, но по английскому языку и физике слабее. Десять стобалльников, которым вручена премия губернатора в размере 20 тысяч рублей, – хорошая награда за многолетний школьный труд. Труд ученика и его учителя. – Ирина Кенсориновна, каждый учебный год – это новая веха в жизни детей и учителей. Что нового и интересного появится в ямальском образовании в 2012-2013 учебном году? – В новый учебный год вступаем с двумя крупными проектами: «1 ученик – 1 компьютер» и «Школа – территория Wi-Fi». Для всех второклассников закуплено 7 тысяч персональных нетбуков с поворотным экраном для использования на уроке и дома. Особенно важно предоставить возможность с помощью этого оборудования проводить занятия в дистанционном режиме в актированные дни, когда по температурным условиям дети не приходят в школу. На Крайнем Севере ежегодно выпадает из учебного плана до 30 дней, и учителя наверстывают программу интенсивной работой. Система Wi-Fi расширит образовательный контент и технологии обучения. В течение трех лет все младшие школьники получат возможность учиться в условиях, соответствующих новым образовательным стандартам. О других важных направлениях работы в новом учебном году я рассказала, отвечая на вопросы интервью. Важно, что развитие образования на Ямале осуществляется в русле государственной образовательной политики, направленной на обеспечение каждого ребенка качественным образованием, независимо от места проживания и возможностей семьи.
Комментарии