Новый взгляд на образование как важнейший ресурс человека приводит нас к мысли о необходимости обновлять и приращивать знания на протяжении всей жизни. Большинство знаний и умений усваиваются в детском и подростковом возрасте. За 15 лет, а это пятая часть жизни, приобретается большая часть знаний, навыков, компетенций. В школе развивается умственный и эмоциональный интеллект, от чего напрямую зависит судьба человека. Кстати, для успешной карьеры руководителя любого уровня особенно следует развивать эмоциональный интеллект.
А это значит – способность слушать и слышать другого, понимать, сопереживать и работать в команде, анализировать и разрабатывать сценарии решения проблем. Наконец, именно в школьном возрасте приобретается социальный опыт жизни в открытом демократическом обществе.
Базовые компетентности, то есть способность применять полученные знания в реальной ситуации, должны быть сформированы именно в детстве, точно так же как у каждого возраста есть свои книги для чтения. Какие ключевые компетенции должны быть сформированы у человека, претендующего на интересную, нужную рынку труда и достойно оплачиваемую работу?
Главная компетенция XXI века – готовность и умение непрерывно учиться, ответственность человека за собственное обучение. Это умение чрезвычайно важно в быстро меняющемся, информационно насыщенном мире. Быстрый рост технологий, интернационализация компаний требуют от человека умения адаптироваться в социальном, культурном плане, а также навыков успешной коммуникации. Такой навык должен быть сформирован к 15 годам, а к выпуску из средней школы выражаться в способности к общению с разными группами людей по возрасту, полу, национальной принадлежности, вере. Эффективное общение возможно, если оно основано на уважении, доверии, понимании иных взглядов, поступков, убеждений. Конечно, стратегия культурного поведения может не входить в планы, но в таком случае проблематично осуществление успешного жизненного и карьерного сценария. Наконец, еще одна компетентность, которую многие исследователи также считают ключевой, – самостоятельность, которой так не хватает российским старшеклассникам, привыкшим к инфантильному, безответственному поведению, к постоянной опеке со стороны родителей и учителей. Намного самостоятельнее себя ощущают подростки в большинстве стран Западной Европы, США, ряда стран Юго-Восточной Азии, где ученики старших классов привыкли сочетать занятия в школе или колледже с работой, самостоятельно оплачивать обучение в университете, получая банковский образовательный кредит. Самостоятельность в границах средней школы представляется как построение индивидуального учебного плана или даже (это значительно более высокий уровень) индивидуальной образовательной программы, владение технологиями самообразования, прежде всего за счет подключения к разнообразным образовательным ресурсам, рациональное планирование времени. И, безусловно, самостоятельность предполагает активность в выражении запроса на помощь и поддержку со стороны педагогов и родителей. О самостоятельности человека можно судить и по культуре мышления – основано оно на простом заучивании учебного материала или на осмыслении и творческом преобразовании.
Прогноз: Как поменяются профессии в 2020-2050 годах?
Эти профессии исчезнут
Почтальон
Бухгалтер
Горнодобывающие и нефтедобывающие профессии
Программист
Обслуживающие профессии в сфере туризма
Кассир
Обслуживающие профессии в энергетике
Журналист
Продавец
Бортпроводник и проводник в поезде
А у этих профессий есть шанс остаться
Атомная и водородная энергетика
Профессии для обслуживания космических станций
Научно-технический дайджест
Маркетинг и аналитика
Инженер в микроэлектронике, биоэлектронике
Инженер в промышленности по органическим материалам
Научное производство искусственных биообъектов
Робототехника
Автомобилестроение
Воздушный транспорт
Судостроение
Комментарии