search
main
0

Ирина САВКИНА, проректор по дополнительному образованию МГПИ: Ученостью компенсируем удаленность

Новые социально-экономические условия формируют иные реалии: закрываются малокомплектные школы, уходят из сельских школ учителя, зачастую молодые, талантливые, активные. Большая текучесть кадров, отсутствие коммуникаций, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологий…

И это неполный перечень проблем, которые надо решать, причем безотлагательно, потому что иначе вопрос «Как нам обустроить Россию?» может стать абсолютно риторическим, так как ответить на него уже будет некому…Что делать, если сельская школа, в которой дети могли бы учиться, закрылась, а до ближайшей – десятки километров (да не по суху, а по воде или по воздуху)?  Как быть, когда у тебя пятеро ребят (младшей дочке пока 4 года, а детям постарше 7, 10, 13, 16) и ни один из них школу не посещает, а помочь им родители без помощи квалифицированных специалистов не могут, хотя и пытаются учить самостоятельно, как подсказывает интуиция? Такой вопрос задал в письме министру образования и науки РФ отец многодетной семьи, живущей на карельском острове Большой Клименецкий, который находится всего лишь в восьми километрах от Кижей. Решив помочь семье, МГПИ начал социально-педагогический проект, не имеющий аналогов в России. Включаясь в работу, мы постарались продумать, как можно оптимально использовать научно-методический потенциал МГПИ именно как педагогического вуза, задействовать возможности современных информационных технологий при решении непростой задачи образования детей, живущих вдалеке от благ цивилизации. Задачи, которая на первый план выдвигает не только и не столько обучение, желание довести каждого из этих ребят до момента получения аттестатов зрелости, сколько их социализацию, что, на наш взгляд, значительно важнее. Поэтому идеей представляемого совместного проекта стало создание новой социальной и образовательной среды через обоснование необходимости придания системе семейного образования в условиях удаленного доступа характера независимой организации. Ведь семей, подобных семье Логиновых, на необъятных российских просторах не одна, поэтому мы понимаем, что и решать эту проблему следует не локально, только «под Логиновых», а выстраивая обобщенную модель образования детей, оказавшихся в условиях удаленного доступа. На помощь приходят дистанционные технологии. Специалисты МГПИ в конце сентября побывали в деревне Лонгасы у семьи в гостях, привезли с собой компьютеры, принтер, цифровой фотоаппарат. Активно включилось в решение проблемы и Министерство образования Карелии. Помимо технической помощи, налаживания интернет-связи заместитель министра образования Карелии Г.Сараев помог Михаилу Логинову заключить необходимый для него договор с республиканской школой искусств №1 Петрозаводска. В свою очередь МГПИ заключит договор о научно-практическом сотрудничестве с этой школой, чтобы оказывать необходимую научно-методическую помощь педагогическому коллективу школы №1. Теперь ребята смогут получать образование, а учителя школы и специалисты МГПИ готовы создать им режим наибольшего благоприятствования в этом. Когда дети находятся вдали от «цивилизаций», они лишены возможности посещать культурно-просветительские учреждения, заниматься дополнительным образованием, поэтому мы понимаем, что в условиях удаленного доступа  предстоит конструировать новый тип образовательного процесса для разновозрастного детского коллектива, выстроить систему воздействия на этот коллектив, формируя опыт прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, создавая предпосылки и стимулы, необходимые для благоприятного социального развития личности каждого ребенка. Главные фигуранты в этих процессах родители, от их желания и понимания необходимости самообразования в области обучения и воспитания собственных детей зависит большая часть успеха проекта. Выстраивая образовательные маршруты для ребят, мы в первую очередь создали образовательные траектории для папы и мамы. В дистанционном режиме старшие Логиновы смогут задать любой интересующий их вопрос специалисту МГПИ и получить квалифицированную консультацию. Отмечу, что на базе Московского гуманитарного педагогического института еще в 2008 году была создана Академия родительства, которая объединила свыше 4800 родителей и педагогов, логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, детских врачей, психологов, юристов, семейных психотерапевтов, священников, преподавателей из России и 35 стран мира. Это заинтересованные, любящие родители и настоящие профессионалы, среди них есть и ученые, и практики. Опыт  Академии родительства лег в основу идеи обучения папы Михаила и мамы Марии. Моделирование альтернативной практики в формате педагогических мастерских  МГПИ успешно реализует совместно с лучшими авторскими школами Москвы. Наработанный опыт позволяет предположить, что на первом этапе реализации освещаемого проекта, когда требуется проведение значительного количества диагностических процедур, включение студентов и аспирантов в качестве помощников специалистов МГПИ по разным направлениям проводимой психологической и педагогической диагностики при составлении индивидуальных образовательных маршрутов (в том числе для взрослых членов семьи) – подборе программ, УМК – позволит молодым педагогам апробировать и реализовать свои профессиональные возможности.    Им предстоит под руководством опытных педагогов составлять графики-расписания для каждого члена семьи, разрабатывать уроки для ребят, проводить видеозанятия при прямом включении, проверять и комментировать выполнение учебных заданий. Молодежь МГПИ сможет апробировать свои силы в качестве тьюторов, фасилитаторов, супервизоров, омбудсменов, социальных педагогов, методистов, психологов. Мы убеждены, что дистанционные технологии позволяют помимо предметного обучения предложить ребятам и программы дополнительного образования (в зависимости от склонностей, интересов). Такие программы будут разработаны на факультете дополнительного образования МГПИ при обязательном условии участия в разработке и реализации студентов и аспирантов. Научные наработки в области семейного обучения и воспитания и индивидуальные образовательные маршруты, составленные командой МГПИ для каждого ребенка, доводятся до родителей и педагогического коллектива школы №1 Петрозаводска. На втором этапе предполагается взаимообмен информацией (как по освоению образовательных маршрутов, так и по проблемам семейного обучения и воспитания) между родителями, педагогами школы №1 и консультантами МГПИ. Здесь серьезная работа запланирована по обмену опытом с педагогическим коллективом школы, мы планируем включить педагогов школы в систему повышения квалификации, успешно работающую на базе МГПИ. Специалисты нашего вуза уже запланировали такие формы работы с педагогами, как консультирование, видеотренинги, семинары, педсоветы, мастер-классы по актуальным проблемам семейного образования. По итогам работы мы планируем провести совместные дистанционные педсоветы с привлечением всех участников проекта. Возможным мы считаем и проведение летней практики студентов МГПИ как на базе школы №1 Петрозаводска, так и непосредственно на острове  Б. Клименецком. Мы надеемся, что ученостью можно компенсировать удаленность, что все-таки в России (даже в самой отдаленной ее части) найдутся молодые, активные, творческие, готовые ответить на вопрос «Как нам обустроить Россию?» не только словом, но и реальным делом. Мы верим в это!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте