search
main
0

Ирина ЛОГВИНОВА, заместитель директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, кандидат педагогических наук: Самое главное – не заболтать стандарты

​В соответствии с законом об образовании стандарты – это система требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям. Главная новизна состоит в том, что стандарт задает рамку требований к школе и вузу. Нельзя добиться каких-то новых результатов, если для этого специально не будет организован адекватный этим результатам процесс, а процесс не получится, если не будут созданы необходимые условия. В стандарте и начальной, и основной школы все эти позиции абсолютно и однозначно прописаны, эта рамка задана. Мы видим, как это действительно повлияло в начальной школе.

В 2010 году только 12% первоклассников страны учились по новым стандартам, а в 2011-м уже все без исключения первоклассники начали учиться по этим стандартам. В разных регионах, конечно, все идет по-разному – где-то медленнее, где-то быстрее, где-то системнее, где-то глубже, где-то формальнее. В конечном счете все зависит от конкретных людей, от того, насколько мудры руководители, находящиеся сегодня у руля управления образованием, ведь огромные деньги сегодня идут в образование. Стандарт фиксирует требования к результатам.Дело в том, что стандарт изначально позиционируется как общественный договор, в этом документе есть много мест, в которых общее мнение должно быть сформировано. Если сразу перенестись на уровень общеобразовательного учреждения, то основная образовательная программа теперь главный документ в школе. По этому документу школу аккредитуют, в этом документе собрано все – прописаны результаты, условия, содержание и технологии. Этот документ утверждает тот высший орган, который создан в соответствии с уставом в этом образовательном учреждении. Поэтому без участников образовательного процесса – а это и ученики, и учителя, и родители, и попечители – программа не может быть утверждена.В 2015 году должен вводиться во всех школах стандарт основного образования. Но уже с 2012 года, если школа считает себя к этому готовой, если созданы условия, если есть смелые люди, она может переходить на стандарт основной школы. Я знаю такие школы, видела образовательные программы, которые уже подготовлены. Почему отдельные образовательные учреждения так торопятся с введением следующего стандарта? Потому что существует серьезная проблема преемственности начальной и основной школы. В начальной школе у нас дети учиться любят, 60-70% оканчивают ее с очень хорошими отметками, а в основной школе, к 6-7-8-му классу, дети не хотят учиться.Стандарты начальной школы, по сути, на сегодняшний день опережают стандарты основной школы, но если в начальной школе все основные предметы преподает один учитель и можно переподготовить этого учителя, повлиять на него – тем более что начальная школа имеет уже опыт развивающего обучения Эльконина – Давыдова, Занков в ней уже абсолютная реальность, – то в основной школе еще поле непаханое. Учителя в средней школе в основном предметники, люди самодостаточные. Каждый радеет за свой предмет, но очень часто бывает так, что дети, очень успешные в математике, абсолютно неуспешны в гуманитарных предметах, и наоборот. У нас сегодня есть задача – и методическая, и управленческая – собрать учителей основной школы вместе, научить их думать не над тем, как их ученик соответствует отдельным требованиям математики, биологии или химии, а над тем, как изменить педагогическую позицию в принципе. Предмет не самоцель, цель – ребенок, а предмет – средство. Нам нужно вместе договориться, как мы будем учить ребенка думать, анализировать, планировать, оценивать, рефлексировать.У нас есть шанс для индивидуального развития каждого педагога. Мы разработали методический практикум по разработке сценария урока, предлагаем учителям в группах разработать технологическую карту урока: что делает учитель, что делает ученик. Для учителей это интересно, но ново и трудно. Теперь учительница на уроке менеджер, управленец учебной деятельностью. Мы хотим, чтобы учитель и ученик умели достойно вступать в коммуникацию, выслушивали мнение другого человека, могли сформулировать свою позицию. Наши дети проводят на уроке много времени, компенсировать это время какими-то другими специальными занятиями или беседами с родителями очень сложно. Значит, время урока должно быть максимально эффективно направлено на то, чтобы был подготовлен и воспитан достойный, грамотный, уважающий себя человек, который умеет сформулировать то, что он хочет, и выслушать другого. Этому можно научиться на любом без исключения уроке.Я думаю, что должна быть преемственность со стандартами начальной и основной школы, с тем лучшим, что в этих стандартах есть, а это системный подход, единство результатов процесса и условий, ориентация на метапредметные результаты, на развитие личности. С другой стороны, в стандартах старшей школы должны быть сохранены свобода, право выбора и для школы, и для учителя, и для учащегося.Самое главное для стандартов – чтобы их не заболтали и не заформализовали.Стандарты нужны, чтобы лучшим школам они не помешали, а школам, которым сложно, они помогут, поскольку в них есть ответственность государства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте