Определенность в профессиональном выборе в школьные годы встречается не часто, но там, где она реально имеет место быть, чаще всего присутствует педагог – тот самый, о котором спустя годы захочется написать: Учитель.
Я решил, кем я буду.
– Кем же?
– Инженером.
– Здорово. А почему именно им?
– Потому что больше всего в школе я люблю физику.
– А что тебе больше всего нравится в физике?
– Что ее ведет Олег Анатольевич.
Вопрос о роли школы и педагогов в профессиональной ориентации учащихся до сих пор не получил однозначного ответа: с одной стороны, школа постоянно предпринимает попытки вести систематическую и целенаправленную профориентационную работу, с другой стороны, учебный процесс очень оторван от жизни всего остального мира, и есть огромная нехватка людей и инструментов, с помощью которых учащиеся могли бы узнать о том, какова жизнь за стенами школы. В ситуации неопределенности каждый волен сам решать, какие цели перед собой ставить. Хорошо, когда педагог способен посеять глубокий интерес к своему предмету, но еще лучше – когда он может показать учащемуся, где знания этого предмета реально применимы.
Отдавая ребенка в школу, мы надеемся, что там он сможет получить знания и навыки, которые позволят ему стать культурным, образованным, небезразличным человеком, а еще успешным и активным членом общества. Значит, у каждого знания, предлагаемого школой, должен быть понятный ребенку смысл, либо личностный, либо практический, а лучше всего, когда сразу оба. Иначе зачем ему туда ходить?
С этой логикой трудно спорить, но идеальная картинка не всегда совпадает с реальностью. Каждый день школьник посещает 5-7 уроков, есть программа, которую нужно освоить, не всегда у преподавателя остается время, чтобы объяснить, чем та или иная тема может быть полезна в реальной жизни или профессии.
Так, например, изучая в школе литературу, мы регулярно должны были отвечать на вопрос, что имел в виду автор. На самом же деле важно было догадаться, какова точка зрения учителя на то, что имел в виду автор. Если догадался – хвалили и ставили пятерку. И наоборот, если кто-то из нас формировал свое мнение, высказывал его и, не дай бог, пытался отстаивать, это заканчивалось невысокой оценкой в дневнике или даже конфликтом с учителем. Так литература как предмет потеряла для нас всякий интерес, как и чтение. А потом пришел другой учитель и предложил: попробуйте найти в произведении смысл, который касается лично вас, отзывается вам. И мы выступали, рассказывая друг другу, о чем переживаем и думаем, дополняя это деталями из произведения и собственной жизни. Очень скоро в руках детей снова стали появляться книги. И не только из школьной программы.
В подростковом возрасте есть большая потребность в ролевой модели. Кто я? На кого я хочу быть похожим? – эти вопросы ежедневно занимают подростков. И этот тот вопрос, который играет ключевую роль в последующем самоопределении подростка. Интернет дает возможности узнавать о разных людях, смотреть интервью, понимать, что они делают. Но ближе и нагляднее всех остаются для школьников родители и учителя. И если от родителей в подростковом возрасте ребята нередко отдаляются, что закономерно для этого периода, то в отношениях с учителями могут развиваться разные сценарии: от полного презрения до абсолютного восхищения. Интересно, что разные ученики могут восхищаться совершенно разными учителями – ведь чувство это вызывается откликом на проявления тех или иных качеств личности, наиболее уважаемых школьником. И здесь у каждого может обнаруживаться что-то очень свое.
Почему об этом важно упомянуть, когда мы говорим о профориентации? Потому что при выборе подростками профессионального направления предметность часто следует за личностным отношением. То есть подросток сначала выбирает, на кого хочет быть похожим, а уже потом разбирается, чем тот, кого он выбрал в качестве ориентира, занимается. Это не железное правило, но довольно распространенное явление. Реже встречается явление, когда интересен именно предмет. Но и в том, и в другом случае мы говорим о самоопределении подростка внутри школы, а ведь для выбора профессии важно, чтобы он выглянул за ее пределы.
Понятно, что большинство учителей с трудом успевают выполнять свою повседневную работу, и дополнительная нагрузка в виде профориентации учащихся может показаться еще одним отягощающим обстоятельством. А еще есть школьная программа и методические требования, которые рады напомнить, чем должен быть наполнен каждый урок. И тем не менее, урок может быть пространством, в котором есть возможность для возникновения свежей, живой мысли, для диалога, для обращения к примерам из окружающей нас реальности и знакомства с нею с новых ракурсов. Более того, он должен быть таким пространством.
А чтобы это пространство создать, учителю важно подумать о нескольких вещах:
- Как то, о чем мы будем сегодня говорить, может быть связано с повседневной жизнью учащихся?
- Что нового об окружающей реальности может узнать на моем уроке ученик? Почему это будет ему интересно? Насколько современным и актуальным является это знание?
- В каких видах профессиональной деятельности используются данные знания? Каким образом, используя эти знания, человек может сделать мир лучше?
Не жалея времени и сил в поисках ответов на эти вопросы, учитель очень скоро заметит, насколько благодарнее и заинтересованнее стали его ученики. И себя можно чувствовать куда лучше – ведь в этот момент учитель становится реальным проводником в мир для своих учеников.
Об авторе:
Ирина Гришина – руководитель направления профориентации и развития подростков образовательной компании MAXIMUM Education.
Комментарии