search
main
0

Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования: «Миссия школьного образования – передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства»

П​рошедший учебный год в целом был интересным, ярким, результативным как для всего московского образования, так и для нашего округа. Этот год – поистине марафон, цепь событий и мероприятий в каждой школе, районе, округе, направленных на то, чтобы не забывалось, не искажалось, чтобы боль трагедии и уважение к Победе не притупились. У школы сегодня великая миссия: помочь молодому поколению осмыслить подвиг народа, эмоционально воспринять события тех лет. Сотрем память о войне – потеряем одну из самых прочных идейно-нравственных опор общества, уйдем в безвременье. Во всех школах прошли торжественные встречи с ветеранами ВОВ. Музеи воинской славы, музейные экспозиции, уголки боевой славы сегодня есть во всех школах округа.

В дни празднования Победы на территории школы №738 управой района «Щукино» открыт памятник дважды Герою Советского Союза, Маршалу Советского Союза Ивану Коневу; школе №86 присвоено имя дважды Героя Советского Союза, Маршала бронетанковых войск Михаила Катукова; над 62 мемориалами закреплен патронат 54 образовательных учреждений. Школа №703 готовится к присвоению имени Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Сергея Бирюзова, школа №1918 – к присвоению имени дважды Героя Советского Союза, генерала армии Афанасия Белобородова. В течение года состоялись военно-спортивные соревнования «Мужество», «Рубежи», учащиеся школ №№ 1058, 1700, 115, 341 получили право несения почетного караула, вахты памяти, возложения цветов и прохождения торжественным маршем на Поклонной горе. Прошли акции «Равнение на знамя», «Цветы к обелиску», «Нам дороги эти…», «Учителя моей школы в ВОВ», «Победа входит в каждый двор», «Колокола памяти», вручение копий Знамени Победы музеям боевой славы школ округа в мемориальном музее военной техники, марш-бросок Дедовск – Снегири. Незабываемое впечатление оставила встреча старшеклассников округа, Белоруссии, Архангельской области на III саммите «Межнациональный диалог» на тему «Мы – наследники Победы», проходившем на базе гимназии №1551. За всем этим стоит колоссальный труд педагогических коллективов округа.Грандиозное празднование знаменательной даты 9 Мая не должно стать праздником одного дня и даже года. Мы должны быть постоянно в режиме особого внимания к этой дате, ветеранам фронта и тыла. Для наших ребят сегодня они живая история, пример безграничного героизма, высочайшего духовного патриотизма.Если говорить откровенно, именно победа в ВОВ одна из тех точек опоры, на которую по праву может опереться молодое поколение и чувствовать, что оно живет в великой стране, стране, в которой сила духа наших солдат и офицеров времен Великой Отечественной победила силу вражеского оружия.И прежде всего именно учителю обществом доверено и поручено сберечь эту память у молодого поколения, сохранить связь поколений, традиции. На базе гимназии №1544 впервые был дан открытый международный урок «Слово о Полку Игореве» совместно с белорусскими коллегами, прошла презентация инновационных достижений педколлективов «Панорама педагогических достижений», в которой приняли участие 46 школ округа. Для усиления информативности работы учебного округа, открытости образования в информационной среде округа начал работу телекоммуникативный образовательный центр (ТОЦ), в нем сегодня существуют 72 информационных образовательных пространства, сотрудничают более 5,5 тысячи пользователей – педагогов, учащихся, родителей. 20 методических пространств различной предметной направленности созданы и поддерживаются методистами. 44 учителя реализуют обучение по модели «Школа информатизации».Современный учитель – это не только высокий профессионал, но и яркая, интересная личность, чья увлеченность и интересы часто передаются детям.«Весна, талант и вдохновение» – под таким девизом второй год в округе проходит конкурс художественного творчества педагогов Северо-Запада. Русские народные танцы, оригинальные хореографические композиции, классические вокальные партии, исполнение бардовских песен, декламирование стихов – неполный перечень талантов наших педагогов.На гала-концерте прошла церемония награждения дипломантов – школ №№138, 1944, 1191, 1089, 1571, 1435, 11 инт. ДОУ №№ 2534, 2320. В этом году расширилось поле проявления творчества учителей – прошла первая окружная выставка прикладного творчества педагогов: фото, рисунки, картины, панно, вязанье, вышивка, оригами, пластилинография, поделки из природного материала, личные коллекции. Проходя под девизом «Увлечение это целый мир!», выставка показала высокий уровень творческих возможностей, увлеченность, неиссякаемое желание творить прекрасное. Участие приняли педагоги 48 школ, лучшими признаны работы школ №1985 , 92, 1515, 69, 703, 1010 и др. Оригинальные изделия представлены директором ЦО №1435 Мариной Калинцевой. Выставка работала неделю в выставочном зале «Тушино», ее хорошо посещали жители округа, учащиеся школ. Из книги отзывов: «Я узнал хобби своего учителя. Классно!», «Талантливый человек – талантлив во всем», «Какие же молодцы учителя!». Сегодня меняются требования к учителю. Сейчас школе нужен не столько педагог, наделенный суммой дидактических знаний, сколько яркая личность, высоконравственный человек, способный стать примером для детей и молодежи, асс в своем деле, настоящий профессионал в предмете. Как никогда, востребован учитель, способный к диалогу, умеющий слышать не только себя, готовый к внешней оценке. И такие педагоги у нас есть. Окружная доска почета в Год учителя предоставлена педагогам. В первом полугодии там были размещены фотографии наших 12 заслуженных работников системы дошкольного образования, а во втором – место будет предоставлено для работников школ. Шесть педагогов по традиции отмечены «Серебряной ветвью», знаком отличия СЗОУО. 14 педагогов и воспитателей в День учителя получат премию префекта СЗАО «За достижение в области образования».По предложению педагогической общественности Северо-Запада, прозвучавшем на прошлогоднем августовском педсовете, в марте 2010 года сформирован целевой капитал «Учительский фонд Северо-Запада». Сегодня на счете фонда 3,3 млн рублей, добровольно пожертвованных сотрудниками системы учебного округа. Основная задача фонда – финансовая поддержка сотрудников системы, учащихся, неработающих пенсионеров-педагогов, попавших в трудные жизненные ситуации. Это акт деятельностного милосердия, благотворительности, внимания людей, неравнодушных к чужой боли и беде. Выбор стать благотворителем – это выбор личностный, осознанный. Это выбор сильных и понимающих людей. Это выбор людей с активной жизненной позицией. Наша дальнейшая задача – максимально широкое привлечение сотрудников системы образования к участию в пополнении целевого капитала, а также привлечение юридических и физических лиц, не относящихся к системе образования.Год учителя сделал и еще сделает много открытий как самого учителя, так и для учителя. В начале прошлого века русский философ Ильин писал: «Русский учитель должен продумать и прочувствовать свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности, он должен пробуждать в ребенке совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность. Будущее России лежит в руках русского учителя». В начале XXI века общество снова с надеждой смотрит на учителя, в его руках судьба поколения, которое завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать, по какому сценарию станет развиваться Россия. В этом самое судьбоносное предназначение современной школы. Сегодня в инновационном сценарии образованию принадлежит особая роль, роль двигателя активных изменений в экономике и обществе. Современное образование не столько один из результатов инновационного развития, сколько необходимое условие его осуществления, стратегический ресурс развития города и государства. Понимая это, Правительство Москвы оказывает столичному образованию, педагогам широкомасштабную разноплановую поддержку. Несмотря на сложности последних лет, округ получает здания-новостройки под образовательные учреждения, растет средняя заработная плата учителя, достойный социальный пакет имеют молодые специалисты, творчески работающие учителя получают грантовую поддержку Правительства Москвы.Национальный проект «Образование», Концепция современной модели образования на период до 2020 г., проект «Наша новая школа» заложили принципы и подходы к модернизации образования. Городская программа «Столичное образование-5», окружная целевая программа развития «Северо-Запад – научное будущее России» – реальные программы воплощения этих проектов.Мы все внимательно изучили доклад руководителя Департамента образования Ольги Ларионовой, в котором дан глубокий анализ важнейших проблем развития образования в городе, поставлены конкретные задачи перед управлениями образования, окружными методическими службами, каждым руководителем образовательного учреждения, сделан акцент на повышение ответственности руководителя учреждения, повышение его роли и самостоятельности в решении проблем.Какие же проблемы нам предстоит решать, чтобы сделать современное образование стратегическим ресурсом развития?Знаем ли мы, кого мы учим, как, в каком направлении меняется социальный портрет московского старшеклассника, каковы его ценностные ориентиры? Учитываем ли это в своей работе?По данным городского мониторинга 2009 года, наиболее значимые ценностные ориентиры старшеклассника – это здоровье (52,4%), успешный профессиональный рост (39, 3%), наличие близких друзей (34,4%), счастливая семейная жизнь (33,4%).В сравнении с результатами 2002 года вектор изменений задается ростом значимости таких ценностей, как успешная профессиональная деятельность, самостоятельность, независимость, возможность творческой деятельности, то есть ориентиров, характеризующих сферу его будущей профессиональной деятельности, причем не в том, что касается достатка, а в том, что связано с ее творческой составляющей, возможностью самореализации.Треть старшеклассников отчетливо представляет себе свое будущее, в то время как 15 лет назад так отвечал лишь каждый шестой. 61% с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день, 35% сомневаются, что жизнь сложится удачно, 3,5% со страхом и пессимизмом ждут завтрашнего дня. Динамика эмоциональной оценки своего будущего позитивна – так, к 2009 году заметно увеличилась доля старшеклассников-оптимистов. К факторам, определяющим жизненный успех человека, сегодня все больше относят целеустремленность – 53%, личные качества – 44%, все реже называются такие, как поддержка родных, близких, связи, материальные возможности. Образование рассматривается как лифт, обеспечивающий возможность социального продвижения.Высокая образованность сегодня стала средством социализации учащихся, условием их успешной деятельности. Возрастает роль именно общего образования как среды формирования общеинтеллектуальных, общеучебных, познавательных способностей, умений и навыков, без достаточного владения которыми все другие этапы непрерывного образования малоэффективны.Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором развития общества.Эти характеристики отвечают таким мировым тенденциям развития образования, как рост общего уровня образования населения, повышение требований к культуре и базовой квалификации всех граждан, становление системы непрерывного образования.Как показывают последние международные исследования, российская школа начинает терять свои позиции в области подготовки учащихся по математике, естествознанию и в первую очередь по уровню функциональной грамотности. Не заняли соответствующего места в российском образовании информатика, экология, ОБЖ, характерна недооценка воспитательных возможностей гуманитарных предметов, слабо используется тот потенциал духовности, который заложен в мировой и национальной культуре, обеднена правовая составляющая образования, действующими учебными планами не созданы необходимые условия для профильного обучения на 3-й ступени. Предшествующие стандарты были стандартами содержания обучения, не отражали важнейших требований к ученику, ничего не говорили о ценностных ориентирах, коммуникативных, организационных компонентах, свойствах личности, они отражали, чему учить, а не как. Этому соответствовала и модель обучения: репродуктивная передача знаний, требование учить материал, а не думать над ним, отсутствие развития, удовлетворения познавательных запросов, подготовки к практической деятельности.Новые образовательные стандарты – это требования к учебному процессу, к условиям его протекания, к тому, как учить. Стандарты нацелены на формирование компетентностей у учащихся, то есть на приобретение, осмысленное восприятие знаний, умение применять их в различных ситуациях. Важнейшим условием пребывания ребенка в школе и ДОУ должны стать безопасность и комфорт. Безопасность и в плане доброжелательности, и психологической комфортности, без брани, угроз, оскорблений, страха, угнетения и подавления и тем более безопасности физической. Ощущение уюта и почти домашнего тепла необходимы для учащихся 1-й ступени: «Школа без порога», взаимодействующая с сетью учреждений и организаций, открытая для общения и коммуникации – школа для подростков; школа – храм науки – старшая школа. С одной стороны, строгий академизм, тишина кабинетов, с другой – связь с жизнью, проверка знаний на пригодность в реальных условиях. О креативности наших дошкольников говорит их активная включенность в реализацию инновационных проектов «Детский сад будущего» и совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование от младенчества до школы». Сейчас количество участников сетевого взаимодействия составляет 54 дошкольных учреждения (36% от общего числа ДОУ), безусловно, это прорыв в развитии дошкольного образования округа.В соответствии с решением сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в октябре 2009 года, было принято решение о проведении Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста 27-29 сентября 2010 года в Москве. Дошкольные образовательные учреждения Москвы готовятся к приему иностранных делегаций. В Северо-Западном округе гостей принимают Центр развития ребенка – детский сад №2337 «Дельфиненок», Центр развития ребенка – детский сад №2452 «Алые паруса», детский сад №2177 «Росток» с этнокультурным русским компонентом, детские сады компенсирующего вида №№637 и 1259. Мы желаем им успеха.Новая школа должна быть школой успешности. Успешная учеба в школе – гарантия успешности нации, ее победы в конкурентной борьбе на мировом рынке. Мы должны не торопиться ставить учащемуся двойку, гордясь своей принципиальностью в оценке его знаний, а должны задуматься, что не сделали или сделали не так, почему ученик имеет неудовлетворительные знания. Отметка – это не только оценка знаний, это мощный воспитатель. Успешность обучения и его мотивация взаимосвязаны и взаимозависимы. Успех рождает успех. Неудача – неудачу. Поймем это – меньше у нас будет прогулов, уходов из дома, постановок на учет, правонарушений несовершеннолетних. Важно, чтобы учитель это не только понял, но и принял. Наш великий педагог Макаренко писал: «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан походить к человеку с оптимистической позицией. Пусть даже с некоторым риском ошибиться». Это и об отметке тоже. Сегодня я говорю об этом не случайно: несмотря на в целом успешное завершение учебного года (у нас 4 учащихся 1-2-й ступени оставлены на второй год, три выпускника средней школы получили справки), текущие отметки вызывают глубокую тревогу, особенно в учреждениях, где идет не просто набор, а конкурсный набор. Это предмет серьезного разговора на школьном педсовете.Необходимо, чтобы образование было природосообразным ребенку, то есть учитывало закономерности его развития, использовало наиболее благоприятные периоды развития ребенка для обучения тем или иным навыкам, универсальным учебным действиям, а не навязывало учебный материал повышенного уровня ребенку в том возрасте, когда он не в состоянии его понять и осмыслить, форсировало сроки учебного процесса. Нельзя гнать учебный материал без оглядки не то что на отстающих, но и вообще на познавательные возможности обучающихся, логику их познавательной деятельности.Ребенок не понимает большую часть школьной лексики, при этом специалисты считают, что слова активного внутреннего словаря, прежде чем попасть в словарь ребенка, должно быть повторены им в самостоятельной речи не менее 50 раз. Ученик, не владеющий необходимым словарным запасом, бессмысленно заучивает учебный материал. По данным международных исследований, 25% учащихся начальной школы не усваивают программу в достаточной мере для продолжения образования именно по этой причине. Немаловажную роль здесь играют навыки и умение читать. Как показывает аккредитационное обследование школ округа, идет снижение в начальной школе показателя уровня обучения, особенно по чтению, и главная причина в том, что растет «клиповое» поколение детей, мало читающих или не читающих совсем. Много семей сегодня уже не имеют книг в доме, идет колоссальное снижение интереса к чтению, а значит, для многих детей закрыт бескрайний мир культуры, делающий образование безграничным в пространстве и времени. Проводимая городская акция «Литературный венок России» призвана повысить интерес к книге, возродить любовь к чтению. Необходимо мотивировать каждый шаг обучения, подкреплять каждый успех. Ключевая стратегия здесь – работа по преемственности различных ступеней обучения и особенно ДОУ – 1-я ступень. В последние годы в округе вопросы подготовки дошкольника к школе все чаще стали брать на себя школы, что считаю не совсем правильным.Дошкольное детство – особый период в развитии ребенка, период интенсивного становления и формирования, требующий чуткого педагогического подхода, знаний специальных, методик и технологий. Каждый ребенок должен полноценно пройти этот период. Вопрос готовности к школе следует прежде всего рассматривать с точки зрения формирования мотивационной готовности, адаптационных механизмов, формирования качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, и работа должна строиться на основе технологий дошкольного образования, которыми владеют далеко не все учителя начальной школы, ведущие курсовую подготовку дошкольников. В системе дошкольного образования достаточно специальных форм организации работы со старшими дошкольниками для профессиональной грамотной подготовки к школе. Как доказывает практика, школьные технологии неприменимы в дошкольном возрасте, а других школьный учитель не знает и не принимает. Но есть запрос родителей, есть свой интерес у школы. И ребенок становится заложником ситуации.Подобная же ситуация с приемом в первый класс детей, не достигших на 1 сентября 6,5 лет. Таких ситуаций становится с каждым годом больше (в этом году в управление обратилось более 50 человек), родители считают, что раз ребенок читает, считает и даже пишет, то сразу же из старшей группы ДОУ его можно принять в школу. Здесь прежде всего должна быть большая разъяснительная работа дошкольных педагогов-психологов.Данные ДОУ о готовности дошкольников в подготовительных группах к школе на май 2010 года говорят о том, что уровень готовности составляет 97%, больший уровень эмоционального фона, социального развития, вазомоторной активности – 98-99%, в меньшей степени – 95% – уровень мотивационной готовности, развития речи, речевого общения. Очень важным делом нового учебного года должно стать проведение в октябре и апреле в каждой школе совместно с ДОУ дня методического взаимодействия, посвященного работе по преемственности.Любая человеческая культура живет не только, и даже не столько знаниями, сколько ценностями. В любой культуре работают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чувства принадлежности к обществу и обязательств по отношению к другим людям. Ни процветающая экономика, ни крепкая оборона, ни развивающаяся наука невозможны там, где люди утратили сознание своих обязательств по отношению друг к другу и обществу. Миссия школьного образования – передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства. Миссия передачи культурного кода нации. Школа дает знания, необходимые для успешной карьеры. Но есть более важные знания и навыки – способность правильно управлять своей жизнью, отличать добро от зла, глупые поступки от достойных и рассудительных.Подлинное образование – это всегда соединение обучения и воспитания, воспитания личности, души. Не случайно методологической основой новых Федеральных государственных образовательных стандартов стала программа духовно-нравственной культуры подрастающего поколения России.Цель стандартов – «формирование российской идентичности как условие укрепления российской государственности» – другими словами: воспитай гражданина и Россия будет сильной.Воспитание гражданина невозможно без обращения к истокам, ценностям русской духовной культуры, традициям своего народа, народной педагогике, уважения к исторической памяти поколений. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», – писал Пушкин. А если эти предки Пушкин, Чайковский, Ломоносов, Репин, Циолковский? Умение связать по времени эпоху великих предков и наши суетные времена – большая удача. Так, коллективу школы №1747 удалось этого добиться, работая по ломоносовской теме. Оказывается, и во времена Михаила Васильевича Ломоносова было немало педагогических идей, актуальных и востребованных сегодня. Для педагогической теории Ломоносова характерна забота о человеке, опора на национальные традиции. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык, напоминал о роли милосердия, трудолюбия, необходимости приучать учащихся к мысли, что служить стоит на благо Отечества, выдвигал идеи непрерывности образования, развития склонностей и способностей каждого, подготовки молодой научной смены.Первый урок наступающего нового учебного года посвящен «Великим победам русского народа» – победам, одержанным россиянами в разные эпохи и в разных сферах жизни – в науке, искусстве, ратные и трудовые победы, победы над своими проблемами и слабостями. Этот урок должен стать началом большого разговора длиной не в один год, чтобы показать лучшие качества россиян, их способность преодолевать препятствия на пути к благородной цели.Ключевым вопросом современного образования остается вопрос доступности и качества образования. В округе сложилась сеть учреждений среднего образования, в основном удовлетворяющая запросам населения и по количеству мест, и характеру образовательных услуг. К сожалению, пока сохраняется проблема со второй сменой в школах района Куркино. Сложнее ситуация в дошкольном образовании, несмотря на то что в 2009-2010 учебном году: – введены в строй 5 ДОУ на 750 мест;- принято в систему Департамента образования одно ведомственное дошкольное учреждение на 60 мест;- открыты дошкольные группы в СОШ №1062, группы кратковременного пребывания в СОШ №92, ЦО №1874, СОШ №1010, что дало дополнительно 85 мест;- за счет перепрофилирования групповых помещений в 9 детских садах №№ 2302, 1452, 1802, 2607, 1197, 890, 1914, 1339, 1265 получены еще 180 мест;- открыты группы полного дня за счет закрытия групп кратковременного пребывания в 9 дошкольных образовательных учреждениях (№№2534, 22, 2533, 1192, 2578, 2650, 2336, 442, 1802), что позволило сократить очередность на 170 человек;- было создано дополнительно 1345 мест.Ситуация с очередностью остается напряженной. Наиболее остро стоит вопрос по обеспечению местами в детских садах районов Куркино, Щукино, Хорошево-Мневники, Южное Тушино.В рамках подготовки к новому учебному году с учетом дополнительно выделенных финансовых средств намечен комплекс мер, который позволит снизить очередность: – вводится в строй детский сад №1887 по улице Народного Ополчения, д. 10, на 125 мест;- передается из ведомства детский сад №1019 по улице Соколовского, д. 13, на 50 мест;- будут перепрофилированы групповые помещения в 26 детских садах – 775 мест;- откроются группы кратковременного пребывания в 8 школах, что даст дополнительно 160 мест;- в центрах образования №№1619 и 1435 откроются 6 дошкольных групп на 150 мест;- продолжают развиваться новые формы дошкольного образования: в новом учебном году планируется открытие центров игровой поддержки ребенка и лекотек в 4 ДОУ. За счет открытия новых форм еще 72 ребенка получат места в детских садах.Реализация всех этих мероприятий даст дополнительно 1811 мест.Общий охват детей дошкольного возраста с учетом новых форм дошкольного образования, групп кратковременного пребывания, в том числе в СОШ, составляет 26162 ребенка (на 1811 детей больше, чем в предыдущем году). Необходимо отметить, что охват детей дошкольного возраста от 1 до 6,5 лет в детских садах СЗОУО составляет 63%. Городской целевой программой «Столичное образование-5» поставлена задача – достичь к 2014 году 66% охвата детей разными формами дошкольного образования. На сентябрь 2010 года очередность в дошкольные образовательные учреждения составит 2736 человек.Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение Правительства Москвы от 16 августа 2010 г. №1697 «О внеочередных мерах по ликвидации очередности в государственные дошкольные образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы в 2011-2012 годах». В соответствии с ним в 2011-2012 гг. в округе планируется:- построить 25 детских садов, освободить здания, находящиеся в городской собственности, ранее принадлежавшие дошкольным учреждениям, от сторонних организаций;- определить дополнительные ресурсы для создания дошкольных учреждений на базе малокомплектных школ, начальных школ – детских садов, блоках начальных школ. Говоря о повышении качества образования, необходимо усилить внимание к работе школ и ДОУ, имеющих низкий рейтинг у населения.Наступающий новый учебный год ставит перед нами сложные организационно-управленческие проблемы: мы вплотную подошли к выходу на реальную финансовую самостоятельность наших учреждений, все чаще нам приходится заниматься вопросами рационализации и оптимизации расходов, договорных взаимоотношений с другими организациями по оказанию услуг (конкурсами и торгами) и другими вопросами, ранее не известными руководителям.Условия нормативно-душевого финансирования, новой системы оплаты труда, выход в новый правовой статус требуют от руководителей новых знаний и умений. Напряженная демографическая ситуация поставила школы в жесткие условия конкурентного выживания. Очень многое здесь зависит от руководителя, его профессионализма, личных качеств, умения работать в условиях партнерства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте