search
main
0

Инженеры третьего поколения

В конце октября в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете ЛЭТИ прошел семинар, участники которого обсудили образовательные стандарты третьего поколения – новые программы для двухуровневой инженерной подготовки.

Вопрос о переходе российского высшего образования на двухуровневую систему уже решен. Пятилетняя подготовка, как раньше, останется лишь в очень ограниченном числе высших учебных заведений. В основном это коснется специальностей оборонного комплекса, которые обеспечивают безопасность страны, безопасность человека. Абсолютное же большинство вузов страны с 2009 года будут набирать абитуриентов только на бакалаврские программы. При этом наибольшие проблемы, как ожидается, могут возникнуть в высшем техническом образовании.

Бакалавриат и магистратура в нашей стране существуют с 1993 года, однако рынок их принимал настороженно. Бакалавров многие воспринимали как «недоинженеров», а бакалавриат – как некое общее образование, не предусматривающее формирования каких-либо конкретных профессиональных компетенций. Выпускники-четырехлетки не всегда находили свою нишу на рынке инженерного труда, тем более что у них была возможность автоматически, без дополнительного конкурса перейти на 5-й курс и всего через год появиться на этом же рынке с дипломом специалиста, получив подготовку в области специальных дисциплин. Магистры готовились только к должностям инженеров-исследователей либо преподавателей. Инженером-проектировщиком мог стать лишь выпускник специалитета. Потребность рынка в проектировщиках существенно выше, чем в исследователях и преподавателях. Поэтому спрос на магистров на рынке труда также был невелик.

Проблему видели в том, что квалификации «бакалавр» и «магистр» не воспринимались рынком как самодостаточные. А в механическом разделении инженерной подготовки на два этапа (четыре года плюс два) многие видели профанацию. Представители ведущих технических вузов признали справедливость этих упреков и решили выработать новые стандарты обучения. Вот уже в течение двух лет они работают над новыми программами подготовки инженеров, выпускников нового уровня.

Принципиально новая вещь, предлагаемая при переходе на двухуровневую подготовку, – это так называемый компетентностный подход: в процессе обучения студенты должны приобрести определенный набор компетенций – социально-личностных, интеллектуальных, инструментальных, профессиональных. Создание такого набора компетенций – сложная работа, и прецедентов в этой области нет. Пока есть только идеология, понимание, как все это должно выглядеть.

Платформа современного образования – лекционно-семинарская модель – не менялась уже более 250 лет со времен появления гумбольдтовской модели университета. Эта модель успешно работала в лучших советских научных и инженерных вузах, однако постепенно ее распространение в сочетании с массовостью высшего образования привело к всеобщей имитации, когда одни делают вид, что учат, а другие – что учатся.

Новые образовательные стандарты должны определять не перечень учебных предметов и число часов, а достижение уровня самостоятельного оперирования знаниями. Передача готовых знаний должна постепенно сменяться формированием компетенций, дееспособности. На первый план должны выходить задачи передачи современных способов организации мыслительной работы человека, что собственно и составляет современное содержание образования.

«Мы хотим вместе с работодателем создать своего рода паспорт выпускника университета, – рассказывает проректор по учебной части технологического университета «Московский институт стали и сплавов» Виктор Соловьев (МИСиС является пионером по внедрению двухуровневой системы и образовательных стандартов третьего поколения), – некую характеристику, где было бы наглядно видно, что он из себя представляет как специалист и как личность. Сегодня, когда наш выпускник в отделе кадров предъявляет выписку из диплома, где написано, что у него по химии тройка, непонятно, какой раздел курса он знает на «отлично», а какой не знает вообще. А вот когда мы дадим выпускнику «паспорт», там эта тройка по химии будет разложена на составляющие. Сохранится, конечно, вкладыш к диплому государственного образца. Но будет и приложение, может быть, в нестандартном виде, например в виде электронного чипа, и там будет содержаться вся история обучения и общественной жизни студента».

В двухуровневой системе высшего образования бакалавриат станет первой ступенью высшего образования, после которой большинство студентов могут начинать работать в производственной сфере. Образовательная задача бакалавриата как полноценного высшего образования состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и прочего). По убеждению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, четыре года – вполне достаточный срок для подготовки специалиста, которого при нынешнем дефиците инженеров работодатели «оторвут с руками и ногами». Он подчеркивает, что пока идеология образования в большинстве своем осталась прежней, советской: вузы убеждены, что должны готовить творцов. А творцы не всегда и не везде нужны. «Нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам», – считает министр.

Обучение в магистратуре будет направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению.

В 17 лет человек не всегда способен сориентироваться. На уровне бакалавриата у него меньше опыта, меньше практики. После окончания бакалавриата он может начать работать и вернуться в магистратуру уже с четко выраженными целями: хочу получить вот это, научиться вот этому. Практическая деятельность подскажет ему, что надо знать и чем необходимо овладеть. Тогда он будет целенаправленно учиться тому, чего потребовала практика, его профессиональная деятельность.

Программы разрабатываются вузом самостоятельно. Стандарты третьего поколения предполагают большую свободу вузов в формировании образовательных программ: при подготовке бакалавров вуз имеет право формировать не менее 50% содержания образовательной программы; при подготовке магистров – не менее 70%. При подготовке же специалистов – не более 30%.

Более того, сам пришедший в магистратуру может принять участие в разработке индивидуальной образовательной программы. Он может заявить: «Я хочу изучать вот это», и вуз вправе ему это предоставить. Не говоря уже о требованиях работодателя, который направляет этого специалиста в магистратуру.

Магистратура предлагается только наиболее способным студентам как следующая образовательная ступень, направленная на углубленную подготовку и развитие склонности студентов к научной работе. Она сохранится не во всех высших учебных заведениях, а будет сосредоточена лишь в университетах, активно ведущих реальную исследовательскую или проектную деятельность и обеспечивающих высокое качество образования. Таких университетов, по некоторым оценкам, будет не более 25% от общего числа российских вузов.

Сегодня Россия вновь вернулась на арену глобальной геополитической и экономической конкуренции. «Мы неожиданно для себя и для всего мира вступили на арену жесткого геополитического соревнования. Россию уже все похоронили. А мы опять на этой арене, где нас никто не ждет. У нас нет времени – 10-15 лет на то, чтобы изменить систему высшего образования плавно, эволюционным путем», – предупреждает министр Андрей Фурсенко.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте