В 2006 году на площадке «Методической кухни» «Учительской газеты» открылись Заочные курсы повышения квалификации для всех наших читателей, которые хотели лучше понять, что такие педагогические технологии. Лекторами «курсов» стали преподаватели кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Обязательными компонентами каждого выпуска рубрики «Педагогические технологии» были: входное и выходное тестирование, теоретическая часть, практические примеры, словарь, историческое введение. У многих наших авторов с тех пор изменились должности. Ушла из жизни заведующая кафедрой ООТ МИОО, наш блестящий автор Людмила Борисовна Прокофьева… В остальном Заочные курсы повышения квалификации практически не устарели и по-прежнему являются ценным материалом для педагогов. Предлагаем вашему вниманию часть вторую Занятия 9
Что это такое?
Креативное письмо (КП) – универсальная надпредметная разновозрастная технология развития письменной речи, основанная на модели Дональда Мюррея (Donald Murray) и Дональда Грейвза (Donald Graves). Она логически вытекает из другой надпредметной технологии – Развитие критического мышления через чтение и письмо (описана в №13 «УГ» за 2006 год). Изначально Креативное письмо рассматривалось как часть РКМЧП, но в последние годы в результате практического применения и доработок часть авторов выделяет КП в отдельную технологию.
Чтение и письмо в технологии РКМЧП рассматриваются как основной способ передачи и получения информации. Каждый учитель наверняка согласится, что школьников необходимо научить вдумчиво читать и излагать свои мысли на бумаге. Этим процессам надо уделять специальное время на каждом занятии. Здесь никаких разночтений не существует. Но внутри технологии существует двоякое отношение к чтению и письму: кроме того, что они ценны сами по себе для получения и передачи информации, они же используются как средства для развития критического мышления, которое и является формируемой ценностью.
Условия эффективного письма
Американские разработчики писательского семинара (Nathan, Temple, Juntunen, and Temple, 1988 и Temple, Nathan, Temple & Burris, The Beginnings of Writing, 3rd ed. Needham Heights, MA: 1993) считают, что для эффективного письма необходимы следующие условия.
Во-первых, возможность регулярно писать. Если человек знает, что скоро ему предстоит сесть за стол, чтобы поработать, идеи начнут рождаться сами. Кроме того, самые лучшие мысли приходят к нам в процессе письма, следовательно, регулярное обращение к письму дает возможность генерировать новые идеи.
Во-вторых, нужна личная заинтересованность пишущего. Он должен затрагивать темы, которые интересуют его лично, пробуждают его любопытство.
В-третьих, нужны образцы. И на этом следует остановиться подробнее. Возьмем, к примеру писателя-профессионала. Он хорошо может писать и сам, но по многим причинам ему интересно, что и как пишут его коллеги – другие писатели. Можно сравнить не только объем и сюжет произведений, но и найти в тексте специальные приемы и маленькие хитрости, увидеть особенности стиля и понять, за счет чего достигается тот или иной эффект. А когда кто-то пишет на твоих глазах, и ты видишь, что и у него, мастера, не все получается с первого раза, то становится понятно: создание письменного текста – ремесло, которому можно и нужно учиться. Именно с этой точки зрения важна роль учителя, прямо на занятии демонстрирующего образец создания текста.
В-четвертых, писателю нужна читательская аудитория. «В стол» писать скучно и непродуктивно, совсем другое дело, когда только что заполнившие бумагу строки прочтут реальные читатели и сразу по горячим следам смогут поделиться впечатлениями.
В-пятых, автору пригодится привычка править. Стоит запомнить: «Писание – это переписывание», а еще лучше, если это войдет в привычку.
В-шестых, необходима помощь коллег. Не зря во всех странах существуют объединения писателей.
Этапы создания коллективного письменного текста.
1. Инвентаризация. Возможны несколько вариантов:
1) взаимоопрос «Почему ты выбрал эту тему?», «Что тебя больше всего в ней интересует?» и т.п.;
2) изыскания по теме: чтение источников, беседы со специалистами, сбор наблюдений.
Черновик. Большое значение имеет техническая организация процесса, например:
1) проставить на бумаге штемпелем слово «Черновик» или пользоваться обратной стороной уже использованной бумаги;
2) писать через строчку;
3) использовать листки на клейкой основе или прикреплять с помощью степлера добавочные странички туда, где требуется доработка;
4) не заботиться о правописании, почерке, сосредоточиться только на идеях.
Правка. Удобно проводить после собеседования со следующими вопросами:
1) О чем в основном говорится в этом тексте?
2) Все ли содержание относится к основной теме?
3) Нет ли какого-либо фрагмента, где требуется дополнительная информация?
4) Можно ли опустить какие-то слова, чтобы лучше подчеркнуть основную мысль?
5) Действительно ли слова изображают, а не повествуют?
6) Ведет ли читателя текст от одной мысли к другой?
7) Ясно ли написана вводная часть?
8) Убедительное ли заключение и подходит ли оно к тесту?
Редактирование. Здесь важны навыки контрольного чтения:
1) умение видеть ошибки;
2) умение их исправлять.
5. Публикация. Причем совсем не обязательно на бумаге.
1) чтение в писательском кресле;
2) издание классной газеты;
3) издание школьного журнала;
4) и даже издание книг.
Последние три формы представляют собой проектные работы, о которых речь пойдет на следующем занятии наших заочных курсов повышения квалификации.
Пример подготовительной работы к написанию текста «Что мне дала технология РКМЧП?»
На этапе инвентаризации можно детализировать выбранную тему, подразделив ее на блоки. Формой записи может быть таблица или кластер. (См. таблицу и кластер во вложенных файлах).
На этом этапе можно еще раз вернуться к теме и уточнить ее. Кроме того, возможен выбор только одного аспекта, например, в тексте можно подробно остановиться только на блоке «общение».
Теперь можно подобрать примеры, подтверждающие главные мысли, из кластера и переходить к записи в черновик. Записывать лучше через строку, чтобы в промежутки можно было вставлять исправления.
В качестве примера приведем фрагмент черновика: «Занятия технологией проходят не с отдельными людьми, а с командой. То, что это именно команда, становится понятно уже через пару занятий. На семинарах складывается доверительная атмосфера. Люди работают сообща и в процессе этой работы лучше узнают и понимают друг друга. Особенно заметно, что учителя в процессе учебы по-настоящему сдружились, при сравнении отношений в школьном коллективе: те, кто изучают технологии – команда, а остальная часть – сторонние наблюдатели».
Эта черновая запись не является окончательной. Обычно правка ведется в процессе собеседования.
Цикл «инвентаризация-черновик-правка» можно повторять многократно, до тех тор, пока текст не станет идеальным или не закончится время занятия, отведенное руководителем.
Екатерина ВИШНЯКОВА,
преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, тренер-сертификатор РКМЧП
Елена ЗАЧЕСОВА,
преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии