Принцип оплаты придуман давно: «каждому – по труду». Если бы так и было, проблем у педагогов стало бы гораздо меньше. Хорошо ли, плохо ли, но деньги – один из вечных двигателей, и никуда от этого не деться. Чтобы платить по труду, нужно что-то брать за единицу. Квалификация, стаж – параметры не бесспорные. Понятно, что педагог, отдавший четверть века школе, имеет право зарабатывать больше молодого. Но при этом стартовая зарплата не должна быть похожей на нищенское подаяние. И между квалификационными категориями нужен существенный разрыв в оплате, чтобы они стали стимулом к повышению профессионализма. Нынешние 200-300 рублей вдохновляют мало. Тем более что аттестация – процесс пока больше формальный, слишком привязанный к курсам.
К сожалению, педагоги АЭШ получают немногим больше, чем учителя в государственных школах города. Но все же больше – положение обязывает. Пытаюсь соблюдать правило: каждый труд должен быть оплачен. Средняя заработная плата в АЭШ – около 7-8 тысяч рублей. Но труд каждого оценивается мною по-разному. Мастера, разумеется, заслуживают большего. Насколько, знают только трое – педагог, директор и бухгалтер. Сотрудники, получая зарплату, расписываются не в общей ведомости, а в приходно-расходных ордерах. Для здоровья коллектива полезна интимность в финансовых вопросах. Обсуждать чужие кошельки неприлично, тем более – в учительской. Но зарплата – это святое, она начисляется в соответствии с нагрузкой, и вдруг уменьшиться не может. Надбавки – дело другое. Их размер и необходимость определяю я, исходя из школьного бюджета. Надбавки у нас разные – за экспериментальную работу, за кураторство, за ненормированный день. Замдиректора по учебной работе получает надбавку за работу над расписанием. Единственный мужчина в школе – за напряженность труда, поскольку выполняет не только педагогическую, но и всю техническую работу, причем в любое время суток. Надбавка, на мой взгляд, не столько поощрение или наказание, это просто плата за дополнительную качественную работу. Правда, два года после переезда в нынешнее здание – тогда полуразваленное – я выплачивала надбавку только одну и всем поровну. Потому что каждый после уроков мыл, белил, красил…
Материальное стимулирование в АЭШ выражается в призах и подарках. Денежные премии я ликвидировала. Деньги – дело тонкое. Любая финансовая награда способна вызвать раздражение. А приз – это больше, чем «прибавка» к жалованью, это благодарность. В конце учебного года мы подводим итоги конкурса учительских достижений «Алый парус», выявляя победителей с помощью анонимного опроса коллектива. Решающее слово за директором, который «вне» и даже слегка «над» конкурсом. Номинаций несколько: «Вторая мама», «За честь и достоинство», «Открытая книга», «Эврика», «Правая рука». Есть номинация, победа в которой присуждается за …красивые глаза. Это приз за умение быть всегда в форме, следить за собой – по-моему, это очень важные качества для учительниц. Призы выбираю красивые, но практичные. Могу вручить хрусталь, хорошую сумку, дорогую бижутерию, часы и даже нижнее белье. А что? Обычно на такие вещи женщинам денег жаль, а получить приятно. Нынче решили учредить еще одну премию – «Признание», в которой победителей будут определять родители. Награждать станет по-прежнему школа, но и родитель вправе учредить любую номинацию. Я вообще против, когда мамы-папы чего-то потихоньку суют педагогу. Хочется отметить учителя – вручай ему подарок на линейке, публично. Есть у нас лишь одна закрытая церемония – раз в год «директорские» подарки получает администрация.
Обязательно награждаю всех членов коллектива на День учителя, в Новый год и 8 Марта – хорошими записными книжками, ежедневниками, фотоальбомами. Первого сентября подарки не практикуются. Новеньких награждать нет смысла – потеряется смысл премии за работу. Тем более, что День знаний и без того насыщен эмоциями. А праздников должно быть больше.
Омск
Комментарии