Сюжет квеста представляет собой проведение расследования командой детективов, которыми являются школьники. Игроки работают на детективное агентство и перед ними поставлена задача поиска пропавшего человека в кратчайшие сроки. Для этого они анализируют реальные сайты организаций финансовой сферы и игровые документы, переписываются с игровыми персонажами для сбора информации, сопоставляют факты, выполняют расчеты.
Игрок общается в чате с важной персоной, и у него есть возможность задать ограниченное количество вопросов, так как человек занят и не может долго переписываться. В зависимости от выбора и расстановки приоритетов командой пойдет дальнейшее расследование.
Расследование выстроено таким образом, что участники могут продемонстрировать свои знания в области финансовой грамотности и узнать что-то новое вне зависимости от их текущего уровня знаний. Пройти весь квест будет возможно, имея в наличии ручку, бумагу, устройство для работы с интернет-платформой (телефон, ноутбук, планшет) и доступ к интернету. Время, отведенное для прохождения квеста – 120 минут.
Рейтинг: в процессе игры, выполняя задания, участники набирают или теряют баллы – очки репутации. В конце игры агентство, на которое по сюжету работают игроки, определяет победителя по количеству очков репутации.
Игроки получают очки репутации, продвигаясь по основному сюжету и выполняя вторичные задания. Очки будут теряться в случае, если игроки будут делать ошибочные действия или будут играть, пытаясь прийти к решению «перебором» всех вариантов, вместо выполнения правильного действия. Набранные очки игроки копят или тратят на советы «экспертов» (боты – игровые персонажи), если расследование встало.
Соревнование: игроки соревнуются друг с другом в знаниях в сфере финансовой грамотности. Имеет значение скорость, умение анализировать информацию, находить верный ответ, принять нужное решение и сделать соответствующее действие.
Система советов «экспертов» устроена таким образом, что самые сообразительные игроки получали возможность проявить себя и набрать больше баллов выполняя задания самостоятельно, а игроков уровнем слабее игра не отталкивает, потому что они не «стоят» на одном месте, а продвигаются дальше в расследовании благодаря «экспертам», даже если чего-то не знают.
Платформа размещена на сайте quest.ncfg.ru. Сайт используется как информационная площадка (информация о чемпионате и регистрация команд), а также как игровая платформа, представляющая собой имитацию виртуального офиса команды.
Функционал платформы
Неигровые функции
Регистрация учетной записи команды
Команды проходят регистрацию, в процессе которой будет необходимо помимо названия команды ввести ФИО, город, школу, класс всех участников команды, а также оставить контактную информацию для связи на случай победы участников. Все участники команды могут зайти на платформу по единому логину и паролю.
Просмотр рейтинга команд по регионам, школам; статистика
После проведенной игры доступна возможность посмотреть количество очков репутации, которое набрала каждая команда. Рейтинг является общим для всех участников квеста с возможностью сортировки и сравнения суммарных результатов по регионам.
Игровые функции
Игроки после регистрации получают доступ к своему офису (личному кабинету), где могут воспользоваться следующими игровыми функциями:
Журнал заданий (дневник)
В журнале заданий отображается актуальная на данный момент информация. Какие документы/улики были получены, что было выяснено, какие предположительно далее действие надо предпринять, чтобы продвинуться в деле.
Улики
В данном разделе появляется вся собранная информация по делу: места, даты, люди, перечень найденных документов и так далее. Также в этом разделе можно «анализировать» улики. Например, при правильном выявлении и выборе трех связанных друг с другом улик (человек, место, событие), открывается новая возможность – поговорить об этой связи с подозреваемым или штабом, чтобы получить новую информацию.
Телефон (чат)
В игре существует возможность «общаться» с игровыми персонажами (штабом, экспертами, подозреваемыми, свидетелями) в формате чата. Все игровые персонажи являются прописанными «ботами», которые реагируют на действия игроков определенным образом.
Чат выглядит следующим образом: команда выбирает действие и получает реакцию. Действием является разговор на конкретную тему (запрос информации, обвинение, рассказ о чем-то), которую команда выбирает из списка. При этом в «чате» запускается диалог – команда «поговорить о…» превращается в сообщение, запрограммированное заранее в сценарии. При этом собеседник (бот) даёт команде ответ в чате.
По мере продвижения в сюжете игрокам открываются новые темы, взаимодействия, контакты.
Также через данный экран можно выполнять «вторичные задания», которые не связаны с основным сюжетом, но могут принести очки репутации.
Архив документов
Продвигаясь по сюжету, игроки получают документы – счета, дневники, договора. Часть документов носит только информационный характер, часть – выводят на новые улики и задания. В данном разделе можно «анализировать» документы. При нахождении в документах «подозрительных» или необходимых по сюжету цифр, слов, фраз, участники могут открывать новые задания или темы для общения с другими персонажами.
Система подсказок
На каждом этапе квеста игроки могут получить несколько подсказок по каждому заданию – от «умных» до близких к «сходи и сделай следующее». Чем больше подсказка облегчает решение текущего задания, тем больше штраф по очкам репутации. Такая система позволяет игрокам пройти игру до конца и остаться заинтересованными вне зависимости от уровня знаний и опыта игры в подобные квесты.
Доска расследования (история прогресса)
Носит эстетический характер и показывает, сколько заданий осталось до конца сюжетной линии. Представляет собой изображение карты города с нанесением важных для дела обстоятельств, мест, людей. Обновляется после каждого задания.
Справочник
Общая справочная информация появляться в справочнике по мере развития сюжета и появления в ней необходимости для решения дел по квесту.
Индикаторы, информация
Во время игровой сессии игроки могут увидеть на экране оставшееся время до конца игры, количество набранных очков репутации и название своей команды.
Основание для базы заданий
Темы
Широкое разделение заданий происходит по пяти темам:
Личные финансы, бюджет
Сбережения и вклады
Кредиты, займы
Страхование
Инвестиции
В содержании заданий будут затрагиваться такие элементы как:
Взаимодействие с налоговой службой
Открытие вклада в банке, взятие кредита, анализ сайта банка и поиск информации на нём
Выбор опций страхования, риски
Распознание мошенничества и его предотвращение
Планирование и реализация бюджета
Планирование сбережений, пенсии
Работа пенсионного фонда
Уплата НДФЛ и налога на имущество, ЖКХ
Особенности работы МФО
Открытие дебетовой и кредитной карты, безналичный расчёт
Работа с мобильным банком (банковским приложением)
Получение полиса ОСАГО и другие
Типы заданий
Задания различаются на несколько типов:
1. Поисковые: поиск нужной информации на сайте или в документе, её передача заинтересованному лицу.
Поиск конкретной информации на указанном источнике: например, рисков, которые застрахованы или условий предоставления кредита.
2. Аналитические: сравнение документов, выявление несоответствий,
Игроку предоставлены изображения документов или сайтов, однако в них содержится ошибка. Для её выявления и получения новой улики нужно будет найти реальный документ или сайт и сравнить информацию, чтобы выявить ошибку.
3. Расчетные: выполнения разного уровня расчетов.
Расчеты стоимости ипотеки, страховки, размера пенсии с использованием существующих онлайн калькуляторов.
Расчеты размера НДФЛ, налоговой базы, и т.п.
Расчет налогового вычета.
4. Диалоговые, задания-реакции, задания действия
Задание-диалог. Задания, в которых игрокам нужно будет с учетом имеющихся у них улик правильно построить разговор с собеседником (сделать акценты на фактах, вывести на необходимую информацию)
Задание-реакция. В случайный момент времени к команде обращается «служба поддержки банка» и сообщает о странной активности в мобильном банке. Просит сообщить номер карты, дату выпуска, имя владельца, номер с обратной стороны. «Прохождение задания» — это отказ в ответе на такой запрос.
Задание-действие. При нахождении нового номера телефона команде нужно будет собственноручно попробовать добавить его в интерфейс приложения («чаты») и попробовать «связаться».
Задание-действие. Игрок общается в чате с важной персоной, и у него есть возможность задать ограниченное количество вопросов, так как человек занят и не может долго переписываться. В зависимости от выбора и расстановки приоритетов командой пойдет дальнейшее расследование.
Примеры заданий
Рассчитать пенсию на сайте пенсионного фонда под конкретные условия
Зайти на сайт сбербанка, найти номер поддержки и добавить его в игровой список контактов, чтобы открылся чат с сотрудником банка
Проанализировать расходы и доходы пропавшего, выявить дефицит бюджета, найти источник покрытия дефицита
Расшифровать пароль, которым является число, полученное по формуле сложных процентов
Команда получает скриншот сайта банка, задача – выявить, что в адресной строке название сайта популярного банка написано с ошибкой, а сайт является «фишинговым»
Преимущества предлагаемой формы
Преимущество данного формата обучения в том, что он является:
1. Соревновательным, что позволит привлечь большое количество людей.
2. Дистанционным, благодаря чему также возможно привлечение значимого количества участников
3. Интерактивным – игроки вовлечены в процесс, информация по финансовой грамотности нужна им для продвижения в расследовании в игровой реальности. Даже если им первоначально не будет интересна финансовая грамотность, подача материала и необходимость действовать, а не просто читать материал приведет к увеличению вовлеченности.
4. Адаптивным – система подсказок и рейтинга позволит участникам разного уровня получить положительные эмоции от квеста.
5. Актуальным современным требованиям к компетенциям: на данный момент крайне важны навыки поиска и анализа информации, самообучения. Использование преимущественно интернет-сайтов и непрямой подачи учебного материала позволит участникам развить упомянутые навыки.
6. Повторяемым – использование универсальной платформы позволит проводить разные сценарии. Содержание может варьироваться – основной принцип работы будет оставаться тем же.
Об авторах:
Денис Вячеславович Лозинг – руководитель направления «Дополнительное образование детей» АНО «Национальный центр финансовой грамотности» (г. Москва), директор компании «Кейс-игра» (г. Санкт-Петербург), соавтор учебно-методического комплекта по обучению финансовой грамотности детей в системе дополнительного образования
Антон Александрович Демьянов – игротехник, специалист по интерактивному обучению финансовой грамотности детей, заместитель директора компании «Кейс-игра» (г. Санкт-Петербург)
Комментарии