search
main
0

Интернет-квест как интерактивная форма освоения финансовой грамотности.

Сюжет квеста представляет собой проведение расследования командой детективов, которыми являются школьники. Игроки работают на детективное агентство и перед ними поставлена задача поиска пропавшего человека в кратчайшие сроки. Для этого они анализируют реальные сайты организаций финансовой сферы и игровые документы, переписываются с игровыми персонажами для сбора информации, сопоставляют факты, выполняют расчеты.

Игрок общается в чате с важной персоной, и у него есть возможность задать ограниченное количество вопросов, так как человек занят и не может долго переписываться. В зависимости от выбора и расстановки приоритетов командой пойдет дальнейшее расследование.

Расследование выстроено таким образом, что участники могут продемонстрировать свои знания в области финансовой грамотности и узнать что-то новое вне зависимости от их текущего уровня знаний. Пройти весь квест будет возможно, имея в наличии ручку, бумагу, устройство для работы с интернет-платформой (телефон, ноутбук, планшет) и доступ к интернету. Время, отведенное для прохождения квеста – 120 минут.

Рейтинг: в процессе игры, выполняя задания, участники набирают или теряют баллы – очки репутации. В конце игры агентство, на которое по сюжету работают игроки, определяет победителя по количеству очков репутации.

Игроки получают очки репутации, продвигаясь по основному сюжету и выполняя вторичные задания. Очки будут теряться в случае, если игроки будут делать ошибочные действия или будут играть, пытаясь прийти к решению «перебором» всех вариантов, вместо выполнения правильного действия. Набранные очки игроки копят или тратят на советы «экспертов» (боты – игровые персонажи), если расследование встало.

Соревнование: игроки соревнуются друг с другом в знаниях в сфере финансовой грамотности. Имеет значение скорость, умение анализировать информацию, находить верный ответ, принять нужное решение и сделать соответствующее действие.

Система советов «экспертов» устроена таким образом, что самые сообразительные игроки получали возможность проявить себя и набрать больше баллов выполняя задания самостоятельно, а игроков уровнем слабее игра не отталкивает, потому что они не «стоят» на одном месте, а продвигаются дальше в расследовании благодаря «экспертам», даже если чего-то не знают.

Платформа размещена на сайте quest.ncfg.ru. Сайт используется как информационная площадка (информация о чемпионате и регистрация команд), а также как игровая платформа, представляющая собой имитацию виртуального офиса команды.

Функционал платформы

Неигровые функции

Регистрация учетной записи команды

Команды проходят регистрацию, в процессе которой будет необходимо помимо названия команды ввести ФИО, город, школу, класс всех участников команды, а также оставить контактную информацию для связи на случай победы участников. Все участники команды могут зайти на платформу по единому логину и паролю.

Просмотр рейтинга команд по регионам, школам; статистика

После проведенной игры доступна возможность посмотреть количество очков репутации, которое набрала каждая команда. Рейтинг является общим для всех участников квеста с возможностью сортировки и сравнения суммарных результатов по регионам.

Игровые функции

Игроки после регистрации получают доступ к своему офису (личному кабинету), где могут воспользоваться следующими игровыми функциями:

Журнал заданий (дневник)

В журнале заданий отображается актуальная на данный момент информация. Какие документы/улики были получены, что было выяснено, какие предположительно далее действие надо предпринять, чтобы продвинуться в деле.

Улики

В данном разделе появляется вся собранная информация по делу: места, даты, люди, перечень найденных документов и так далее. Также в этом разделе можно «анализировать» улики. Например, при правильном выявлении и выборе трех связанных друг с другом улик (человек, место, событие), открывается новая возможность – поговорить об этой связи с подозреваемым или штабом, чтобы получить новую информацию.

Телефон (чат)

В игре существует возможность «общаться» с игровыми персонажами (штабом, экспертами, подозреваемыми, свидетелями) в формате чата. Все игровые персонажи являются прописанными «ботами», которые реагируют на действия игроков определенным образом.

Чат выглядит следующим образом: команда выбирает действие и получает реакцию. Действием является разговор на конкретную тему (запрос информации, обвинение, рассказ о чем-то), которую команда выбирает из списка. При этом в «чате» запускается диалог – команда «поговорить о…» превращается в сообщение, запрограммированное заранее в сценарии. При этом собеседник (бот) даёт команде ответ в чате.

По мере продвижения в сюжете игрокам открываются новые темы, взаимодействия, контакты.

Также через данный экран можно выполнять «вторичные задания», которые не связаны с основным сюжетом, но могут принести очки репутации.

Архив документов

Продвигаясь по сюжету, игроки получают документы – счета, дневники, договора. Часть документов носит только информационный характер, часть – выводят на новые улики и задания. В данном разделе можно «анализировать» документы. При нахождении в документах «подозрительных» или необходимых по сюжету цифр, слов, фраз, участники могут открывать новые задания или темы для общения с другими персонажами.

Система подсказок

На каждом этапе квеста игроки могут получить несколько подсказок по каждому заданию – от «умных» до близких к «сходи и сделай следующее». Чем больше подсказка облегчает решение текущего задания, тем больше штраф по очкам репутации. Такая система позволяет игрокам пройти игру до конца и остаться заинтересованными вне зависимости от уровня знаний и опыта игры в подобные квесты.

Доска расследования (история прогресса)

Носит эстетический характер и показывает, сколько заданий осталось до конца сюжетной линии. Представляет собой изображение карты города с нанесением важных для дела обстоятельств, мест, людей. Обновляется после каждого задания.

Справочник

Общая справочная информация появляться в справочнике по мере развития сюжета и появления в ней необходимости для решения дел по квесту.

Индикаторы, информация

Во время игровой сессии игроки могут увидеть на экране оставшееся время до конца игры, количество набранных очков репутации и название своей команды.

Основание для базы заданий

Темы

Широкое разделение заданий происходит по пяти темам:

Личные финансы, бюджет

Сбережения и вклады

Кредиты, займы

Страхование

Инвестиции

В содержании заданий будут затрагиваться такие элементы как:

Взаимодействие с налоговой службой

Открытие вклада в банке, взятие кредита, анализ сайта банка и поиск информации на нём

Выбор опций страхования, риски

Распознание мошенничества и его предотвращение

Планирование и реализация бюджета

Планирование сбережений, пенсии

Работа пенсионного фонда

Уплата НДФЛ и налога на имущество, ЖКХ

Особенности работы МФО

Открытие дебетовой и кредитной карты, безналичный расчёт

Работа с мобильным банком (банковским приложением)

Получение полиса ОСАГО и другие

Типы заданий

Задания различаются на несколько типов:

1. Поисковые: поиск нужной информации на сайте или в документе, её передача заинтересованному лицу.

Поиск конкретной информации на указанном источнике: например, рисков, которые застрахованы или условий предоставления кредита.

2. Аналитические: сравнение документов, выявление несоответствий,

Игроку предоставлены изображения документов или сайтов, однако в них содержится ошибка. Для её выявления и получения новой улики нужно будет найти реальный документ или сайт и сравнить информацию, чтобы выявить ошибку.

3. Расчетные: выполнения разного уровня расчетов.

Расчеты стоимости ипотеки, страховки, размера пенсии с использованием существующих онлайн калькуляторов.

Расчеты размера НДФЛ, налоговой базы, и т.п.

Расчет налогового вычета.

4. Диалоговые, задания-реакции, задания действия

Задание-диалог. Задания, в которых игрокам нужно будет с учетом имеющихся у них улик правильно построить разговор с собеседником (сделать акценты на фактах, вывести на необходимую информацию)

Задание-реакция. В случайный момент времени к команде обращается «служба поддержки банка» и сообщает о странной активности в мобильном банке. Просит сообщить номер карты, дату выпуска, имя владельца, номер с обратной стороны. «Прохождение задания» — это отказ в ответе на такой запрос.

Задание-действие. При нахождении нового номера телефона команде нужно будет собственноручно попробовать добавить его в интерфейс приложения («чаты») и попробовать «связаться».

Задание-действие. Игрок общается в чате с важной персоной, и у него есть возможность задать ограниченное количество вопросов, так как человек занят и не может долго переписываться. В зависимости от выбора и расстановки приоритетов командой пойдет дальнейшее расследование.

Примеры заданий

Рассчитать пенсию на сайте пенсионного фонда под конкретные условия

Зайти на сайт сбербанка, найти номер поддержки и добавить его в игровой список контактов, чтобы открылся чат с сотрудником банка

Проанализировать расходы и доходы пропавшего, выявить дефицит бюджета, найти источник покрытия дефицита

Расшифровать пароль, которым является число, полученное по формуле сложных процентов

Команда получает скриншот сайта банка, задача – выявить, что в адресной строке название сайта популярного банка написано с ошибкой, а сайт является «фишинговым»

Преимущества предлагаемой формы

Преимущество данного формата обучения в том, что он является:

1. Соревновательным, что позволит привлечь большое количество людей.

2. Дистанционным, благодаря чему также возможно привлечение значимого количества участников

3. Интерактивным – игроки вовлечены в процесс, информация по финансовой грамотности нужна им для продвижения в расследовании в игровой реальности. Даже если им первоначально не будет интересна финансовая грамотность, подача материала и необходимость действовать, а не просто читать материал приведет к увеличению вовлеченности.

4. Адаптивным – система подсказок и рейтинга позволит участникам разного уровня получить положительные эмоции от квеста.

5. Актуальным современным требованиям к компетенциям: на данный момент крайне важны навыки поиска и анализа информации, самообучения. Использование преимущественно интернет-сайтов и непрямой подачи учебного материала позволит участникам развить упомянутые навыки.

6. Повторяемым – использование универсальной платформы позволит проводить разные сценарии. Содержание может варьироваться – основной принцип работы будет оставаться тем же.

Об авторах:

Денис Вячеславович Лозинг – руководитель направления «Дополнительное образование детей» АНО «Национальный центр финансовой грамотности» (г. Москва), директор компании «Кейс-игра» (г. Санкт-Петербург), соавтор учебно-методического комплекта по обучению финансовой грамотности детей в системе дополнительного образования

Антон Александрович Демьянов – игротехник, специалист по интерактивному обучению финансовой грамотности детей, заместитель директора компании «Кейс-игра» (г. Санкт-Петербург)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте