search
main
0

Интернат: от прошлого к будущему

1 сентября распахнет двери специализированное здание для детей, имеющих отклонения в психическом развитии, которое выстроено в Кожухово по индивидуальному проекту. По свидетельству специалистов, проект не только индивидуальный, но и уникальный, это просто мини-город с тремя жилыми зданиями, школой, административным блоком, спортивным комплексом и медицинским центром. Мы уже подробно писали об этом комплексе. А сегодня хотим рассказать об истории этого замечательного образовательного учреждения, которое расположилось в новом здании.

У школы-интерната №49 такая история, что просто дух захватывает. Впервые в России в 1873 году по инициативе кавалер-статской дамы Варвары Евграфовны Чертовой и профессора Тольского был организован «Приют Святой Марии» для призрения неизлечимо больных детей в возрасте от 5 до 18 лет: слабоумных от рождения, эпилептиков и слепых. Располагалось здание в районе Котельнической набережной, на улице Швивая горка, скорее всего, именно на том месте, где сегодня стоит величественное высотное здание, существовало это учреждение на благотворительные пожертвования частных лиц всех сословий, приют имел два строения и торговую лавку. К 1907 году число воспитанников достигло 62 человек.

В 1909 году на приют обратил внимание известный русский невропатолог и психиатр Григорий Россолимо, под его руководством там был оборудован кабинет специального обследования таких детей, а позже приют стал лабораторией для изучения детской патологии, с лабораторией считали за честь сотрудничать ведущие врачи и дефектологи не только России, но и зарубежных стран.

По инициативе Россолимо все дети приюта были разделены на две группы. В первой собрали детей с имбецильностью и идиотией, с ними работали смотрительница и семь нянь, после достижения 18 лет детей передавали в московские психиатрические больницы. Во второй группе были дети с дебильностью, которых обучали в школе по школьным программам и специальным пособиям, разработанным Григорием Россолимо. Детям преподавали русский язык, арифметику, рисование, лепку, гимнастику и Закон Божий, дети занимались домашними работами, плетением веревочных сумок, корзин, вязанием чулок, переплетными и столярными работами. В основе всей системы специального обучения и воспитания лежал производительный труд. При школе был создан специальный кабинет для исследования нервной системы детей и психологического исследования по экспериментальному методу.

Этот период жизни приюта в связи с созданием школы был поворотным этапом в работе с умственно отсталыми детьми. На интеллектуально сниженного ребенка начали смотреть не как на безнадежно обреченное существо, а как на человека, способного к определенному развитию, а в дальнейшем – и к полезной деятельности.

После Октябрьской революции приют стал называться детским домом №13, ему определили государственное финансирование, а с 1920 года он был передан в ведение Московского отдела народного образования. В 1925 году директором детского дома стала Вера Петровна Князева, она руководила им до 1952 года. Вера Петровна сумела не только сохранить все традиции этого уникального учреждения, но и привлекла к работе с детьми молодых, талантливых, заинтересованных педагогов, которые сумели подобрать и использовать самые передовые по тому времени методики.

В 1926 году состоялся первый выпуск девочек 17-18 лет, которые смогли устроиться на работу на текстильные и трикотажные фабрики. Надо ли говорить, что это был существенный успех прежде всего воспитательно-педагогической деятельности коллектива детского дома №13! В 1928 году детскому дому по праву присвоили имя Григория Ивановича Россолимо, а в 1937 году практически все педагоги, работавшие в этом учреждении, уже имели дефектологическое образование, студенты проходили здесь практику, а ученые из Франции, Бельгии, Финляндии и других стран приезжали сюда за опытом.

Во время войны детский дом отправился в Башкирию в эвакуацию, в 1943 году вернулся в Москву, но прежнее здание уже было занято, и полтора года шла борьба за то, чтобы детский дом возобновил свою работу. Вновь открылся он в 1945 году, у детского дома появился попечительский совет во главе с Е.Джапаридзе, М.Шверник, М.Жуковой. Жены видных политических и государственных деятелей сделали все, чтобы превратить его в образцовый, а мужья им в этом помогали. По личному распоряжению самого Георгия Жукова детский дом оснастили медицинским оборудованием, бельем, посудой, музыкальными инструментами и другим необходимым имуществом. Шефами стали Военная академия имени Ф.Дзержинского, Министерство черной металлургии, Министерство электропромышленности. В лесу между Радонежем и Абрамцевом, на берегу аксаковской Вори, на пяти гектарах был построен дачный комплекс с садовым участком и огородом. Долгие годы воспитанники детского дома №13, а потом и школы-интерната проводили лето на своем участке, отдыхали, сажали огород, ухаживали за грядками.

В 1949 году детский дом №13 из старого здания в центре Москвы переехал в Измайлово. Здесь между 4-й и 5-й Парковыми улицами пленные немцы выстроили двухэтажный спальный корпус и бытовые помещения для детей детского дома, а учились воспитаники в обычной школе.

В 1976 году детский дом №13 был назван специальной школой-интернатом №50 имени

Г.И.Россолимо, в которой проживали и обучались 200 детей с олигофренией, а в 1996 году она стала школой-интернатом №49 имени Г.И.Россолимо для детей-сирот с задержкой психического развития. В мае 2007 года школа-интернат получила здание-новостройку в Кожухово.

Сегодня в школе-интернате работают под руководством директора Татьяны Тюриной 38 человек – все сплошь энтузиасты и педагоги высокой квалификации, которые не только сохраняют традиции, но и привносят много своего, нового. Например, тут творчески выполняли программу «Столичное образование-4», разрабатывали собственные нормативно-управленческие документы, которые основываются на федерально-региональной законодательной базе, сотрудничали и сотрудничают с многими научными школами, в частности, с учеными кафедры дефектологии МПГУ. В школе-интернате успешно разрабатывается методическая тема «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала воспитанников и способ воспитания нравственных качеств у детей-сирот», участие в городском конкурсе ученических проектов по москвоведению стало традицией, ученики очень часто занимают призовые места.

Все это и еще обучение по программе массовой школы позволяет выпускникам школы-интерната получать после окончания 9-го класса обычные аттестаты об основном общем образовании, а значит, и устраиваться на хорошую работу и продолжать обучение. Это, пожалуй, самая главная высокая оценка работы педагогического коллектива.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте