search
main
0

Интересно открывать, а не «пережевывать». Анализ материалов учителей начальных классов

Еще один сезон, новый полет творчества и педагогического мастерства, и я снова анализирую работы учителей начальных классов, присланные на конкурс «Сто друзей». С сожалением констатирую, что в этом году уровень присланных материалов ниже, чем в предыдущем. С чем это связано? Возможно, с непростым периодом в образовании, а может быть, с человеческой усталостью, ведь не может же каждый год быть «урожайным». Порой материально-техническая база учреждения не дает возможности реализовать все творческие замыслы и фантазии учителя.

Вместе с тем хочется отметить, что педагоги стараются не останавливаться на достигнутом, а идут в ногу со временем, используя передовые информационные и инновационные технологии. Каким должно быть образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? В национальном проекте «Наша новая школа» сказано: «В первую очередь главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».Хочется видеть такие уроки, в которых учитель лишь направляет учащихся, включает их в деятельность, а не руководит ими на протяжении всего урока. Необходимо менять свой взгляд на преподавание, если урок носит лишь репродуктивный характер. По мнению многих методистов, критерии эффективности современного урока: обучение через открытие; самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения; развитие личности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; демократичность, открытость; осознание учеником того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ребенок при этом; моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения, которое позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию; радость от преодоленной трудности учения (будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие), которую испытывает ученик; когда педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Наверное, если придерживаться этих критериев, эффективность урока возрастет качественно и детям на таком уроке будет гораздо интереснее, чем «пережевывать» готовый материал.Приятно сознавать, что некоторые из присланных материалов пронизаны глубокой интеграцией, много уроков в нетрадиционной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, открытых образовательных технологий, широкого спектра методов. Мы жители XXI века, и наши дети тоже. Это век компьютера и информации. Дети владеют компьютерными технологиями порой лучше учителей. Учителю нельзя отставать от своих учеников. Тем радостнее осознавать, что есть учителя, для которых ИКТ на уроке – это объективная реальность и обязательная часть урока.Хорошо, что на конкурс приходят уроки не только преподавателей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, но и специализированных учреждений, коррекционных. Читая такие работы, открываю много нового, и открытия эти обогащают полезными знаниями и меня, и других педагогов.Хочется отметить некоторые разработки коллег, присланные на конкурс.Номинация «Сценарии уроков»Галина Яшина (каргасокская средняя школа №1 Томской области), «Почва, ее состав и свойства» – урок-исследование, где дети сами добывают сведения, делятся ими с другими учащимися. Происходит обмен информацией, дети чувствуют свою значимость на уроке. Полностью осуществлен деятельностный подход. Хорошая презентация. Надежда Ивонина (средняя школа №15 города Глазова Удмуртской Республики), урок литературного чтения в 3-м классе на тему «Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок». Очень хороший, эмоциональный, деятельностный урок. В нем есть детская душа, впечатления, отношение к теме разговора. Весь урок дети творят, размышляют, делятся своими воспоминаниями, учитель лишь помогает им. Надежда Ивонина, урок русского языка в 3-м классе на тему «Приставка» – интересное и познавательное занятие с творческим заданием. Много наглядности. Разные формы организации познавательной деятельности учеников. Использованы ИКТ. Хороший лексический материал. Используется дополнительный материал.Елена Никонова (средняя школа №20 города Донецка Ростовской области), урок по дисциплине «Окружающий мир» на тему «Режим дня». Занятие получилось деятельностным и обучающим.Ольга Баженко (каргасокская средняя школа №1 Томской области), урок по дисциплине «Окружающий мир» на тему «Поиски неведомой земли» – интересное занятие с использованием ИКТ.Наталья Ефиценко (каргасокская средняя школа №1 Томской области), урок математики на тему «Сравнение положительных и отрицательных чисел». Содержание занятия направлено на совершенствование навыка сравнения чисел, знакомство с миром чисел. В урок включен занимательный наглядный материал.Приходится констатировать, что многие из присланных уроков – традиционные, без деятельностного подхода, проблемных ситуаций, разнообразных форм, методов, технологий. Общение с учениками остается лишь фронтальным. ИКТ используются только как ТСО или наглядность к уроку. Сегодня, когда начальная школа переходит на новый образовательный стандарт, учитель должен по-новому смотреть на современный урок. Необходимо активнее внедрять и использовать информационные технологии, привлекать детей к работе с компьютерами, интерактивными досками, учить ребят работать с дополнительной литературой, строить уроки таким образом, чтобы рассказчиками, открывателями нового знания были учащиеся. Проводить больше нестандартных уроков – открытия, исследования, дебаты, «круглые столы», защита проектов и т. п.Номинация «Организация внеклассной работы»Внеклассная работа в школе – это неотъемлемая часть учебного процесса. Не всегда на уроке в полной мере могут быть решены воспитательные задачи. Сформировать у детей нравственные общечеловеческие ценности помогают внеклассные мероприятия. Эта деятельность тоже должна быть разнообразной, с использованием различных технологий, ИКТ, но самое главное в такой работе – это ее практическая направленность и формирование у школьников потребности жить по правилам и законам общества.Хочу отметить сценарий занятия по духовно-нравственному воспитанию «Материнское сердце» учителя начальных классов средней школы №2 города Усинска Республики Коми Татьяны Мажаевой. Это нужное и важное мероприятие решает сразу несколько воспитательных задач. С учениками обрабатывается большой объем материала. Задействован опыт детей. Привлекается литературный материал. Но в большинстве случаев мероприятия традиционны, формы и способы работы с детьми старые, темы стандартные. Хотелось бы увидеть в сценариях полет фантазии коллег, творческий подход, новые технологии и практическую направленность.Номинация «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе»Здоровье ученика – одна из основных задач школы. Поэтому работа по здоровьесбережению должна иметь место на каждом уроке. Причем зарядки в начале дня и физминуток на уроке недостаточно. От учителя требуется глубокий, серьезный подход. Сейчас в школе вопросам безопасности жизнедеятельности уделяется большое внимание. В учебных планах занятия ОБЖ интегрируются с уроками окружающего мира, физической культуры.Хороший материал под названием «Формирование культуры здоровья младших школьников во внеурочной деятельности» предложила Марина Коробейникова (журавская средняя школа №187 Белгородской области).Говорить о здоровье с учащимися надо – это очень нужный и ценный разговор, но не в отрыве от жизни ребенка, а на ее примерах. В результате ребенок сам должен осознать, как важно заботиться о своем здоровье. И начинать надо с малого, с себя самого, чтобы прийти к большему. Желаю, чтобы практическая направленность воспитательных мероприятий ставилась учителями во главу угла, чтобы дети больше анализировали свои поступки и поступки своих друзей и близких. В заключение хочу поздравить всех педагогов с участием в конкурсе. Именно всех. Если вы прислали свою работу на конкурс, значит, вы любите свою профессию, стараетесь совершенствоваться, открывать новое. А призовое место – это настоящий успех и признание педагога. Это очень почетно. Желаю дальнейших успехов в нашем нелегком, но благородном и нужном труде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте