Получив предложение преподавать немецкий язык в начальной школе, я была поставлена перед проблемой выбора УМК по немецкому, поскольку мои коллеги, имеющие опыт преподавания иностранного языка у младших школьников, постоянно сталкивались с тем, что учебные пособия слишком перегружены, громоздки, имеют по несколько частей и несколько рабочих тетрадей большого формата, а потому работа по ним, да еще при 2 часах иностранного языка в неделю, представляет определенные трудности.
Учебник немецкого языка Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез «Deutsch» тогда еще не использовался нашими преподавателями, и поэтому, получив предложение апробации данного УМК в своей работе, я согласилась, надеясь найти учебное пособие, которое отвечало бы требованиям и условиям начальной школы.
Тематика учебника соответствует возрастным особенностям детей второго класса. Такие темы, как «Привет», «Дети живут по-разному», «Еда и питье», «Мы идем гулять», имеют также большой воспитательный потенциал.
Материал изложен доступно и последовательно. Материал каждой изученной темы планомерно используется при изучении последующих тем, что обеспечивает единство курса. Концентрическое построение курса позволяет последовательно и поступательно отрабатывать с учащимися ранее усвоенный материал, создавая тем самым базу для понимания и усвоения формы, значения и употребления слов, грамматических конструкций, широко используются тематические группировки, сравнение по сходству и контрастности, подбор синонимов и антонимов.
Структура учебника Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез выстроена логически и позволяет учителю использовать различные технологии для формирования у младших школьников на элементарном уровне общей и коммуникативной компетенций. Учебник содержит массу упражнений, направленных на формирование у детей способности к познавательной активности и способности не только осуществлять общение с чужой лингвокультурой, но и познавать ее.
Учитывая,что ребята еще все-таки маленькие, я активно применяю игровую технологию.
При обучении чтению нам очень помогает игра «Угадай, кто это?», в которой учащиеся должны переставить буквы в правильном порядке и угадать героев учебника или имена одноклассников, например: IRSI(Iris), TNREAE (Renate); LGAO(Olga).
Аналогичные упражнения есть и в рабочих тетрадях для учащихся, это дает учителю возможность выбора заданий, позволяет сэкономить время подготовки к уроку, а ребятам – потренироваться и проверить свои знания.
Особенно им нравятся упражнения, в которых надо не только найти определенные буквы, но и нарисовать, раскрасить буквы, предметы или всю картинку. Подобные упражнения кажутся мне бесспорным преимуществом учебного комплекта, который выпускает издательство «Дрофа». Они облегчают процесс обучения чтению, письму, а также служат развитию памяти, внимания, творческого воображения.
Имея большой опыт работы в преподавании немецкого языка по различным учебно-методическим комплектам, хотелось бы отметить и то, что рабочие тетради, входящие в этот УМК, тоже выгодно отличаются от всех других, которыми мне приходилось пользоваться на уроках. Они не только удобны в использовании, но и содержат много интересных, соответствующих возрастным особенностям детей 2 класса заданий, в том числе и творческого характера. Все задания логически выстроены, способствуют последовательному формированию навыков чтения и письма. Формулировки заданий краткие, простые и понятные ребенку и его родителям. Это тоже важно, потому что опыт работы показывает, что если задание выполняется дома, оно не должно быть сложным, излишне объемным, непонятным и взрослому, который искренне стремится помочь ребенку.
С первых уроков работы по учебнику немецкого языка Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез для второго класса нередко я использую также ролевые игры, опираясь на материал учебника. При изучении темы «Hallo» проводится игра «В международном детском лагере», в которой дети учатся представлять себя, своих друзей. На следующем этапе проводится игра «У нас гость из Германии», в которой учащиеся знакомятся с гостем из Берлина и учатся вести диалог-расспрос.
При изучении темы «Kinder wohnen verschieden» УМК Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез позволяет учителю не только ознакомить учащихся с лексикой по теме, но через изучение иноязычной культуры осмыслить свое ближайшее окружение. Они учатся не только читать, писать и говорить на иностранном языке, но лучше познают мир вокруг, делают выводы о схожести и различии родного и иностранного языков. Здесь мы играем в такие игры, как «Где спряталась кошка?», «Чья это комната?».
А изучая тему «Wir decken den Tisch», используя аппликации и картинки, мы играем в ролевые игры «Помогаем маме», «Делаем салат».
Эти игры имеют большое значение для создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры. Здесь же осуществляется приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения с друзьями и взрослыми на иностранном языке. Формируется представление об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранном языках. И главное, что все это делается на уроке с интересом, желанием и удовольствием.
Работая по учебнику немецкого языка Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез «Deutsch», я применяю еще и проектную технологию. Хочется отметить, что учащиеся очень охотно принимают участие в таких проектах, темы которых их увлекают.
Все это в значительной степени способствует развитию социокультурной и компенсаторной компетенций, являющихся составной частью коммуникативной компетенции.
Таким примером является проект «Немецкий вокруг нас». Уже на одном из первых уроков ребятам предлагается принести предметы или список слов, которые, по их мнению, имеют связь с немецким языком. Отправляя первый раз учащихся в такую поисковую «разведку» за следами немецкого языка в окружающей их жизни, мы и не предполагали, что это так заинтересует учеников. Результат оказался потрясающим. Работа так увлекла ребят, что они и после подведения итогов продолжали приносить сведения и отдельные слова, пополняя список полученной ранее информации. Включились в поисковую работу и родители, они тоже приняли активное участие в проекте, помогая ребятам. Поэтому в списке появились «взрослые» слова из самых различных сфер жизни.
Данные распределялись нами по сферам деятельности: «Язык», «Быт», «Культура», «Техника», «Спорт».
Вот лишь небольшой список слов, найденных учащимися (cм. таблицу).
С большим удовольствием пользуюсь и книгой для учителя из этого комплекта. Она содержит множество полезных и подробных рекомендаций для работы с УМК, и в то же время оставляет простор для творческой и самостоятельной работы. А уж начинающему учителю немецкого языка, думаю, такая книга просто необходима.
Не секрет, что родители иногда с осторожностью относятся к изучению иностранного языка со второго класса, опасаясь перегрузить детей. Однако практика работы по данному учебнику показала, и это подтверждается мнением родителей, что учебник не представляет трудностей. Удачно подобранная система упражнений по обучению лексике, чтению и развитию навыков говорения способствует быстрому и прочному усвоению учебного материала.
Текстовый материал и задания учебника и рабочих тетрадей не представляют трудностей для учащихся и при выполнении домашних заданий. Родители также отмечают современность, актуальность и доступность этого учебника.
Учебник немецкого языка красочно иллюстрирован, а это для детей тоже очень важно. В нем есть рифмовки по всем темам учебника, что делает работу с этой книгой интересной для учащихся и удобной для учителя.
В рабочих тетрадях к учебнику авторы поместили разрезную азбуку, в которую, кроме букв, помещены буквосочетания, артикли, отдельные слова и словосочетания, что позволяет проводить работу по формированию навыков чтения, организации различных видов упражнений для работы над грамматическими структурами.
Галина КОРОБОВА, учитель иностранного языка лицея №1, Цимлянск, Ростовская область
Комментарии