search
main
0

Интерес к предмету заразителен. Мудрый совет. Выпуск 29

Моя подруга Римма Жукова, учительница английского языка из города Миасс на Урале, участвует в различных отечественных и международных программах, выступает на конференциях и семинарах, получает гранты, побеждает в конкурсах. Сейчас Римма ведет проект «Местная история» и надеется издать книжку ученических эссе. Двадцать лет назад я сама начинала так же, как Римма и многие другие мои коллеги.

Что заставляет педагогов расширять собственные горизонты, постоянно повышать свой профессиональный уровень и открывать для новых поколений учеников окна в мир? Материальное вознаграждение, если оно есть, в нашей среде невелико. Зачастую от педагогов ожидают работы «за бесплатно», например, часы и дни тяжелого труда на олимпиадах, участие в жюри конкурсов обычно никак не оплачиваются.

Остаются очевидные причины, не имеющие ничего общего с денежной компенсацией. Работая в школе, я провела множество проектов, участвовала во всевозможных жюри. По завершении очередного проекта участники получали сертификаты и грамоты, а я старалась найти средства для подарков детям. Дарила им словари, книги на английском языке, диски, иногда красивые плакаты, таблицы, просто закладки для книг. Прибавки к жалованью за участие в международных проектах я никогда не имела.

Общение с педагогами из разных стран, руководство детскими проектами, семинары и конференции, использование ИКТ, потребность поделиться своими знаниями – вот, пожалуй, основные слагаемые неугасаемого энтузиазма, постоянного интереса к собственному предмету.

Как может поддерживать мотивацию уже опытный педагог, проживший не один год в любимой профессии, однако немного уставший от рутины?

Повышайте свой профессиональный уровень. Если вам не хватает словарного запаса, читайте книги в оригинале. Если вы не очень хорошо понимаете речь носителей языка, слушайте аудиозаписи, смотрите видео, новости по интернету. Если вы испытываете сложности при написании эссе или разработки, начните вести дневник на английском языке. Хотите легко говорить без подготовки – общайтесь дома с интерактивным диском или изучайте подходящие уроки на сайте YouTube. ВСЕГДА ведите урок английского языка на английском языке! Главное – осознание необходимости подобной работы над собой и желание добиться результата.

Любыми способами сохраняйте интерес к предмету. Уважаемая мной американская писательница Mary Higgins Clark отлично сформулировала свой творческий принцип: «Like what you do”. В центре ее романов всегда стоит молодая женщина, оказавшаяся в трудной и даже опасной ситуации. Она выпутывается из тяжелых обстоятельств, пользуясь собственными смекалкой и находчивостью. Кроме того, в каждом романе обязательно есть романтическая линия. Мери Хиггинс Кларк, в молодости оставшаяся вдовой с пятью детьми, убеждена: в жизни всегда есть надежда на добро и любовь. Мне кажется, хотя бы одна из ее книг в оригинале должна быть в библиотеке каждой учительницы английского языка.

Используйте информационно-коммуникационные технологии. Регулярное посещение профессиональных сайтов, просмотр новостей мира образования само по себе повышает наш кругозор.

Я стараюсь навещать сайт The Free Dictionary несколько раз в неделю. Недавно там, помимо привычного упражнения Match the Synonyms, прибавилась задачка Find the Antonyms. Кроме того, возникла небольшая рубрика Idiom of the Day. Ее легко использовать на уроке, дети воспримут упражнение как игру. Каждая идиома объясняется наглядно, что экономит время и помогает закрепить новый материал.

Посмотрите по-новому на вечную проблему дисциплины. Если вам не удается поддерживать тишину и порядок в классе, читайте профессиональную литературу, советуйтесь с опытными коллегами и родителями. Попробуйте взглянуть на проблему иначе. Например: если ученики начальной школы сидят по стойке «смирно» и не шумят совсем, с ними что-то не так – или они заболели, или устали, или их что-то волнует. Иными словами, детям нужно шевелиться, смеяться, задавать вопросы «не по теме». А вам нужно научиться управлять временем. Посмотрите, сколько секунд или минут занимает бесполезный призыв к тишине – и сколько секунд займет простой ответ. Если дети смеются, потому что им смешно, присоединитесь к ним – на пару секунд. А потом хлопните в ладоши, напишите что-то на доске, включите запись диалога, выведите на экран неожиданную картинку.

С подростками работать сложнее. Помогает банальный, но, возможно, вами не осознаваемый факт: подростки – тоже люди. Часто мы сталкиваемся с несоответствием внешнего и внутреннего облика. По виду многие старшеклассники кажутся взрослыми, к тому же они изо всех сил пытаются взрослым подражать. Однако по умственному и эмоциональному развитию подростки находятся между разными ступенями развития, мгновенно переходя из разумного состояния в детское, порой непонятное и необъяснимое. Давайте вспомним совет Карлсона: «Спокойствие, спокойствие и еще раз спокойствие!».

Итак, у педагога все в порядке с мотивацией. Остается передать наш энтузиазм, наш интерес к предмету ученикам. Есть несколько проверенных временем и опытом приемов.

Высокая профессиональная квалификация педагога – важный фактор. Вы не только прекрасно владеете иностранным язком, но и умеете справляться с проблемами дисциплины, быстро реагируете на нештатные ситуации.

Энтузиазм и интерес к предмету заразительны. Дети заметят и воспримут вашу увлеченность. Понаблюдайте за своим классом, сделайте заметки: Какая тема идет легко, какая не дается, какая вызывает скуку. Продумайте, что можно изменить в подходе, в подаче материала. Выясните, каковы интересы учащихся, и постройте на них урок. «Кому он нужен, ваш английский? Может, у меня будет такая профессия, где он совсем не понадобится. Есть Google-Translator!» – вызывающе бросила мне старшеклассница. Я в ответ привела свежий пример, исходя из интересов и увлечений подростков. Популярный молодой актер Роберт Пэттинсон, сыгравший главного героя в саге о вампирах «Сумерки», неоднократно выражал публично благодарность своей учительнице английского языка. Услышав это, школьники бросились в интернет, а заодно отыскали множество интересных фактов об английской культуре.

Согласно мировой статистике, 85% школьников на вопрос о том, что их больше всего привлекает в школу, отвечают: общение со сверстниками. Школа – это микрокосм, отражение общества в целом. Именно здесь дети учатся общению с себе подобными, а также с теми, кто старше их по возрасту (учащиеся старших классов) и кто выше их по положению (учителя, сотрудники школы, то есть все взрослые). За годы учебы, сталкиваясь не только с добротой, поддержкой, любовью, но и с насмешками, с запугиванием, попадая в конфликтные ситуации, они понимают, что в жизни их ждет непредсказуемое разнообразие встреч и событий. Зная, что все дети хотят общаться, мы можем использовать их желание, обучая школьников общаться на иностранном языке.

Взгляд на будущую профессию. В прошлом веке иностранный язык нужно было знать людям, чья профессия связана с наукой и образованием. Будущие шоферы, медсестры, продавцы вряд ли ожидали, что им когда-нибудь придется разговаривать с иностранцами, понимать чужую речь. В новом столетии положение изменилось, коммуникативный подход вышел на первый план. Рабочие, строящие мельницу, рассказывали мне, что им приходится вспоминать хотя бы азы английского языка для того, чтобы понимать указания инженера, приехавшего из другой страны. Таксисты, сотрудники гостиниц, водители общественного транспорта, официанты, медицинские работники… Список профессий, где человеку нужен иностранный язык, постоянно расширяется.

Вот свежий пример. Недавно, находясь в Германии, я зашла в Bakerei, немецкую булочную. Я стала читать названия аппетитных пирожков и булочек, выстраивая в уме фразу по-немецки. Через пару минут молодая продавщица, видимо, уставшая ждать, громко спросила: «Deutsch? English?” Слегка растерявшись, я ответила: “English”. И она воскликнула на прекрасном английском языке: «Speak to me! I’m here to help!” Мы немного поговорили с ней. Она рассказала, что английский язык учила в школе. Пошла работать в булочную, надеется со временем открыть свою пекарню. И постоянно занимается английским языком, потому что хочет общаться с людьми. Ее школьная учительница сумела привить ученикам интерес к предмету, научила их тому, что они получают в свое распоряжение прекрасное средство общения, независимо от того, какую профессию выбирают.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте