search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Интерактивный конструктор. Мультимедийные возможности пособия «Наглядная школа»

Екатерина КАЛАЧЕВА, кандидат исторических наук, ведущий специалист кафедры истории и обществознания Национального центра инноваций в образовании

Цель обществоведческого образования в основной школе – средствами учебного предмета активно содействовать:- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;- развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;- формированию целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;- формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.Технологии, на помощь!Не последняя роль в формировании этих навыков и умений отводится интерактивным наглядным пособиям по обществознанию. В комплекте интерактивных пособий по обществознанию для 10-11-х классов «Наглядная школа» издательства «Экзамен-Медиа» успешно объединились современные высокие технологии и традиции преподавания обществознания в старшей школе. Плюсы пособий по обществознанию серии «Наглядная школа»:1) учтены особенности учебного предмета;2) созданы реальные условия для организации личностно ориентированного обучения, разноуровневого обучения, разных видов учебной деятельности, разных форм контроля и диагностики результатов обучения, уроков разного вида и типа, любых этапов урока, внеурочной деятельности;3) простота использования.В пособии представлены следующие типы заданий: на установление соответствия, на распределение, на множественный выбор, на нахождение и исправление ошибок, на восстановление последовательности и др.Задания с выбором одного правильного ответа из четырех данных представлены минимально: они могут использоваться в ситуации оперативной актуализации знаний или быстрого подведения итогов изучения темы. Подобные задания противоречат специфике предмета и традициям методики его преподавания, не используются при проведении итоговой аттестации по истории в формате ОГЭ и ЕГЭ.Пособие обладает возможностями конструктора: учитель может выбрать необходимые задания, иллюстративный и прочий материал, компоновать их в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.Работа с данным пособием будет действенна только в том случае, если учитель имеет опыт использования активных методов обучения на уроках: умеет организовывать активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, применяет игровые формы обучения и т. д.Слабые звеньяОдна из сложных тем в курсе «Обществознание» – «Экономика: виды налогов и сборов; финансовая система» (11-й класс). Об этом говорят результаты анализа итогов ЕГЭ по обществознанию 2015 года. В каждый вариант экзаменационной работы было включено задание, проверяющее знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это задание выполнили только 58,5% выпускников. Экзамен показал, что около трети сдающих экзамен не знают, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, только четверть связывают светский характер государства с многообразием форм собственности. Лишь каждый десятый участник экзамена считает участие в выборах в органы государственной власти конституционной обязанностью гражданина, при этом лишь около 58% отнесли к обязанностям гражданина уплату налогов, 65% – защиту Отечества. Выпускники школы продемонстрировали слабое понимание системы разделения властей в РФ и затруднились в характеристике полномочий высших органов государственной власти в РФ. Только 48% экзаменуемых знают, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ (среди наиболее распространенных неправильных ответов – Государственная Дума, Счетная палата и прокуратура). 72% не смогли назвать и проиллюстрировать примером хотя бы один вид деятельности органов исполнительной власти. 25% уверены, что Правительство РФ принимает федеральные законы, 20% – что утверждает изменения границ между субъектами РФ, 15% – что назначает выборы Президента РФ.Немалое число участников экзамена по обществознанию (будущие активные участники экономической жизни!) продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы); экономических процессов (так, каждый пятый экзаменуемый уверен, что одно из последствий инфляции – повышение покупательной способности денег, а 32% не смогли объяснить смысл понятия «инфляция»). Использование интерактивных пособий «Наглядная школа» способствует устранению пробелов в вышеназванных разделах курса «Обществознание» и формированию соответствующих знаний и умений учащихся старших классов. Как это работаетПри изучении темы «Налоговая система» в 11-м классе учитель может использовать интерактивные плакаты курса «Наглядная школа». Один из вариантов работы с плакатом – демонстрация его целиком и рассказ с применением статичного наглядного пособия (рис. 1).Альтернативный способ работы – динамический плакат, отдельные части которого вызываются на интерактивную доску по ходу рассказа учителя или самостоятельной работы учащихся.Интерактивные пособия содержат не только плакаты, но и задания к ним. Задания можно использовать для устного опроса, самостоятельной работы учеников на индивидуальном компьютере (в классе или при домашнем обучении дистанционно). В пособии предусмотрена опция проверки правильности выполнения задания.  При необходимости эта опция может быть отключена в компьютерах учащихся, находящихся, например, на домашнем обучении (рис. 2). Кроме того, в пособии предусмотрено использование тестовых заданий. Предусмотрена возможность быстрого контроля правильности их выполнения, а также подведения общих итогов выполнения всех тестовых заданий по окончании работы, выставления оценки и демонстрации ошибочных вариантов.Более подготовленной части учащихся можно давать задания с открытым ответом. Это более сложная форма работы, требующая от учащихся навыков самостоятельного формулирования ответа и актуализации ранее полученных знаний, навыков и умений. При изучении темы «Финансовая система» можно также использовать интерактивные плакаты. Наглядность поможет школьникам разобраться в многоуровневом устройстве финансовой и бюджетной систем. А дополнительные «задания с закрытыми планками» помогут закрепить полученные знания (рис. 3).Итак, система знаний, способы представления теоретического материала, мультимедийные возможности пособия позволяют организовать разнообразные виды учебной деятельности по освоению социальной информации, что способствует формированию и развитию интереса к предмету, ведущих компетенций учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте