Екатерина КАЛАЧЕВА, кандидат исторических наук, ведущий специалист кафедры истории и обществознания Национального центра инноваций в образовании
Цель обществоведческого образования в основной школе – средствами учебного предмета активно содействовать:- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;- развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;- формированию целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;- формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.Технологии, на помощь!Не последняя роль в формировании этих навыков и умений отводится интерактивным наглядным пособиям по обществознанию. В комплекте интерактивных пособий по обществознанию для 10-11-х классов «Наглядная школа» издательства «Экзамен-Медиа» успешно объединились современные высокие технологии и традиции преподавания обществознания в старшей школе. Плюсы пособий по обществознанию серии «Наглядная школа»:1) учтены особенности учебного предмета;2) созданы реальные условия для организации личностно ориентированного обучения, разноуровневого обучения, разных видов учебной деятельности, разных форм контроля и диагностики результатов обучения, уроков разного вида и типа, любых этапов урока, внеурочной деятельности;3) простота использования.В пособии представлены следующие типы заданий: на установление соответствия, на распределение, на множественный выбор, на нахождение и исправление ошибок, на восстановление последовательности и др.Задания с выбором одного правильного ответа из четырех данных представлены минимально: они могут использоваться в ситуации оперативной актуализации знаний или быстрого подведения итогов изучения темы. Подобные задания противоречат специфике предмета и традициям методики его преподавания, не используются при проведении итоговой аттестации по истории в формате ОГЭ и ЕГЭ.Пособие обладает возможностями конструктора: учитель может выбрать необходимые задания, иллюстративный и прочий материал, компоновать их в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.Работа с данным пособием будет действенна только в том случае, если учитель имеет опыт использования активных методов обучения на уроках: умеет организовывать активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, применяет игровые формы обучения и т. д.Слабые звеньяОдна из сложных тем в курсе «Обществознание» – «Экономика: виды налогов и сборов; финансовая система» (11-й класс). Об этом говорят результаты анализа итогов ЕГЭ по обществознанию 2015 года. В каждый вариант экзаменационной работы было включено задание, проверяющее знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это задание выполнили только 58,5% выпускников. Экзамен показал, что около трети сдающих экзамен не знают, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, только четверть связывают светский характер государства с многообразием форм собственности. Лишь каждый десятый участник экзамена считает участие в выборах в органы государственной власти конституционной обязанностью гражданина, при этом лишь около 58% отнесли к обязанностям гражданина уплату налогов, 65% – защиту Отечества. Выпускники школы продемонстрировали слабое понимание системы разделения властей в РФ и затруднились в характеристике полномочий высших органов государственной власти в РФ. Только 48% экзаменуемых знают, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ (среди наиболее распространенных неправильных ответов – Государственная Дума, Счетная палата и прокуратура). 72% не смогли назвать и проиллюстрировать примером хотя бы один вид деятельности органов исполнительной власти. 25% уверены, что Правительство РФ принимает федеральные законы, 20% – что утверждает изменения границ между субъектами РФ, 15% – что назначает выборы Президента РФ.Немалое число участников экзамена по обществознанию (будущие активные участники экономической жизни!) продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы); экономических процессов (так, каждый пятый экзаменуемый уверен, что одно из последствий инфляции – повышение покупательной способности денег, а 32% не смогли объяснить смысл понятия «инфляция»). Использование интерактивных пособий «Наглядная школа» способствует устранению пробелов в вышеназванных разделах курса «Обществознание» и формированию соответствующих знаний и умений учащихся старших классов. Как это работаетПри изучении темы «Налоговая система» в 11-м классе учитель может использовать интерактивные плакаты курса «Наглядная школа». Один из вариантов работы с плакатом – демонстрация его целиком и рассказ с применением статичного наглядного пособия (рис. 1).Альтернативный способ работы – динамический плакат, отдельные части которого вызываются на интерактивную доску по ходу рассказа учителя или самостоятельной работы учащихся.Интерактивные пособия содержат не только плакаты, но и задания к ним. Задания можно использовать для устного опроса, самостоятельной работы учеников на индивидуальном компьютере (в классе или при домашнем обучении дистанционно). В пособии предусмотрена опция проверки правильности выполнения задания. При необходимости эта опция может быть отключена в компьютерах учащихся, находящихся, например, на домашнем обучении (рис. 2). Кроме того, в пособии предусмотрено использование тестовых заданий. Предусмотрена возможность быстрого контроля правильности их выполнения, а также подведения общих итогов выполнения всех тестовых заданий по окончании работы, выставления оценки и демонстрации ошибочных вариантов.Более подготовленной части учащихся можно давать задания с открытым ответом. Это более сложная форма работы, требующая от учащихся навыков самостоятельного формулирования ответа и актуализации ранее полученных знаний, навыков и умений. При изучении темы «Финансовая система» можно также использовать интерактивные плакаты. Наглядность поможет школьникам разобраться в многоуровневом устройстве финансовой и бюджетной систем. А дополнительные «задания с закрытыми планками» помогут закрепить полученные знания (рис. 3).Итак, система знаний, способы представления теоретического материала, мультимедийные возможности пособия позволяют организовать разнообразные виды учебной деятельности по освоению социальной информации, что способствует формированию и развитию интереса к предмету, ведущих компетенций учащихся.
Комментарии