Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья представляют собой одну из актуальных задач педагогики. Группа детей, с которыми я работаю, разнообразна. Как правило, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, проблемами речи, задержкой психического и речевого развития. Из 12 обучающихся в классе 8 человек – со средней и тяжелой формой ДЦП, 2 ребенка с аутизмом и 2 ребенка с тяжелыми формами речевых нарушений. При этом у всех учеников – нарушение речи и задержка психического развития. Каждый из этих детей требует индивидуального подхода и правильно использованных методов обучения.
Три грамотной организации урока ученики лучше усваивают программный материал, сохраняют работоспособность на более продолжительное время.Известно, что у детей с ОВЗ самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке. К концу третьего она начинает снижаться. Это говорит об очень небольшом периоде продуктивной учебной деятельности. Как же учителю, занимаясь с детьми с особыми образовательными потребностями, выстроить свою работу таким образом, чтобы она дала реальный результат?На помощь педагогу приходят новые тенденции в образовании, а именно разные формы подачи материала, включение ребят в учебный процесс. Ведь когда ребенок действует, активно познает, он не так устает. Моя задача как учителя – научить детей через активные методы обучения, которые строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности (метод проектов, мозгового штурма, дебатов, интервьюирования различных персонажей), разнообразных коммуникациях, диалоге.Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами: «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?» Обучение должно быть построено как процесс открытия каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.Приведу пример открытого урока окружающего мира «Живая и неживая природа», на котором дети не являются пассивными слушателями, а переходят в разряд активных участников урока. Они обучаются играя, решая тесты, проходя квест, исследуя новые объекты.На протяжении всего урока дети своими руками заполняют картину природы, доказывают, исследуют и распределяют объекты природы в практической квест-игре. Каждый элемент живой и неживой природы появляется на картине через доказательство и преодоление препятствий. Дети все время находятся перед выбором: идти дальше или остановиться. Конечно, с помощью направляющего учителя ребята возводят мост через реку, преодолевают горы, дополняют солнце лучиками своих достижений, и оно, засияв, приводит их к кладу.Такие активные методы обучения – это важнейшие помощники учителя в организации работы с детьми на любом уроке, разного возраста, с разными образовательными потребностями.Марина ВЕРЕЩАГИНА, учитель начальных классов, учитель-логопед школы-интерната №17
Комментарии