search
main
0

Интеллектуальный потенциал. Наша позиция – реальное отражение общественного мнения

​24 августа состоялось первое в новом учебном году селекторное совещание «Профсоюзный час», на котором о текущем состоянии системы образования и ее проблемах рассказала член ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» Любовь Николаевна ДУХАНИНА.

Осенью 2014 года мы проводили форум «Качественное образование во имя страны», мы хотели услышать проблемы и потребности воспитателей детских садов, рядовых учителей, всех тех, кто непосредственно работает с детьми, создавая огромную ценность для нашей страны – интеллектуальный потенциал. Тогда было много обсуждений, и мы фактически создали огромную «дорожную карту» тех проблем и предложений, которые звучали из субъектов, часть из них нам удалось вынести на суд президента, и по итогам форума были приняты 17 поручений, которые Правительство России пытается исполнить вот уже второй год. Президент поручил Общероссийскому народному фронту осуществлять мониторинг по исполнению своих поручений, в том числе и в области образования. Эти поручения выполняются правительством, через некоторое время оно отчитывается о его выполнении. К сожалению, я вынуждена констатировать, что почти 2/3 отчетов Правительства России в направлении образования нами не подписаны как выполненные. И сегодня работа над ними продолжается. Также есть несколько вопросов, которые вызывают у нас особую обеспокоенность. Например, вопрос о снижении заработной платы учителей – мы зафиксировали, что зарплата снижается, или вопрос о базовом содержании образования, о реализации программы одаренных детей, о поддержке учителей, работающих с детьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях. И сегодня правительство работает очень четко по нашим предложениям, которые зачастую сразу отправляются на исполнение в Министерство образования. Иногда после таких дискуссий появляются дополнительные поручения президента, например, это произошло с поручением по дополнительному образованию детей, из которого появилось еще три поручения по статистике, изменению бюджетного классификатора и разработке нормативной документации. Поэтому наша позиция – реальное отражение общественного мнения, которое мы внимательно изучаем. Стоит отметить, что у нас в регионах растет общественная активность в сфере образования. Мы вычленяем проблемные пространства и начинаем в них работать. Так, мы первыми подняли тему единства образовательного пространства, провели масштабное обсуждение, и президент поддержал эту позицию. Сегодня у нас с вами в стране уже определено содержание учебных программ по русскому языку и математике, и идет работа по определению содержания по другим предметам. Вы знаете, что у нас очень современный стандарт школьного образования, но он сформулирован фактически как рамочный. И для того чтобы гарантировать единство пространства, преемственность, чтобы ребенок из одной школы мог спокойно переходить в другую школу и не иметь проблем в обучении, конечно, нам нужно, чтобы определенные вещи внутри школьного образования были синхронизированы. И самое главное – синхронизация содержания. Мы говорили президенту о том, что подчас математика на школьном уровне в учреждениях, которые находятся на противоположных сторонах улицы, разная. Мы помним тот период, когда все говорили, что математика была разная при поступлении в вузы, например в МГУ и Финансовую академию. В итоге это стало одним из аргументов при появлении ЕГЭ. Но сегодня у нас есть другая задача, и мы над ней работаем.Мы также инициировали изменение порядка экспертизы учебников, но сегодня у нас по-прежнему много вопросов к тому, как проходят экспертизу учебники. Совместно с Общественной палатой в прошлом году мы проводили большой проект «Народная экспертиза учебников», мы получили более 500 предложений и замечаний, сейчас аналитическая группа их обобщает, и мы обязательно передадим эти результаты министру образования. В преддверии учебного года ОНФ провел мониторинг обеспечения бесплатными учебниками, и, к сожалению, вынуждена сказать, что каждый третий субъект Российской Федерации сегодня не имеет 100% обеспеченность учебниками. Мы считаем, что это нарушение прав детей, фактически такая ситуация ограничивает доступ ребенка к качественному образованию, поэтому Правительство России должно принять незамедлительные дополнительные меры по обеспечению учащихся бесплатными учебниками. И хотя эта ответственность лежит на субъектах, в условиях, когда субъект Российской Федерации не имеет ресурсов, чтобы решать эту задачу, федеральный уровень власти не должен отстраняться от обеспечения конституционных прав и положений закона об образовании. Естественно, что школьный процесс – это не только классная комната, мы все с вами говорим, что сегодня классной комнатой является весь мир, поэтому мы много обсуждали вопросы музейной педагогики, организации занятий в музеях. И нам удалось добиться бесплатного посещения музеев для детей. Теперь у учителей появилась возможность проводить свои уроки практически во всех музеях. Еще одна тема, которая очень серьезно беспокоит как родительское сообщество, так и наше педагогическое, – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы понимаем, что дети не со всеми видами особенностей здоровья могут удачно адаптироваться в условиях общеобразовательного пространства. Определенным достижением считаю, что нам удалось убедить Министерство образования, и у нас появились фактически адаптивные программы для обучения детей в начальной школе, да и единый государственный экзамен все-таки стал учитывать особенности детей, особенности здоровья. Мы сегодня имеем специальные варианты КИМов по ЕГЭ для слабовидящих детей. Серьезное пространство проблем – переход из профессионального образования в профессиональную деятельность. Страна заинтересована в создании новых высокотехнологичных предприятий, новых рабочих мест, на которые должны прийти подготовленные ребята. Однако раньше существовал реальный барьер для того, чтобы учреждение профессионального образования принимало детей на новую профессию на бюджетной основе. Данная программа сначала должна была проходить аккредитацию, как положено, и поэтому вузы действовали таким образом: набирали группу обучающихся на платной основе, эта группа должна была закончить обучение, показать результаты, и только потом можно было претендовать на получение бюджетных мест на подготовку по новой профессии. Однако сегодня уже есть постановление Правительства России, которое разрешает открывать бюджетные места еще на первом этапе. И в этом году уже более 4000 ребят приступят к обучению новым специальностям за счет бюджета. Еще одним достижением стало увеличение срока проведения практики студентами среднего профессионального образования с 19 до 39 недель. Могу сказать, что эту подсказку нам сделали руководители колледжей Москвы, которые на одном из круглых столов ОНФ объяснили нам, что, возможно, претензии работодателей о низком качестве подготовки учащихся обоснованны, в связи с тем что объем практики был резко сокращен. Еще одним серьезным ограничением при приеме на работу является требование работодателей о наличии стажа по специальности. По этому поводу у нас есть две идеи: во-первых, решить вопрос, чтобы то время, которое ребята проводят на практике, внести в объем трудового стажа, фактически заведя трудовые книжки. Это будут первые 9-10 месяцев трудовой деятельности. Есть идея о принятии закона о гарантии первого рабочего места. Думаю, что она более сложна в реализации, потому что если брать на себя такие гарантии, нужно иметь эти рабочие места или их нужно успеть создать.Много жалоб было на то, что в соответствии с новым законом об образовании дети могли идти в СПО только с аттестатом за 9 классов. Мы провели анализ и поняли, что дети, которым сложно в обычном ритме окончить успешно девятый класс, стали выталкиваться из системы образования после 7-го и 8-го классов. Поэтому мы активно работали с Министерством образования и науки, и летом прошлого года был подписан соответствующий приказ министерства, который позволил детей после 8-го класса принимать на программы среднего профессионального образования. Помимо этого нам удалось внести изменения в законодательство, например, в закон об ограничении максимальной платы за детский сад. Вы все знаете, что закон об образовании разделил все, что происходит в детском саду, на услуги по образованию и на уход. На что ряд регионов отреагировал высочайшим ростом платы за детский сад, что могло привести к ситуации, когда семьи уже не могли платить и прекращали водить детей в детские сады. Мы эту ситуацию наблюдали еще в начале перестройки и понимаем все отрицательные последствия, поэтому активны по этому направлению, и нам удалось в закон об образовании включить позицию об ограничении максимальной платы за детские сады. У нас получилось установить требования к одежде обучающихся и правила ее ношения в образовательных организациях. Также вы все знаете, что результаты ЕГЭ человек может использовать в течение 5 лет, но победители олимпиад имели право пользоваться своим результатом только 1 год, поэтому мы выровняли этот показатель, и теперь он тоже составляет 5 лет. Также нам нужно вернуть медиков в детские сады и школы. Нам нужно решить серьезную проблему, когда школа не имеет права знать о состоянии здоровья ребенка. Я считаю, что в этих условиях школа не может даже составить индивидуальную образовательную траекторию. Если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем и школа не может это узнать, но при этом несет ответственность за такого ребенка, это просто нечестно. Поэтому нам надо вернуть в школы медицинских работников, решить вопрос информирования об особенностях здоровья, которые могут влиять на создание индивидуальной образовательной траектории.Еще один серьезный вопрос связан с организацией медицинского обслуживания и питания в организациях дополнительного образования. Так получилось, что к данным организациям применили те же требования, как в образовательной школе, то есть полноценный медицинский кабинет с оборудованием, полноценная организация питания, это привело к тому, что по всей стране эти организации сокращаются, потому что они не могут выполнить этих лицензионных требований. Это завышенные требования, поэтому мы подготовили все поправки, и они проходят согласование. И это касается не только кружков и секций, но и аспирантур, потому что они попали под это требование и у них возникли проблемы с лицензированием. Существуют серьезные обсуждения по вопросам зарплаты. Так, не очень понятны все три системы начисления зарплаты в регионах, звучат призывы вернуться фактически к тарификационной сетке. Это говорит о том, что, действительно, мы не смогли надлежащим образом освоить в масштабах страны эффективный контракт. Необходимо, чтобы люди имели полную определенность в вопросах зарплаты. Не должно быть ситуации, которая происходит в некоторых регионах, где базовая часть зарплаты составляет 20% от среднего дохода.Важная часть нашей работы – предложения по дебюрократизации работы учителя, мы выступаем за сокращение всех видов отчетов. Нужно сокращать количество проверок. Наш опыт показал, что в некоторых субъектах нам удалось сократить количество проверок в 2 раза путем создания комиссий. Потому что проверки у нас с вами не только из системы образования, но и из многих других органов, которые, наверное, очень скучают по школе, по детскому саду, но приходят не с таким настроением, с которым мы хотели бы их видеть. Нужно менять стиль контроля из карательного в методическую поддержку. И на первом этапе контроля не должно быть штрафов, должны даваться возможность и время выполнить все предписания. И, конечно, когда вина лежит на учредителе, ответственность должен нести именно он, а не школа. В заключение хотелось бы поздравить всех учителей с наступающим новым учебным годом!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте