В нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ДО основывается на индивидуальном подходе к ребенку, на игровой форме образования. В игре происходит сохранение самоценности дошкольного детства, сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности должны быть: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Много лет педагоги использовали учебно-дисциплинарную модель взаимодействия. Доминирующий способ взаимодействия – прямое воздействие на ребенка, вопрос-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия. ФГОС ДО предлагает использовать личностно ориентированную педагогику, где построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.Главная особенность организации образовательной деятельности в нашем дошкольном отделении на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций.Школа №1532 участвует в работе федеральной инновационной площадки Российской академии образования «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия» (автор Н.П.Гришаева). Эта площадка – ресурс реализации ФГОС ДО, в ее рамках предполагалась разработка особой, сбалансированной и взаимопроникающей модели взаимодействия педагога и обучающегося. Эта модель должна обеспечить эффективную социализацию детей, определить, какие формы организации детей, формы совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению образовательной программы более насыщенные и интересные, более продуктивные, какие из них стоит применять в ходе всего пребывания ребенка в детском саду.С помощью каких технологий и форм организации это осуществляется в нашей школе? Разумеется, сегодня занятие в старой его форме не является основным видом деятельности. Проектная деятельность, чтение художественной и образовательной литературы, коллекционирование и экспериментирование, исследования, мастерские, клубы по интересам, различные формы музыкальной и художественной деятельности – дети активно вовлечены в самые разные формы учебно-воспитательной деятельности.В этом учебном году коллектив педагогов применил новую технологию «Интеллектуальный час», которая помогает сделать процесс обучения старших дошкольников насыщеннее и интереснее.Технология «Интеллектуальный час» направлена на реализацию четырех линий развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению:- линия формирования произвольного поведения;- линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;- линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других);- линия мотивационной готовности.«Интеллектуальный час» проводится по вторникам и четвергам. Вся группа детей делится на 4 подгруппы по видам занятий, и каждый ребенок за неделю посетит 4 разных занятия у разных педагогов совместно с детьми из разных групп. У каждого есть план-схема или паспорт-блокнот, в котором указано, какие занятия он посетит в этот день. Формат проведения следующий: 25 минут на первое занятие, далее десятиминутная перемена и еще 25 минут на второе занятие.Особенностью «Интеллектуального часа» является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (листовка, рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т. д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания «Интеллектуального часа».В начале «Интеллектуального часа» воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Последовательно сменяются виды детской деятельности, организуемые на едином тематическом содержании.Каждая часть «Интеллектуального часа» завершается созданием промежуточного образовательного продукта относительно небольшого объема.Смена видов деятельности в рамках одного занятия связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя за столами, сидя на ковре).Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например, с использованием раздаточного материала.Задачи «Интеллектуального часа»:1. Формировать навыки общения (взаимодействия), способствовать освоению ребенком родного языка, помогать детям овладеть языком на соответствующем возрасту уровне, активизация и обогащение словарного запаса.2. Способствовать личностному развитию дошкольников, то есть оказывать им помощь в формировании когнитивных навыков, способствовать развитию наглядно-образного, а затем и элементарного абстрактного и логического мышления.3. Научить детей объяснять, обосновывать свои действия в процессе выполнения заданий, осмыслять и обобщать свой познавательный опыт.Для решения поставленных задач очень важна правильно организованная коммуникация, взаимодействие детей друг с другом, с взрослыми, работа с доступными дошкольникам источниками информации.В основе «Интеллектуального часа» лежит игровой сюжет, так как именно игра является для детей этого возраста ведущей формой деятельности. Важное значение наряду с игрой имеют рассказ, беседа, обсуждение, решение познавательных задач, конструирование, моделирование. Дети оказываются вовлечены в исследовательскую деятельность (в том числе экспериментирование и наблюдение), проект (в том числе игровой).В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире, исследуют их и усваивают основные понятия и способы решения определенных задач. При этом мы стремимся к тому, чтобы как можно больше вопросов и ответов исходило от детей – это важнейший для нас принцип работы. Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, побуждая к обсуждению и исследованию представленных в виде наглядных рисунков элементарных математических задач, педагог руководит познавательной деятельностью ребенка. К концу работы в старшей и подготовительной группах игровых сюжетов становится меньше, их отчасти заменяет исследовательская и проектная деятельность, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника.Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий.1. Перед выходом на занятия проводить беседу в кругу, вспоминая правила «Интеллектуального часа» (правила передвижения, правила поведения на занятии и перемене).2. Каждый ребенок имеет бедж с именем определенного цвета (зеленый – подготовительная группа, желтый – старшая).3. У каждого ребенка есть сумочка, карта, план и паспорт, блокнот.4. Длительность занятия определяется заранее: 25 минут, 10 минут перемена и еще 25 минут.5. Воспитатели не должны делать или говорить за ребенка то, что он уже может сделать или сказать сам.Технология «Интеллектуальный час» направлена на реализацию одного из принципов ФГОС: создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Технология представляет собой комплекс методик и приемов, применяемых на занятиях.Таким развивающим игровым технологиям, как «Говорилки», «Любознашки», «Коврик» и другие, были обучены наши педагоги, теперь они помогают им при реализации образовательной программы.Отличительной особенностью таких технологий является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям носят проблемно-поисковый характер, а также тщательно продумываются). Например, детям нужно помочь Буратино найти друзей. Педагог может спросить: «У вас было такое в жизни, когда вам приходилось обращаться за помощью? А как вы поступали в такой ситуации?» То есть вопросы носят проблемный характер и заставляют детей продумать варианты ответа.Технология «Интеллектуальный час» реализуется под руководством ее автора и научного руководителя инновационной площадки по эффективной социализации, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы Натальи Петровны Гришаевой и имеет много преимуществ:1. Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.2. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.3. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.4. Ответственность. Взаимодействие детей является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.5. Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.6. Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так ребенок строит связи «ребенок – взрослый», где воспитатель играет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник – сверстник», где появляется опыт общения с равными по возрасту. Третьей формой общения выступает «младший ребенок – старший ребенок». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.
Опыт показывает, что при такой форме организации трудно дающиеся знания усваиваются с гораздо более высокой степенью эффективности, чем это происходит при традиционной попытке обучать дошкольников, просто сообщая им какие-то сведения и требуя их воспроизведения. При этом содержание занятий ориентировано на программный материал. Материал разбивается на занятия и дается в необходимом объеме. Воспитатели включают в учебный план наиболее актуальные для этого возраста темы и вопросы.
Анна МАСЛОВА,старший воспитатель школы №1532
Комментарии