Детский сад… Сегодня, как и десять, и пятнадцать лет назад, перед родителями серьезно стоит вопрос: отдавать ребенка в детский сад или нет? Недавно на радио «Россия» в программе «Взлетная полоса» ставился и другой вопрос: нужен ли ребенку детский сад? Одна из слушательниц утверждала, что ребенку гораздо лучше дома, но при условии, что он остается с интеллектуально подкованной бабушкой. Позиция в корне неправильная. Никакая, даже самая лучшая, бабушка не научит ребенка тому, что дадут ему в детском саду.
Проблеме образования и воспитания ребенка в детском саду было посвящено заседание «круглого стола» «Дошкольное образовательное учреждение – интеллектуальный и культурный центр развития ребенка», которое состоялось в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ). В заседании принимали участие специалисты окружных управлений образования, методисты, руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений, представители науки.
Вопросов для обсуждения было огромное количество. Участники «круглого стола» говорили об интеллектуальном развитии дошкольников в условиях ДОУ как приоритетной задаче дошкольного образования, о требованиях к образовательным программам, направленным на повышение интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста. Обсуждали эффективные формы работы, направленные на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, и трудности в содержательной работе воспитателей, препятствующие эффективной организации процесса поддержки интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Размышляли над проблемой создания условий для внедрения эффективных форм работы педагогов, обеспечивающих процесс интеллектуального развития дошкольников. И, наконец, обсуждали задачи, встающие перед современной системой дошкольного образования, в связи с необходимостью поддержки интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Заседание открыл зав. кафедрой социальной психологии развития МГППУ Николай Веракса, который сообщил, что в рамках системы дошкольного образования города Москвы в настоящее время уделяется большое внимание интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В частности, сейчас идет работа над программой «Столичное образование-5». Николай Евгеньевич напомнил, что до 50-х годов интеллектуальное развитие дошкольника стояло на первом месте в развитии дошкольного образования, в 90-е годы произошел отход от этой позиции, приоритетными стали другие направления, в частности, личностное развитие, эмоциональное благополучие детей разных контингентов. «Сейчас, мне кажется, идет тенденция к сбалансированию этих компонентов, – сказал Николай Веракса. – Совершенно очевидно, что те ДОУ, где есть отчетливое понимание того, что такое интеллектуальное развитие и какие здесь есть направления, работают более эффективно. В случае же, когда интеллектуальное развитие ребенка рассматривается лишь как одна из задач развития, результаты деятельности такого ДОУ требуют усиления работы, использования дополнительных мероприятий».
Никого не оставил равнодушным яркий и интересный доклад кандидата психологических наук, доцента Натальи Денисенковой, которая говорила о трудностях интеллектуального развития дошкольников и возможности их коррекции в условиях ДОУ. Она с сожалением отметила, что очень мало детских садов, которые работают с приоритетом интеллектуального развития ребенка, кроме того, много внимания уделяется эстетическому и патриотическому развитию, а вот интеллектуального развития недостает.
«Родители чаще всего требуют от нас, чтобы ребенок прежде всего был готов к школе, – сказала Наталья Сергеевна, – но садов, которые реально могут это сделать, мало. Это тяжелая, сложная работа». Причину сложившейся ситуации Денисенкова видит в отсутствии социальной программы, направленной на эту работу. Но, по ее словам, такая программа требует специальных кадров, специальной работы с родителями. Наталья Сергеевна рассказала о тех проблемах, с которыми сталкивается сегодня дошкольное образование.
«Необходимо учитывать законы развития психики ребенка. Это непреложные законы. Они существуют, мы должны их знать и работать в соответствии с этими законами. Если мы этого не делаем, пойдет не просто информационная перегрузка, а перегрузка психики, все это влечет за собой такие последствия, которые приходится потом с большим трудом компенсировать в школе. К сожалению, не только в школе – все эти проблемы переходят в подростковый возраст, – подчеркнула Наталья Денисенкова. – Первое, с чем мы сталкиваемся, – усталость, которую испытывает ребенок. Еще в 1997-1998 годах мы начали проводить много исследований по этому вопросу, а за прошедшие десять лет у нас накопился большой объем данных. Дело в том, что когда дети перегружены и, соответственно, устали, они чувствуют себя больными, а дети, которые занимаются меньше, ощущают себя здоровыми, у них выше самооценка. То же самое можно сказать и про одаренных детей, у которых самооценка обычно гораздо ниже, чем у обычно развивающихся детей. Связано это с тем, что из-за постоянных перегрузок ребенок чувствует, что не может справиться, не соответствует требованиям взрослых, позиция «ребенок должен» неправильна. Ничего он никому не должен, это мы должны дать ребенку те знания и умения, которые будут соответствовать его возрасту. Как правило, родители хотят и соответственно требуют, чтобы их ребенок был самым-самым и получал в школе одни пятерки. Но надо понимать, что все неудачи ребенка будут восприниматься им легче, если он хочет что-то узнать, а не когда он пришел в школу, чтобы получать пятерки».
Как считает Денисенкова, если сразу выбрать адекватную программу, многие недостатки будут решены. Основную задачу этой программы она видит в ее соответствии психическому развитию ребенка, а цель – научить ребенка думать, самостоятельно добывать знания, структурировать информацию, которую он получает.
«Любая программа, которая будет направлена на развитие способностей ребенка, особенно программа интеллектуального развития, должна подразумевать использование наглядных средств обучения, – утверждает Денисенкова. – Мы постоянно слышим о том, что дети должны играть. Но если увлечься игрой, наши дети, приходя в школу, будут настроены исключительно на игру, а не на получение знаний. Поэтому игровая мотивация должна быть именно мотивацией, а не подменой обучения, познавательной деятельности игровой. Необходимо создать адекватную игровую форму и менять ее в зависимости от возраста ребенка».
Наталья Сергеевна с сожалением говорила о том, что все взаимодействие со школами часто сводится к тому, что детские сады должны подготовить ребенка к школе, создать такую программу, которая бы по содержанию соответствовала школьной программе. «В результате ребенок приходит в первый класс и полгода там скучает, потому что уже получил определенные знания и умения в детсаде. Потом, когда начинаются сложные задания, он теряется, потому что не может понять, что произошло: полгода все было легко и просто, а сейчас вдруг все сложно. Преемственность должна заключаться в том, чтобы мы готовили ребенка к познавательной деятельности, а школа пришла и посмотрела, что мы делаем, каков наш ребенок, что он умеет, что он может. Подготовительные занятия в школе не решают тех задач, которые мы перед собой ставим», – сказала Денисенкова.
На «круглом столе» много говорилось о проблеме одаренных детей. В частности, этому был посвящено выступление старшего воспитателя ЦРР детского сада №1511 А. Маклыгиной. Она говорила о возможностях совершенствования образовательной программы в целях поддержки интеллектуального развития детей в условиях ДОУ. Приоритетом работы с одаренными детьми Маклыгина, как и все участники «круглого стола», считает их социальную адаптацию. По ее словам, у этих детей затруднена игровая деятельность, они не могут нормально общаться со своими сверстниками, не понимают, что лидерские качества порой мешают им. Другая проблема – сложность работы с родителями одаренных детей, которые убеждены в исключительности своего ребенка и его знаний.
Заведующая ДОУ №1602 Юго-Восточного округа И.Сокол говорила о создании условий для внедрения эффективных форм работы педагогов, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников. ДОУ №1602 – городская экспериментальная площадка по программе «Диалектика», в рамках которой разработчики создают психолого-педагогические условия формирования социально здоровой личности ребенка. Уникальность этой программы в том, что она одновременно ориентирована на удержание самоценности дошкольного возраста – развитие игры, творческой инициативности – и в то же время позволяет сформировать высокую готовность к школьному обучению.
После всех выступлений участники «круглого стола» обсудили вопрос о том, каковы должны быть показатели качества подготовки в дошкольных образовательных учреждениях. Говорилось о необходимости прежде всего определить социальный статус дошкольного образования, о том, что детские сады должны развивать способность ребенка к саморегуляции, его коммуникативную компетентность, познавательную активность, работать над его речью как основной формой проявления интеллектуального развития, заниматься его эмоциональным воспитанием.
Участники «круглого стола» не раз возвращались к наболевшей проблеме отношений со школой. Проблема в том, что сегодня школа навязывает дошкольному образованию свои стандарты. Фактически смысл дошкольного воспитания школа сводит к подготовке ребенка к школе. Все знают, что сейчас в школу не попадешь без специальных платных подготовительных курсов. То есть все то, чему ребенка учат в детском саду, считается недостаточным для поступления в школу. И с этим необходимо бороться.
Ирина ИГНАТОВА
Комментарии