search
main
0

Интеллект-карты

Технология MindMap как эффективный способ запоминания информации

Каждый день человек сталкивается с большим потоком информации. На сегодняшний день ее источники окружают нас повсюду. Перед обществом стоит непростая задача – получить информацию, расставить приоритеты при отборе нужной и полезной, наконец, запомнить то, что необходимо. Особенно сложно ориентироваться детям, которые блуждают в информационном хаосе. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия: визуальная, звуковая, тактильная, вкусовая, обонятельная. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%. Способы восприятия информации во многом определяют форму обучения, которая будет максимально эффективной.
Я расскажу о современной педагогической технологии MindMap (карта памяти, интеллектуальная карта), которая, как показывает практика, идеально подходит для визуалов и оптимальна для детей с другими способами восприятия информации. Это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Основой данного метода является ассоциативное мышление. Наш мозг гораздо лучше запоминает графические представления, чем просто сплошной текст. Схемы генерируют в мозгу образы, ассоциации, создают там картинку, а их запомнить легче всего. Принцип построения любой интеллект-карты – центральный объект и радиально расходящиеся от него логические ассоциативные связи. Помимо этого существует ряд программ для создания таких схем. Карта памяти позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга. Карты памяти можно использовать при обучении, планировании и в организационной деятельности. Они позволяют генерировать оригинальные идеи и облегчают процесс воспоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования. Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. Большинство людей для хранения информации, создавая образы, воспроизводят их в памяти в виде картинки по центру и часто в цвете. Именно так информация хранится в мозге. Создание карты памяти построено на этом принципе, конспект начинается в центре и ведется с помощью знаков, символов, рисунков разным цветом и шрифтом. Изначально карты памяти имеют древовидную структуру, то есть «от ствола к листьям». Но в современной педагогике данная технология заметно преображается и, набирая популярность благодаря своей эффективности, позволяет каждому учителю и его ученикам в творческом процессе создавать свои собственные интеллект-карты, такие, которые будут удобны и понятны именно им.
Метод интеллект-карт позволяет:
1. Запоминать информацию быстро и надолго.
2. Формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности.
3. Ориентироваться в изучаемом материале без затруднений.
4. Формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.).
5. Устанавливать взаимосвязи.
6. Улучшать все виды памяти учащихся (крат­ковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.).
7. Оценивать информацию с разных точек зрения и фиксировать ключевые моменты.
8. Ускорять процесс обучения.
Все эти преимущества делают данную технологию популярной и востребованной как среди педагогов, так и среди обучающихся. К тому же большим плюсом является широкий круг способов применения MindMaps.
Например, на уроках английского языка я активно использую данный метод для запоминания лексических единиц. В центре схемы всегда тема урока, ядро, от которого расходятся слова данной тематической группы. Школьникам младшего возраста, как правило, я предлагаю созданные мною карты слов, которые им предлагается лишь проиллюстрировать. Таким образом, дети получают упорядоченную лексику, которую воспринимают через собственные ассоциации и только потом запоминают. Ученики постарше заполняют созданные мною схемы, расставляют слова в удобной для них последовательности. То есть формат задан учителем, а содержание создают ученики. Каждая карта получается индивидуальной, а значит, удобной для каждого ученика. Наконец, старшеклассники уже самостоятельно создают MindMap, в любой форме систематизируют изучаемую лексику. Это позволяет не только хорошо запоминать иноязычные слова, но и способствует развитию умения отбирать, анализировать, систематизировать информацию, а также позволяет раскрыть творческий потенциал и осуществлять индивидуальный подход.
Не менее эффективна данная технология при изучении грамматики английского языка. Как известно, английский – это аналитический язык, поэтому большую роль в нем играет синтаксис. Порядок слов в предложении строго фиксированный, зачастую речь идет о целых речевых конструкциях. Схемы в данном случае как нельзя наглядно демонстрируют все грамматические правила. Мои ученики с самого раннего возраста составляют интеллектуальные карты, которые позволяют правильно строить англоязычные предложения. Имея перед собой схему и обладая определенным словарным запасом, ученик без затруднений может выражать свои мысли на иностранном языке.
Часто технологию MindMaps я использую не только для подачи нового материала, но и во время контроля, включая в самостоятельную работу заполнение схемы по изученному материалу, но уже без опоры на учебник или какой-либо другой источник кроме собственных знаний.
Очевидно, что помимо быстрого запоминания интеллект-карты способствуют систематизации знаний, поэтому уместно использование этой технологии на обобщающих уроках. Предлагаю своим ученикам составить большую схему, включающую в себя абсолютно весь материал по теме. Мне как учителю становится понятно, что обучающиеся выделяют больше всего, а значит, лучше запомнили, а где есть пробелы. А для учеников такое творческое задание служит еще и мозговым штурмом, активизирует полученные знания.
Схемы можно пополнять и расширять по мере овладения новыми знаниями, то есть ученик получает продукт, которым всегда может воспользоваться для интеллектуального совершенствования.
Недооценить преимущества и эффективность технологии MindMaps просто невозможно. В создании интеллект-карт задействуются воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти – зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет эффективнее запоминать. MindMaps можно без труда применять на любом уроке каждой учебной дисциплины вне зависимости от возраста обучающихся и получать высокие результаты.

​Евгения ЗМЕУ,  учитель английского языка экономического лицея №14, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте