Урок основан на технологии интегрированного обучения, которая дает более глубокое погружение в проблематику. Она оживляет интерес к предметам, интегрированным с математикой, развивает коммуникативные умения и навыки учеников: дети устанавливают эмоциональный контакт друг с другом, учатся работать в команде, слушать и слышать товарища. Урок предполагает переключение внимания, смену форм видов деятельности, в том числе релаксацию. И все это – на примерах заданий из ОГЭ. Таким образом у детей снимаются напряженность и тревога перед предстоящими экзаменами.
Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».
Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.
Цели урока:
Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам «Решение задач», «Языковой анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнения заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.
Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.
Форма организации урока: урок-практикум.
Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал
Обозначение в конспекте урока: М– слова учителя математики, Р – слова учителя русского языка
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Р.: Урок русского языка и урок математики… «Что их может объединять?» … Перед началом урока у нас возник спор:
М.: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?
Р.: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное! Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
Р.: ОГЭ по русскому важней намного
Даст он им путевку в институт
15.3, союзы, подчиненья скоро
Придется вам, ребята проходить.
М.: И математика – экзамен важный:
3 модуля решать им предстоит
Системы, уравнения, графики
Порог ОГЭ помогут преступить
Р.: Мои друг, не надо ссор
Не разрешить нам этот спор
М.: Решение всего одно
И лишь в гармонии оно.
Р.: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наверное, вы ждёте, когда же из нас кто-нибудь начнёт урок математики или русского языка. Верно? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Конечно, это будет не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам. А мы решили попробовать, что же из этого получится.
М.: А вы как думаете, что из этого получится? Я предлагаю вам поделиться своими ожиданиями об этом уроке, ответьте нам на вопрос «Что вы ожидаете от урока?». Сформулируйте ответ одним словом, попробуйте.
II. Подведение к теме урока
Р.: На своих уроках мы редко говорим о других науках. А в жизни – наоборот, нам часто приходится решать вопросы разных областей знаний. Для того чтобы решить математическую задачу, нам нужны не только математические знания, но и определённая языковая культура, хорошее владение языком. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические задачи с позиции русского языка.
М.: Действительно, на уроках математики мы решаем уравнения, неравенства, текстовые задачи и т.д. Порой, не обращаем внимание на лексические значения слов, что затрудняет понимание условия задач. А ведь даже запятая или слово, поставленное в другом месте, меняет условие.
Чем лучше человек умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому тема нашего урока «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».
А эпиграфом нашего урока будут слова «Без слов и грамматики не учат математике».
Р.: Ребята, давайте запишем число и тему урока в ваши рабочие листы.
М.: Ребята, внимательно посмотрите на тему и попытайтесь сформулировать цель урока. (Разберем текст по заданиям ОГЭ на примере математических задач. Потренируемся в решении отдельных заданий.)
III. Словарная работа.
Р.: Начнем мы нашу работу со словарного диктанта.
Вставьте пропущенные буквы
К..сательная к окружности, равн..бедре..ый треугольник, арифметическая прогре..ия, диагональ пара..елогра..а, выехали одновреме..о, координатная пр..мая, хорда ..кружности, пр..моугольный треугольник.
Проверяет вашу работу сосед справа, а затем вы поставите себе баллы за задание в Листе самооценки по 5-балльной системе.
Распределительный диктант.
В данных словосочетаниях определите способ связи, указав определенную цифру. (слайд 1 -, 2 -, 3 -). Прежде чем мы приступим к выполнению этого задания, давайте вспомним способы связи. Какие способы вы знаете? (согласование – способ связи при котором при изменении формы главного слова изменяется и зависимое; управление – способ связи при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже; примыкание – способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу). Обменяйтесь тетрадями, проверьте (взаимопроверка). Поднимите руки те, кто сделал все правильно. Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.
Какое задание мы повторили в рамках подготовки к ОГЭ (7)
IV. Работа с терминами.
М.: Ребята, вы, наверное, сразу догадались, что все эти слова относятся к математике. Давайте вспомним определения всех этих понятий.
Задание: Установите соответствие
А. Касательная к окружности | 1. Прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку. |
Б. Равнобедренный треугольник | 2. Последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом. |
В. Арифметическая прогрессия | 3. Отрезок, соединяющий две точки окружности |
Г. Диагональ параллелограмма | 4. Треугольник, в котором один угол прямой |
Д. Координатная прямая | 5. Это треугольник, у которого две стороны равны |
Е. Хорда окружности | 6. Прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением. |
Ж. Прямоугольный треугольник | 7. Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной стороне |
Правильный ответ
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
1 | 5 | 2 | 7 | 6 | 3 | 4 |
Проверьте по слайду правильно ли вы сделали, передайте работу соседу слева. Поднимите руку, кто сделал верно.
Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.
V. Работа с синтаксическими конструкциями.
Р.: Ребята, вы сейчас вспоминали математические определения слов. А если рассмотреть эти определения с точки зрения русского языка. Внимательно просмотрите определения и скажите, чем осложнены данные предложения? (Простые предложения осложнены обособленными определениями и обстоятельствами.) Задание 9.
Выполнив это задание, мы повторили синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ.
М.: Давайте отдельно остановимся на прямоугольном треугольнике.
Расскажи все, что знаете о прямоугольном треугольнике. В каких заданиях ОГЭ могут пригодиться эти знания? (задания по геометрии )
Без знаний теории мы не можем решать задачи, и следующее задание:
Какое из следующих утверждений верно?
- Гипотенуза прямоугольного треугольника меньше его катета (нет)
- Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от всех его вершин (да)
- Если квадрат большей стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный (нет)
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90° (да)
- Треугольник АВС, у которого АВ = 12, ВС = 5, АС = 13, является прямоугольным (да)
Проверьте и поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.
Обоснуйте выбор пункта №2
Радиус описанной около прямоугольного треугольника окружности равен длине медианы, проведенной к гипотенузе.
В заданиях ОГЭ не только геометрические задания, но и задания из алгебры. Я сейчас мы предлагаем вам решить текстовую задачу, применив знания не только из области математики, но и русского языка.
VI. Языковой анализ текста.
Р.: Поработаем с текстом математической задачи.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Из А в В по течению реки отправился деревянный плот. (2) А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. (3) К этому времени плот удалился от А на расстояние 24 км. (4) Пристань А расположена в 120 км. от пристани В. (5) Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6) Ответ дайте в км/ч.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет? (5)
Ответ:____________________
- Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»? (2) Ответ:____________________
- Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ: расположена
- Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: плот из дерева
- Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: отправилась яхта, повернула и возвратилась
- Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите нмер этого предложения.
Ответ: 2
- Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 2
- Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 5
Р.: Проверим. Какие задания повторили?
М.:. Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. Для того, чтобы решить задачу необходимо:
понять смысл происходящего;
установить связь между объектами;
выбрать из текста задачи дополнительную информацию.
Прочитайте условие задачи и заполните таблицу известными данными.
Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
S (км) | v (км/ч) | t (ч) | |
Плот | |||
Яхта (по течению) | |||
Яхта (против течения) |
У доски _________________
Вспомогательный материал:
– Составьте и решите уравнение.
– Запишите ответ.
М.: Чтобы правильно решить такую текстовую задачу, нужно внимательно ее прочитать и понять смысл, чтобы не сделать ошибок.
VII. самостоятельная работа с взаимопроверкой. (5 вариантов)
Р.: Сейчас решим 2-. задачу самостоятельно, выполнив задания по русскому языку и математике по вариантам.
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
- вариант
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B ра…тояние между которыми 224 км. 2) Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч. 3) По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В. 4) Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.
- Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующей согласной.
Ответ:
- Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
- Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: - Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
Решите задачу
- Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B ра…тояние между которыми 224 км. Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В. Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Вело А В | х | 224 | |
Вело В А | 224 |
Решение:
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
2 вариант
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Пристани А и В ра…положе(нн,н)ы на озере ра(сс,с)тояние между ними 390 км. 2) Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из А в В. 3) На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 3 км/ч больше прежней сделав по пути остановку на 9 часов. 4) В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из А в В. 5) Найдите скор…сть баржи на пути из А в В. 6) Ответ дайте в км/ч. - Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
Ответ: - Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: - Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Ответ: - Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
Решите задачу
Пристани А и В ра…положе(нн,н)ы на озере ра(сс,с)тояние между ними 390 км. Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из А в В. На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 3 км/ч больше прежней сделав по пути остановку на 9 часов. В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из А в В. Найдите скор…сть баржи на пути из А в В. Ответ дайте в км/ч.
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Из А в В | х | 390 | |
Из В в А | 390 |
Решение:
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
3 вариант
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Пристани A и B ра…положе(нн,н)ы на озере ра(сс,с)тояние между ними 288 км. 2) Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из A в B. 3) На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 7 км/ч больше прежней сделав по пути остановку на 14 часов. 4) В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из A в B. 5) Найдите скор…сть баржи на пути из A в B. 6) Ответ дайте в км/ч. - Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от последующей согласной.
Ответ: - Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: - Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: - Среди предложений 1-6 найдите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены). Запишите его номер.
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
Решите задачу
Пристани A и B ра…положе(нн,н)ы на озере ра(сс,с)тояние между ними 288 км. Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из A в B. На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 7 км/ч больше прежней сделав по пути остановку на 14 часов. В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из A в B. Найдите скор…сть баржи на пути из A в B. Ответ дайте в км/ч.
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Из А в В | х | 288 | |
Из В в А | 288 |
Решение:
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
4 вариант
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Ра(сс,с)тояние между пристанями A и B равно 165 км. 2) Из A в B по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот а через 1 час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт B тотчас повернула обратно и возвратилась в A. 3) К этому врем…ни плот прош…л 92 км. 4) Найдите скор…сть яхты в (не) подвижной воде если скор…сть течения реки равна 4 км/ч. 5) Ответ дайте в км/ч. - Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
Ответ: - Замените словосочетание «деревя(нн,н)ый плот» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: - Укажите количество грамматических основ в предложении № 2. Ответ запишите цифрой
Ответ: - Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
6. Решите задачу
Ра(сс,с)тояние между пристанями A и B равно 165 км. Из A в B по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот а через 1 час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт B тотчас повернула обратно и возвратилась в A. К этому врем…ни плот прош…л 92 км. Найдите скор…сть яхты в (не) подвижной воде если скор…сть течения реки равна 4 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Плот | |||
Яхта (по течению) | |||
Яхта (против течения) |
Решение: v теч= (км/ч); v соб= (км/ч); v по теч= (км/ч); v пр теч= (км/ч)
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
5 вариант
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Ра(сс,с)тояние между пристанями А и В равно 120 км. 2) Из А в В по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот а через час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт В тотчас повернула в обратный путь и возвратилась в А. 3) К этому врем…ни плот прош…л 52 км. 4) Найдите скор…сть яхты в (не)подвижной воде если скор…сть течения реки равна 2 км/ч. 5) Ответ дайте в км/ч. - Из предложений №1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
Ответ: - Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 2 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: - Из предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение. Выпишите его номер.
Ответ: - Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Выпишите его номер.
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
6. Решите задачу
Ра(сс,с)тояние между пристанями А и В равно 120 км. Из А в В по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот а через час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт В тотчас повернула в обратный путь и возвратилась в А. К этому врем…ни плот прош…л 52 км. Найдите скор…сть яхты в (не)подвижной воде если скор…сть течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Плот | |||
Яхта (по течению) | |||
Яхта (против течения) |
Решение: v теч= (км/ч); v соб= (км/ч); v по теч= (км/ч); v пр теч= (км/ч)
Ответ:
Действия | Отметка о выполнении |
Верно выполнено задание 1 | |
Верно выполнено задание 2 | |
Верно выполнено задание 3 | |
Верно выполнено задание 4 | |
Верно выполнено задание 5 |
Ответы: 1 вариант
- Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город B, расстояние между которыми 224 км. Отдохнув, он отправился обратно из А, увеличив скорость на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа, в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько из А в В. Найдите скорость велосипедиста из А в В.
- сделал
- путь обратно
- он отправился
- 2
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Вело А В | х | 224/х Б | 224 |
Вело В А | х+2 | 224/(х+2) М | 224 |
Решение: Р = 2 часа
224/х – 224/(х+2) = 2 умножим на х(х+2); после преобразований получаем уравнение
х2+2х-224=0; корни х1=14; х2= -16 –не удовлетворяет условию задачи х>0
Ответ: 14 км/ч
Вариант 2
Ответы
- Пристани А и В расположены на озере, расстояние между ними 390 км. Баржа отправилась с постоянной скоростью из А в В. На следующий день после прибытия она отправилась обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней, сделав по пути остановку на 9 часов. В результате она затратила на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость баржи на пути из А в В. Ответ дайте в км/ч.
- Прибытия
- Путь обратно
- Дайте
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
из А в В | х | 390/х Б | 390 |
из В в А | х+3 | 390/(х+3) М | 390 |
Решение: Р = 9 часов
390/х – 390/(х+3) = 9 умножим на х(х+3); после преобразований получаем уравнение
х2+3х-130=0; корни х1=10; х2= -13 –не удовлетворяет условию задачи х>0
Ответ: 10 км/ч
Вариант 3
Ответы
- Пристани A и B расположены на озере, расстояние между ними 288 км. Баржа отправилась с постоянной скоростью из A в B. На следующий день после прибытия она отправилась обратно со скоростью на 7 км/ч больше прежней, сделав по пути остановку на 14 часов. В результате она затратила на обратный путь столько же времени, сколько на путь из A в B. Найдите скорость баржи на пути из A в B. Ответ дайте в км/ч.
- Расположены, расстояние
- Путь обратно
- Найдите
- 1
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
из А в В | х | 288/х Б | 288 |
из В в А | х+7 | 288/(х+7) М | 288 |
Решение: Р = 14 часов
288/х – 288/(х+7) = 14 умножим на х(х+7); после преобразований получаем уравнение
х2+7х-144=0; корни х1=9; х2= -16 –не удовлетворяет условию задачи х>0
Ответ: 9 км/ч
Вариант 4
Ответы:
- Расстояние между пристанями A и B равно 165 км. Из A в B по течению реки отправился деревянный плот, а через 1 час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт B, тотчас повернула обратно и возвратилась в A. К этому времени плот прошёл 92 км. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
- Прибыв
- Плот из дерева
- 3
- 2
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Плот | 4 | 23 | 92 |
Яхта (по течению) | Х+4 | 165/(х+4) | 165 |
Яхта (против течения) | Х-4 | 165/(х-4) | 165 |
Решение: vтеч = 4 (км/ч); vсоб = х (км/ч); vпо теч = х+4 (км/ч); vпр теч = х-4 (км/ч)
Время в пути яхты 23-1=22 часа
165/(х+4) + 165/(х-4) = 22 умножим на (х+4)(х-4); после преобразований получаем уравнение
х2-15х-16=0; корни х1=16; х2= -1 – не удовлетворяет условию задачи х>0
Ответ: 16 км/ч
Вариант 5
Ответы:
- Расстояние между пристанями Аи В равно 120 км. Из А в В по течению реки отправился деревянный плот, а через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула в обратный путь и возвратилась в А. К этому времени плот прошёл 52 км. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
- деревянный
- путь обратно
- 4
- 2
6.
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Плот | 2 | 26 | 52 |
Яхта (по течению) | х+2 | 120/(х+2) | 120 |
Яхта (против течения) | х-2 | 120/(х-2) | 120 |
Решение: vтеч = 2 (км/ч); vсоб = х (км/ч); vпо теч = х+2 (км/ч); vпр теч= х-2 (км/ч)
Время в пути яхты 26 – 1 = 25 часов
х+2120/(х+2) + 120/(х-2) = 25 умножим на (х+2)(х-2); после преобразований получаем уравнение
х2-48х-20=0; корни х1=10; х2= -0,4 –не удовлетворяет условию задачи х>0
Ответ: 10 км/ч
М.: Давайте проверим правильность выполнения заданий для этого поменяемся группами , найдите свой вариант и сверьте его с ответвим. Оцените работу своего одноклассника.
Возвращайтесь на свои места и поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе по русскому языку и математике.
Р.: Итак, ребята, сегодня мы с вами увидели, что такие, казалось бы, разные предметы как русский язык и математика, имеют точки соприкосновения….
VIII. Подведение итогов урока.
М.: Давайте подведем итог урока. Ребята, обобщите, что мы повторили на нашем уроке? (Продолжили подготовку к ОГЭ, повторили задания ОГЭ)
Подтвердились ли ваши ожидания? – напишите на стикерах о своих эмоциях, о своем отношении, настроении к сегодняшнему уроку. Хотите поставьте оценку сегодняшнему уроку, числом – это будет дань математике. Или словами – дань русскому языку. Приклейте на стенд.
IX. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».
Или
Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:
(S/12+S/16+S/24):(12+16+24).
Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист учащегося 9 «__» класса _____________________________
Тема урока_________________________________________________________
__________________________________________________________________
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Терминологический и цифровой диктант.
Вставьте пропущенные буквы и объясните | Способ связи | Шифр | |
К…сательная к окружности, | |||
равн…бедре…ый треугольник, | |||
арифметическая прогре…ия, | |||
диагональ пара…елогра…а, | |||
выехали одновреме…о, | |||
координатная пр..мая, | |||
хорда … кружности, | |||
пр…моугольный треугольник |
Шифр: 1 – согласование; 2 – управление; 3 – примыкание.
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Установите соответствие
А. Касательная к окружности | 1. прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку. |
Б. Равнобедренный треугольник | 2. последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом. |
В. Арифметическая прогрессия | 3. отрезок, соединяющий две точки окружности |
Г. Диагональ параллелограмма | 4. треугольник, в котором один угол прямой |
Д. Координатная прямая | 5. это треугольник, у которого две стороны равны |
Е. Хорда окружности | 6. прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением. |
Ж. Прямоугольный треугольник | 7.отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной стороне. |
Ответ запишите в таблицу
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
- этап работы (не забудь себя оценить!)
Какое из следующих утверждений верно?
- Гипотенуза прямоугольного треугольника меньше его катета
- Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от всех его вершин
- Если квадрат большей стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°
- Треугольник АВС, у которого АВ = 12, ВС = 5, АС = 13, является прямоугольным
Ответ:
- этап работы (не оценивается)
Анализ текста
(1)Из А в В по течению реки отправился плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. (3)К этому времени плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км. от пристани В. (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет?
Ответ:____________________
- Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?
Ответ:____________________
- Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ:
- Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
- Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ:
- Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
- Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Ответ:
- Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Решение текстовой задачи
Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
v (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Плот | |||
Яхта (по течению) | |||
Яхта (против течения) |
Вспомогательный материал:
Х (км/ч)- ___________________________(км/ч)- скорость течения реки
240² = 57600
√59536 = 244
Ответ:
Комментарии