Образовательные цели: решение типовых задач на проценты в нестандартных ситуациях; составление задач на проценты, используя данные из окружающего мира; проведение несложных исследований по столбчатым диаграммам; формирование у обучающихся представления о роли леса в жизни человека и природы; знакомство с экологическими проблемами леса. Развивающие цели: развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения. Воспитательные цели: воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения, экологической культуры, привитие интереса к деятельности по улучшению окружающей среды.
Подготовка к мероприятию: Мероприятие готовят учителя и группа учащихся (5-11 классы), состав которой определяется в зависимости от индивидуальных качеств учащихся (общительность, активность, творческое мышление, любознательность и т.д.).
Эта группа составляет сценарий мероприятия, подбирает задания под руководством учителей, изучает литературу по проблеме деловой игры, готовит диаграммы, необходимые для работы. Задания должны быть разноуровневыми: 1,2,3 уровни. Диаграммы используются лишь в случае, когда остальные ученики не могут выполнить задание на их построение.
Мероприятие – «Производственное совещание» – проводится в «Лесхозе», в который пришли «врачи», изучающие экологическую обстановку в районе. На производственном совещании присутствуют: «инженеры» по лесопользованию, по охране леса, по лесокультурам, «механизаторы», формируется группа экспертов из старшеклассников по проверке задач, «плановый отдел» и «дизайнеры» в ходе мероприятия составляю памятку по охране леса, остальные учащиеся разбиваются учителем на группы «Лесничества» (в соответствии с уровнем учебной деятельности).
В центре зала столы для работников лесхоза и врачей, по усмотрению расставляются столы для сформированных группы учащихся. В начале мероприятия сообщается тема, каждой группе дается организационное задание: назвать своё лесничество (например, Новобарятинское, Муравьинское, Казадаевское) и выбрать лидера.
Оборудование: карточки с заданиями, диаграммы, листы альбомной бумаги для выполнения заданий, мультимедийный проектор, плакаты: «Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство», «Срубить дерево – 5 минут, вырастить – 100 лет», эпиграф.
Ход мероприятия:
Эпиграф:
«Любите родную природу: Озёра, леса и моря, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей».
1. Вводное слово учителя биологии:
Добрый день! Сегодня у нас необычное мероприятие: деловая игра «Производственное совещание». А эпиграф к нашему мероприятию звучит так (зачитывает эпиграф, слайды № 1, 2). Нет ничего краше и привлекательней нашей природы, а леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Именно в них с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.
Процветание леса во многом зависит от экологии. Поэтому на сегодняшнем производственном совещании мы должны выяснить экологическую обстановку в нашем районе и внести ваши предложения по улучшению охраны леса и возобновлению его ресурсов. (Слайд №3).
Учитель математики: А так же решить возникшие в практике задачи, используя изученный материал по теме «Проценты». Все предложения по улучшению окружающей среды и природоохранной деятельности мы сформулируем в виде памятки: «Как сберечь лес»
2. Производственное совещание.
Слово предоставляется директору «Местного лесхоза»
Директор: Начнем наше производственное совещание, здесь мы собрались для того, чтобы выслушать наших гостей-врачей и попытаться помочь им в решении их проблем.
Врач-эколог: Вашему вниманию предлагаю несколько слайдов, наглядно иллюстрирующих экологическое положение нашего района. (Слайд № 4-9)
Врач-терапевт: Рассмотрим экологическое положение в Стерлитамакском районе с медицинских позиций.
Представителям лесничеств раздаются карточки с заданиями, задания выполняются всей группой.
Задача №1
Новобарятинское лесничество (I уровень):
Средняя продолжительность жизни жителей Стерлитамакского района составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? Ответ: на 5,12 года
Муравьинское лесничество (II уровень):
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города Стерлитамака со всех производственных объектов в 1997 г. составили 8065 тыс. тонн. Причем после очистки в специальных очистных сооружениях выбросы составили 18,4%. Сколько тонн загрязняющих веществ выброшено в атмосферу без очистки? Ответ: 6581,04 тыс. тонн
Казадаевское лесничество (III уровень):
Численность населения Стерлитамакского района в 2002 г. составила 264400 человек, из них переболело заболеваниями органов дыхания 34,9 %, а в 2010 году переболело 43,3%, численность населения 273500 человек. Сколько человек переболело: а) в 2002 г. б) в 2010. Изобразить наглядно полученные значения в виде столбчатой диаграммы, в) на сколько процентов увеличилось заболевание органов дыхания в 2010 году. Ответ : а) 92276 человек, б) 118426 человек, в) на 8,4% (Ответ 3 группы проверяется с помощью диаграммы презентации, 1,2 группу проверяют старшеклассники-эксперты) (слайд № 10).
Врач-терапевт: Как видим из диаграммы, результаты неутешительные. Экологическая обстановка ухудшается, а это ведет к увеличению заболеваний органов дыхания, онкологических больных.
Врач-эколог: Частично исправить эту ситуацию поможет лес. Лес – это легкие Земли. (Слайд №11-17).
В Башкортостане лесные ресурсы значительны. Общая площадь земель лесного фонда нашей республики составляет 6,3 млн. га. Леса занимают около 9,% территории края.
Учитель биологии и химии: Но, к сожалению, красоту леса порой губит человеческая беспечность…
Выгорание лесов. (Слайд № 18-30) Во время показа слайдов ученик читает стихотворение под музыку:
Лесной пожар, гонимый ветром жалит, Уничтожая все живое на пути, И звери в диком шоке убегаю , На шкуру получая волдыри. Кто не успел уйти от возгоранья, Тот погибает в пепельном дыму, Душой своею в небо улетая, Останки превращаются в золу… И все бегут, поджав хвосты и гривы, Бегут, несутся звери напролом, Не нападают никому на спины, Друг друга не грызут, таков закон!
В рассвете дня поближе к водопою, Чтоб охладить горящий пыл огня И окунуться в воду с головою: Спасенье ради жизни – не за зря!
Автор стихотворения: http://tank3x.rc-mir.com/
Инженер по охране леса: предлагаю выполнить задания, связанные с экологическими проблемами.
Задача № 2
Новобарятинское лесничество: В 2009 году на тушение пожаров было затрачено 99224 р., в 2011 – 74418 р. На сколько процентов уменьшились затраты денег? Ответ: на 25 %.
Муравьинское лесничество: В 2005 году от пожаров погибло 1,5 га леса, в 2006 году в 2 раза больше. В 2007 году в 9 раз больше. На сколько процентов увеличилась площадь леса, погибшего от пожаров? Изобразите в виде столбчатой диаграммы величину площади леса, погибшего от пожаров за 3 года. Ответ: 1700 %.
Казадаевское лесничество: Один га леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхают 232 человека. Сколько процентов это составляет от общего числа людей, проживающих в г. Стерлитамаке. Численность населения г. Стерлитамак 273500 человек в 2010 году. Сколько га леса, должно находиться в пределах района, чтобы в чистоте содержать г.Стерлитамак? Ответ: 0,08% составляет 232 человека, в пределах нашего района должно находиться 1179 га.
Инженер по охране леса: Обсудим результаты. (Слайд № 31). Как видим из диаграмм, очень много денег тратится на тушение пожаров, а ведь почти все пожары происходят по вине людей. Вы подсчитали, сколько га леса нужно для того, чтобы содержать в чистоте воздух?
Инженер по лесопользованию: Одной из важнейших причин гибели леса является его вырубка, в большинстве случаев – незаконная. Рассмотрим данные по этой проблеме.
Задача № 3
Задание трем лесничествам:
В 1996 г. было вырублено 320 га, в 1997 г. 300 га, в 2010 – 240 га. Сравните площади вырубок. Округлите результаты до целых, изобразите полученные данные в виде столбчатой диаграммы. Ответ: Площади вырубок уменьшились в 1997 г. на 6%, в 2010 на 25%. (Слайд № 32)
Инженер по лесопользованию: Как мы видим из диаграммы, происходит уменьшение незаконных вырубок. А также нами исследовано, что общая часть вырубок занимает небольшой процент от общей площади лесного фонда нашего района. Значит наша работа состоит в продолжении надзора за незаконной вырубкой, а большую часть штрафов можно было бы отдать на улучшение экологической обстановки в городе.
Учитель биологии: Как уберечь лес? Что вы делаете для поддержания нормальной экологической обстановки и что бы вы хотели сделать?
Ответы детей.
Инженер по охране леса: Я предлагаю организовать специальные места отдыха и посадку леса в черте города.
Директор: Мы проводим немало работ по улучшению экологического положения в районе. Об этом расскажут представители нашего лесхоза.
Выступление представителей лесхозов: Восстановление лесов (Слайд № 33-34)
Выступление инженера по лесокультурам: Наша работа состоит в восполнении лесного фонда.
Задача № 4
Задача всем лесничествам: В 2007 г. было посажено саженцев – 250 га, а в 2008 и в 2009г. площадь составила 72% от площади 2007 г. Изобразить наглядно изменение площади посадки саженцев за 3 года. Ответ: 2008,2009 – 180 га.
Инженер по лесокультурам: (слайд № 35) Итак, как мы видим, саженцев высаживается меньше, чем вырубается деревьев. А почва из-за выброса неочищенных сточных вод с каждым годом ухудшается. Наше предложение – организовать посадку хвойного леса в городе. И просьба к КОС улучшить очищение сточных вод.
Директор: Какие предложение по улучшению экологической обстановки могут внести механизаторы?
Механизатор: Предлагаю оценить обстановку с нашими данными по Стерлитамаку и выяснить, что можно сделать совместными усилиями.
Задача № 5
Сколько тонн отходов от автотранспорта было выброшено в 2011 году в атмосферу г.Стерлитамака, если угарный газ составил 10300 тонн, оксид азота – 13%, от величины угарного газа, оксиды серы, составили 3,5% от величины угарного газа? Ответ: 11999,5 тонн.
Механизатор: Как показывают результаты, большое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу автотранспортом. Предлагаю конструкторам подумать над снижением выбросов от автотранспортных средств.
Директор: Мы выслушали мнения наших специалистов, сделали необходимые подсчеты и выводы об экологической обстановке в г. Стерлитамаке и Стерлитамакском районе. Все предложения по улучшению окружающей среды и природоохранной деятельности в процессе нашего совещания поступали в плановый отдел, который вместе с дизайнерами разработали памятку жителям, администрации района и города, администрации промышленных объектов по улучшению экологической обстановки и охране леса.
Эксперты зачитывают основные пункты и раздают памятки.
Директор: Спасибо за работу, производственное совещание объявляется закрытым!
Литература:
1. Башкортостан: Краткая энциклопедия /Гл. ред. Р.З. Шакуров. Уфа: Науч. изд-во \”Башкирская энциклопедия\”, 1996. 672 с.
2. http://tank3x.rc-mir.com
Светлана Лебедева, учитель математики,
Татьяна Лебедева, учитель биологии и химии средней школы села Новое Барятино Стерлитамакского района Республики Башкортостан, участники XV Всероссийского конкурса методических разработок \”Сто друзей\”
В прикрепленных файлах: презентация, памятка.
Комментарии