Проблеме ориентации учащихся на профессию учителя посвящено немало диссертационных исследований. Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, недостаточно исследован аспект, касающийся управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии на начальном (допрофессиональном) этапе.
До сих пор никто не рассматривал в комплексе факторы, влияющие на выбор сельских детей. Не определен состав и условия системного воздействия управленческих мер на решение школьников о будущей профессии на региональном, муниципальном, учрежденческом уровнях.
Таким образом, наблюдается разрыв между слабым научно-методическим обоснованием проблемы и потребностями современной школы. Отсюда возникают противоречия:
– между существующей системой профориентации в сельской школе и требованиями рынка труда к личности педагога;
– между высоким уровнем требований к абитуриентам, поступающим в педагогические учебные заведения, и недостаточным уровнем их образовательной и допрофессиональной педагогической подготовки в сельских школах;
– между педагогическими запросами системы общего образования и неготовностью современных педагогов адекватно отреагировать на них.
Опираясь на исследование Ю.А. Конаржевского, мы попытались построить модель управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии.
Н.В.Кузьмина под моделью понимает искусственный механизм, созданный для изучения явления, исследование которого затруднено или вовсе невозможно. Соглашаясь с таким определением, мы создали нашу модель, выделив из реально существующей практики такие виды организационно-педагогической деятельности, которые обеспечивают сельским школьникам осознанный выбор педагогической профессии, а также их структурные компоненты, связи между ними и основные направления (функции) деятельности. По задачам данная модель является прогностической, по степени точности – достоверно-приближенной.
Эту модель можно использовать в качестве средства для получения новых данных о процессе организационно-педагогической деятельности, направленной на помощь сельским детям в выборе профессии учителя. Реализация разработанной нами модели в образовательных учреждениях позволит повысить эффективность управленческой деятельности в области профориентации, придаст ей системно-организационный характер.
Комментарии
к компонентам модели
Целеполагание
Цели общества – забота о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержке и развитии природных дарований, использование специальных мер содействия профессиональному самоопределению и выбору оптимального вида занятности с учетом потребностей и возможностей человека, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Данные цели сформулированы в «Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (постановление Министерства труда и социального развития №1 от 27 сентября 1996 года): «Профессиональная ориентация осуществляется в целях: обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния».
Цели образовательных учреждений – воспроизводство педагогических кадров для обеспечения эффективности функционирования образовательного учреждения.
Цели школьников – реализация объективно существующей потребности в своем профессиональном, в том числе профессионально-педагогическом, самоопределении.
Выделенные цели должны быть соотносимы между собой: с одной стороны, должно создаваться положительное отношение к труду педагога, а с другой – школьникам должно быть оказано содействие в выборе педагогической профессии.
Личностно-ориентированный компонент
Потребности школьника в профессиональном самоопределении – осознание необходимости выбора профессии, наличие способности (неспособности) к успешному освоению профессии, профессиональный интерес к определенному виду педагогической деятельности, осознание мотива выбора этой профессии.
Способность к педагогической деятельности: познавательная активность, готовность к передаче знаний другим, коммуникативно-организаторские способности, стремление помочь окружающим и младшим школьникам.
Интерес к педагогической деятельности: желание получить дополнительную информацию о педагогической деятельности и ее представителях, стремление к активной деятельности в данной сфере, готовность общаться с педагогами, узнавать у них о характере учительского труда.
Выбор педагогической профессии: осознание необходимости выбора данной профессии на основе выявленного интереса и способностей, получение максимально возможного объема информации о содержании, характере и условиях педагогического труда, перспектив профессионального роста, конкретизация, предварительная проба сил и принятие решения о выборе вида профессионально-педагогической деятельности, личный профессиональный план, его реализация.
Компонент управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии
Выявление потребностей в профессиональном самоопределении – знакомство с миром педагогики; выявление способности и интереса к педагогической деятельности; знакомство с положительным и отрицательным опытом профессионального педагогического самоопределения; формирование моральных и материальных мотивов профессионального педагогического самоопределения.
Содействие в выявлении и развитии способностей к профессии педагога – диагностика по следующим критериям: способность к усвоению знаний, готовность к передаче знаний другим, коммуникативно-организаторские способности; привлечение к педагогической деятельности; формирование положительного отношения к работе педагога; развитие профессионально значимых качеств педагога.
Содействие в развитие интереса к профессии педагога – диагностика интереса к учительскому труду, информирование о предмете профессионального интереса, создание условий для общения с педагогическими работниками.
Содействие в выборе профессии педагога конкретного вида профессионально-педагогической деятельности – консультирование, помощь в разработке личного профессионального плана, где указаны пути получения профессионального образования и развития у себя профессионально важных качеств.
Компонент оценочно-результативный
Критерии и уровни сформированности готовности сельских школьников к выбору педагогической профессии – осознание необходимости профессионального самоопределения; наличие интереса к педагогической деятельности; способность к педагогической деятельности; готовность к выбору конкретного вида педагогической деятельности (знание о профессии, положительное отношение к ней, опыт работы); выбор конкретного вида деятельности.
Готовность педагогов к содействию школьникам в их профессионально-педагогическом самоопределении – знание содержания деятельности по содействию сельским школьникам в их профессионально-педагогическом самоопределении; отношение педагогов к факту оказания помощи детям; результат деятельности учителей.
Эффективность реализации модели управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии – сопоставимость целей, разграничение полномочий, подготовленность, координация деятельности участников процесса профессионально-педагогического самоопределения сельских школьников; системная интегративность форм и методов управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии.
Компонент ресурсного обеспечения
– нормативно-правовое: Закон РФ «Об образовании», «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития №1 от 27 сентября 1996 года, приказы, решения коллегий органов управления образованием всех уровней, устав школы;
– научно-методическое и информационное – научно-разработанная модель управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии, программно-методическое обеспечение информационно-образовательного курса «Твоя педагогическая карьера», комплекс методик по диагностике профессионально-педагогического самоопределения школьников, инструктивно-методические рекомендации руководителям и педагогам сельских школ;
– организационное – формирование организационной структуры управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии (формы – совет, творческая группа педагогов, специалистов), разработка плана деятельности, создание организационно-педагогических условий и координация деятельности участников процесса профессионально-педагогического самоопределения, контроль и внесение коррективов в деятельность сельских школ по профориентации, взаимодействие общеобразовательных, профессионально-педагогических учреждений и органов образования;
– кадровое – наличие педагогов и специалистов (профориентатор, психолог, медик), привлечение специалистов службы занятности населения, профессионально-педагогических учебных заведений, отделов управлений образованием, родителей;
– мотивационное – заинтересованное участие педагогов, специалистов, других участников управленческого содействия, разработка мер морального и материального стимулирования, создание психологического микроклимата для педагогов и специалистов, помогающих сельским школьникам в выборе педагогической профессии;
– материально-техническое, финансовое – наличие материальной базы для проведения профориентации: помещений, дидактических материалов, технических средств обучения, оргтехники, канцтоваров и т.д., финансирование сметы расходов на проведение всех видов работ, предусмотренных в списке ресурсного обеспечения управленческого содействия сельским школьникам в выборе педагогической профессии.
Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, председатель Курганской областной организации Профсоюза работников образования и науки
Комментарии