search
main
0

Институт господства или оформленная общность. Продолжаем публикацию глав из нового учебника по обществознанию, подготовленного группой авторов при поддержке Национального фонда подготовки кадров

Тема «В каком государстве вы хотели бы жить?»

Продолжение. Начало в №43

Задачи: в результате изучения данной темы учащиеся смогут: рассказать о формах, сущности, структуре и функциях государства, об особенностях происходящих в нем процессов, понять насущную необходимость формирования в России правового и социального государства, проблемы, стоящие перед российским обществом;

анализировать документы, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, дебатах, провести презентацию проекта, исполнять заданные роли;

осознать ценность государства как наиболее важного политического института, понять необходимость создания правового и социального государства.

Основные понятия

Государство, формы государства, правовое и социальное государство.

Ход занятия

1. Ситуация

Занятие начинается с обсуждения ситуации.

Политический кризис 1993 года.

После распада СССР перед российским руководством встала задача разработки и принятия Конституции РФ. Президент России Б. Ельцин представил Съезду народных депутатов свой проект Конституции. По нему президент располагал значительными властными полномочиями, в то время как парламент – меньшими. Съезд народных депутатов исходил из противоположной идеи: «Сильный парламент – сильный президент». Большинство населения России на Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года поддержало вопросы конституционной реформы и вынесло доверие президенту. Президентский проект Конституции был одобрен Конституционным совещанием летом 1993 года. Однако руководство Верховного Совета отказалось от поддержки этого документа.

Осенью 1993 года в России разразился политический кризис. 21 сентября 1993 года президент Б. Ельцин подписал указ №1400. Полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета прекращались. Выборы в новый орган законодательной власти – Федеральное Собрание – были назначены на 12 декабря. Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета во главе со спикером Р. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда.

Верховный Совет принял постановление о прекращении полномочий президента. В ночь с 21 на 22 сентября об исполнении обязанностей президента заявил вице-президент А. Руцкой, который начал формировать параллельное правительство. Центром сопротивления президенту стало здание Верховного Совета России. Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября начался артиллерийский обстрел Белого дома. В результате здание Верховного Совета было занято войсками. Руководители сопротивления были арестованы. Эти драматические события привели к гибели людей.

Вопросы для учащихся

Почему политический кризис 1993 года перерос в ожесточенную борьбу между его участниками?

Какие цели преследовали участники этого политического кризиса?

(Борьба за власть, за форму правления, политический режим; каким быть Российскому государству).

2. Задания для учащихся

Первый вариант задания.

1) Познакомьтесь с учебными материалами, материалами из научной литературы, публицистики, СМИ и интернета.

2) Обсудите проблемы:

Что вам известно о государстве, его признаках и формах?

Почему государство является наиболее важным политическим институтом?

Чем федерация отличается от унитарного государства?

Каковы принципы взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти в президентских, парламентских и президентско-парламентских республиках?

Назовите черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией.

Назовите черты сходства и различия между парламентской и президентской республиками.

3) Познакомьтесь с данными определениями государства и выберите то, которое, с вашей точки зрения, наилучшим образом характеризует современное государство.

Государство – главный институт политической системы общества, оно организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет форму организации политической власти в обществе.

Государство – центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории и имеющая ряд исключительных прав – на использование насилия, на принятие общеобязательных законов, на взимание налогов.

Современное государство представляет собой сложное социальное образование. С одной стороны, это соединение людей на определенной территории, которые подчиняются публичной власти. С другой стороны, оно предстает как совокупность органов, каждый из которых обладает властными полномочиями. Государство также характеризуется совокупностью политических отношений, построенных на велениях и подчинении.

а) в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит обществу;

б) в широком – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община.

Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

Государство – это объединенное множество людей, подчиненных правовым законам.

Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Большая советская энциклопедия.

Государство – машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов.

4) Составьте описание модели государства, в котором вы хотели бы жить.

Проиллюстрируйте его схемами, таблицами, диаграммами, характеризующими основные черты государства. Аргументируйте свой выбор.

5) Подготовьте презентацию данного проекта.

Второй вариант задания.

Выполните задания первого варианта и составьте описание государства, в котором вы хотели бы жить с позиции:

I группа – гражданина;

II группа – члена парламента;

III группа – президента страны;

IV группа – монарха.

Памятка для учащихся

1. Граждане

Вам предстоит составить описание модели государства с позиции гражданина. Помните, что граждане заинтересованы в том, чтобы в государстве соблюдались и защищались их интересы, права и свободы, обеспечивались социальная справедливость, достойный уровень жизни и духовное развитие личности, осуществлялись народовластие и правопорядок.

2. Члены парламента

Вам предстоит составить описание модели государства с позиции представителей законодательной власти. Помните, что законы, принимаемые парламентом в демократической стране, должны быть направлены на сохранение политической и социальной стабильности, экономического и духовного развития общества, обеспечение равных прав, свобод и возможностей всех граждан. Обратите внимание на то, что полномочия парламента зависят от формы государственного правления, а формирование парламента происходит на выборной основе.

3. Президент страны

Вам предстоит составить описание модели государства с позиции главы государства. Помните, что президент избирается на определенный срок и его полномочия в различных республиках могут быть достаточно широкими или, наоборот, более ограниченными. Президент как выборное лицо заинтересован в поддержке большинством населения его политического курса. Президент является представителем государственной власти, а власть объективно стремится к расширению своих прав и возможностей.

4. Монарх

Вам предстоит составить описание модели государства с позиции главы государства, чья власть передается по наследству. Помните, что монарх может обладать как абсолютной властью, так и ограниченной. При монархической форме правления большое значение имеют традиции, сложившиеся в течение длительного времени и передаваемые из поколения в поколение. Не забудьте, что монарх постоянно сталкивается с искушением властью, стремлением усилить личную власть, но в условиях повсеместного развития демократии в мире это может привести к политическим и социальным проблемам в государстве.

3. Учебные материалы

Учащимся предлагается проанализировать схемы и тексты. В соответствии с определением понятия «государство» выбрать из предложенного материала то, что будет характеризовать создаваемую модель государства. При этом группа выбирает функции государства, формы государства, структуру государства.

Формы государства

Форма государства – это реальное выражение его сущности, а также его функций. Государство проявляется только в том, какую форму оно принимает. Рассмотреть форму государства – это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. Форма государства в современной науке стала рассматриваться как единство формы правления, формы устройства и политического режима. Это три составляющие, которые и образуют структуру государства.

Форма правления. Под формами правления понимается организация власти. Они различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы и т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

При монархии верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная.

Монархия появилась еще в древнем мире (Древний Египет, государства Эллады, Древний Рим и т.д.). Наиболее полное выражение эта форма нашла в средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементирующим средством для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (например, ограниченная власть короля в Великобритании и т.д.). В наше время в мире существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Монархия бывает абсолютная и ограниченная. При абсолютной вся власть сосредоточена в руках единоличного главы. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны.

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти. Иногда монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (например, современная Великобритания, Япония и др.).

Республика – форма правления, при которой высшие органы власти коллегиальные, формируются на основе всеобщего избирательного права. Обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Республика как форма правления сложилась еще в древнем мире, примером тому могут служить Афинское государство и Древний Рим периода республики. Расцвет республики связан с изменениями, произошедшими в эпоху Возрождения, с появлением идей гуманизма, свободы и равенства в Европе, затем в Америке. Республика становится наиболее характерной формой правления в современном мире.

Республики бывают парламентские и президентские. В парламентской большинство полномочий принадлежит представительным органам власти.

В президентской большинство прав и полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Он обладает правами по формированию высших органов государственной власти, осуществлению внешних сношений, обороне страны и командованию Вооруженными Силами.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии: выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация); принцип народного суверенитета; принцип разделения властей; верховенство прав и свобод человека и гражданина. Благодаря этому в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству. В целом форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это в свою очередь говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества.

Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства. Под ним понимается структура государственности: территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Исторически сложились три «классические» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).

Унитарное государство – это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа и т.д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение – «центру» и местным представительным органам.

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее развитие идей просвещения и гуманизма привело к появлению иных форм государственного устройства – федеративных и конфедеративных государственных союзов.

В наше время унитарное государство также существует. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует децентрализации власти. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII-XVIII веках республик. Сейчас она характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация).

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Ни одно из государств – членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких-либо общественных целей.

Формы правления

Под формой правления понимается способ организаций верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Принято различать две основные формы – республику и монархию.

В республике все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Такая форма была известна еще рабовладельческому государству, но наибольшее развитие она получила в условиях более совершенных общественных структур. Различают две формы республиканского правления: президентскую и парламентскую.

Президентская республика

Здесь глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Формальной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Такая республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у правительства института парламентской ответственности; отсутствием у президента права роспуска парламента и др. Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей: в конституции закрепляется разграничение компетенций между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.

Президентская республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 г. Такая же форма правления широко распространена в странах Латинской Америки – Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

Президентская республика в США. Согласно конституции президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Это единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми гражданами косвенным путем сроком на 4 года и может быть переизбрано только один раз.

Президент играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности. Ему принадлежит право принятия окончательных решений. Полномочия главы государства в области правительственной деятельности: руководство административным аппаратом и вооруженными силами, назначение судей федеральных судов, руководство деятельностью государственного аппарата и т.д. Президент формально не должен вмешиваться во внутреннюю деятельность парламента, что мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти. Но на практике сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент. Одно из них – право «вето» на законопроекты, вотированные парламентом. Для преодоления вето необходимо, чтобы законопроект получил повторное одобрение квалифицированным большинством (2/3 голосов) в обеих палатах конгресса (палата представителей и сенат). В то же самое время конституцией США предусмотрены средства контроля со стороны парламента исполнительной деятельности президента. Одно из них – голосование бюджета обеими палатами. Решая вопрос о доходах и расходах государства, палаты могут существенно ограничивать главу государства. Контроль конгресса над расходами дополняется контролем сената за назначениями на некоторые высшие посты (членов кабинета, судей федеральных – послов и ряд других).

В области внешней политики конституция возложила на сенат ратификацию международных договоров (большинством 2/3 голосов), а на конгресс – полномочия разрешать президенту объявлять войну. Существуют и другие полномочия парламента по контролю за деятельностью президента.

Согласно конституции США законодательная деятельность является главной функцией конгресса. Но он осуществляет данную функцию при сильном влиянии президента и верховного суда. Формально только члены конгресса имеют право законодательной инициативы. Но на практике именно президент ориентирует законодательную работу конгресса как путем своих «посланий», так и косвенно. В настоящее время все чаще проекты законов прямо прилагаются к посланиям президента конгрессу.

Для проведения через конгресс своей программы президент использует и разнообразные внеконституционные методы: созывает регулярные совещания с лидерами своей партии в палатах конгресса и разрабатывает вместе с ними законодательные предложения и тактику воздействия на членов палат; приглашает на консультации лидеров оппозиционных партий; поддерживает контакты с влиятельными членами палат и другие.

Взаимоотношения президента и конгресса есть главное для характеристики президентской республики, поэтому поиск поддержки большинства в конгрессе становится постоянной задачей президента. Отсутствие парламентской поддержки президента не исключает того, что при чрезвычайных обстоятельствах возможно привлечение президента к ответственности при помощи особой процедуры, именуемой импичментом.

Наряду с классической президентской республикой имеется немало смешанных форм правления, так называемых полупрезидентских. Независимо от правительства наряду с президентом действуют премьер-министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом. Конституции Франции, Исландии, Португалии, Австрии и других западноевропейских стран позволяют говорить о полупрезидентской форме правления.

Полупрезидентская республика

Полупрезидентская республика во Франции. В структуре и исполнительных органах власти наряду с президентом действуют премьер-министр и правительство, пользующееся определенной автономией. Это освобождает президента от необходимости самому заниматься текущими проблемами.

Президент Франции избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет и не несет политической ответственности за свои действия ни перед каким органом и никем не контролируется. Принцип неответственности президента предполагает контрассигнирование его актов (подпись премьер-министра или министров, несущих за них ответственность). В то же время конституция перечисляет акты президента, свободные от контрассигнации, – назначение премьер-министром, вынесение вопроса на референдум, роспуск Национального собрания, чрезвычайные меры, послание президента парламенту, обращение в конституционный совет, назначение части членов конституционного совета (трех из девяти).

Традиционными прерогативами главы государства во Франции являются представительство в отношениях с зарубежными государствами и международными организациями, аккредитование и прием послов, объявление войны (с разрешения парламента), ратификация международных договоров.

Президент может воспользоваться правом вето на законопроекты, принятые парламентом, если последние не соответствуют конституции. Он может созвать парламент на чрезвычайные сессии, более того, послания президента парламенту обсуждению не подлежит. В сложных критических ситуациях президент может взять на себя всю полноту власти. Для этого он должен проконсультироваться с премьер-министром, конституционным советом, председателями палат, однако их мнение не связывает президента. Парламент не может быть распущен, но он лишается полномочия – возможности выражать недоверие правительству. Таким образом, в руках президента Франции сосредоточена огромная власть, и его полномочия шире, чем права и полномочия президента США. Однако полнота власти президента зависит от расстановки политических сил в парламенте.

Парламентская республика и ее особенности

Для нее характерно верховенство парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальная отличительная особенность – наличие должности премьер-министра. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики. В значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически он почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется широкими полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством. Парламентская форма правления осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Турции и др.

Парламентская форма правления в Германии. Главой государства является федеральный президент, избираемый специально созываемым федеральным собранием сроком на 5 лет. Для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Но у президента достаточно полномочий, чтобы активно влиять на политику страны: он может участвовать в заседаниях правительства, распускать нижнюю палату парламента (бундестаг) по предложению канцлера, объявить, по представлению правительства и с согласия бундесрата, состояние законодательной необходимости (в этот период федеральные законы принимаются без участия бундестага). Важно и то, что президент не несет политической ответственности за свои действия.

Главное место в системе центральных органов власти Германии занимает федеральное правительство, состоящее из канцлера и министров. Кандидатура канцлера предлагается президентом и избирается большинством голосов бундестага. Канцлер фактически назначает и увольняет министров, причем их число не лимитировано конституцией.

В Германии правительство признается ответственным только перед нижней палатой. По конституции бундестаг может выразить недоверие федеральному канцлеру (а это считается недоверием всему правительству) лишь при условии, что большинством голосов ему изберут преемника. В то же время в качестве ответной меры на вотум недоверия правительство может обратиться к президенту с просьбой о досрочном роспуске бундестага.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту с четырехлетним сроком полномочий, избираемому по весьма сложной системе. Парламентские полномочия, кажущиеся на первый взгляд значительными, на деле весьма ограниченны и полностью подконтрольны правительству (существует партийный механизм подчинения депутатов правительству).

В монархии верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в конституционную, которая условно подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При этом делят между собой государственную власть монарх и парламент. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента.

Монархическая форма правления в Великобритании. Это наиболее типичный пример парламентской монархии. С формальной точки зрения высшим органом исполнительной власти является монарх, при котором действует тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот совет выполняет лишь церемониальные задачи, а все решения принимает сам кабинет министров. Все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.

В политической жизни страны наиболее значительное лицо – премьер-министр. Формально он подбирается монархом, который, однако, обязан назначить на эту должность лидера партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин. Занимая исключительное место в системе центральных органов государственной власти, премьер-министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны жизни общества. Он подбирает членов правительства, руководит их деятельностью, обладает рядом важнейших полномочий по отношению к парламенту (созыв, фактическое право роспуска нижней палаты и т.д.).

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат – палаты общин и палаты лордов. В настоящее время он фактически утратил свою прежнюю самостоятельность, поскольку большинство полномочий осуществляется под руководством и контролем кабинета министров через механизм партийного контроля.

В практике встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую классификацию. Например, Малайзия. По конституции 1957 г. она представляет редкую разновидность конституционной монархии – выборную (или избирательную), когда монарх избирается на 5 лет (в порядке очередности правителей федерации девяти государств). В ОАЭ (Объединенных Арабских Эмиратах) действует, по существу, коллегиальный монарх: эмиры всех семи составных частей, входящих в федерацию, образуют высший совет эмиров. Он является законодательным органом и решает, по существу, большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.

Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах, являющихся членами Британского содружества. Значительная часть членов содружества является республиками и имеет собственного главу государства – президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралии, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английского монарха.

Монархическая форма правления в Саудовской Аравии. Саудовская Аравия – абсолютная теократическая монархия. Глава государства и духовный глава – король. Король осуществляет законодательную и исполнительную власть. Он является одновременно премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. При королевском дворе действует консультативный совет, выступающий лишь с рекомендациями при рассмотрении тех или иных вопросов. Деятельность политических партий и организаций запрещена. Нелегально действуют организации национально-патриотических сил.

Своим официальным внешнеполитическим курсом правительство Саудовской Аравии провозгласило политику «позитивного нейтралитета». В вопросах ближневосточного урегулирования Саудовская Аравия высказывается в поддержку общеарабских решений.

Основа экономики – добыча нефти. По разведанным запасам нефти и по ее добыче Саудовская Аравия занимает одно из первых мест в мире. Экономика страны не в состоянии освоить все получаемые от нефти прибыли. Часть из них вкладывается в зарубежные банки и предприятия. При высоких доходах государства от нефти уровень жизни населения, особенно рабочих-иммигрантов, остается низким.

Открытие месторождений нефти превратило Саудовскую Аравию в богатое государство, однако в настоящее время благодаря прогрессу в торговле, промышленности, энергетическом комплексе, сельском хозяйстве, строительстве и в банковской сфере королевство превратилось в одну из самых быстро развивающихся стран мира. Саудовская Аравия в настоящее время занимает 20-е место среди стран- экспортеров и в экономическом отношении является самым динамично развивающимся государством арабского мира.

Каждый день в королевстве добывается примерно восемь миллионов баррелей сырой нефти, из которой девять нефтеперерабатывающих заводов страны производят приблизительно 1,8 миллиона баррелей бензина. Промышленные товары Саудовской Аравии в настоящее время экспортируются в более чем 90 стран мира. Промышленное развитие в течение последних 30 лет полностью изменило облик страны. Раньше Саудовская Аравия импортировала все необходимые ей промышленные товары. В настоящее время на фабриках Саудовской Аравии производится все более значительная часть потребляемых на внутреннем рынке товаров.

Презентация.

Каждая группа представляет свой проект по теме: «Государство, в котором мы хотели бы жить», в котором обосновывает логику и эффективность своего проекта. Презентация заканчивается ответами на вопросы и обсуждением проектов.

Татьяна ИВАНОВА, Галина СМИРНОВА, учителя гимназии № 2, Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте