«УГ» уже рассказывала (№ 15, 10 апреля 2007 года) о встрече в Московском городском доме творчества детей и юношества на Воробьевых горах руководителей школ полного дня. Педагогам была роздана анкета – предлагалось обозначить самые волнующие темы.
В результате почти 60 процентов учителей указали на серьезный дефицит квалифицированных кадров (!), около 17 процентов посетовали на чрезмерный прессинг со стороны проверяющих органов (!!). Кстати, именно чиновники блокируют московской детворе право свободного выбора клубных занятий, устанавливая квоту: не менее 12 человек в расчете на один творческий кружок.
«Не нужно прикреплять воспитателя к группе детей. В школе есть несколько площадок (спортзал, улица, игротека), и по ним дети должны передвигаться свободно», – пишут в связи с этим педагоги.
Около 50 процентов «строителей» полного дня высказались за пошаговое упразднение самой традиции «задавания на дом». При этом каждый пятый готов приступить к эксперименту хоть сегодня. «Обычай перекидывать все то, что не успели в классе, на дом, нужно трансформировать в систему индивидуальных творческих проектов, – предлагает учитель одной из московских школ. – Слишком большая учебная нагрузка приводит к тому, что дети все равно не выполняют домашние задания, а если заставлять – страдает психика».
Кстати, над домашними заданиями (по данным исследования PISA) наши ребята сидят дольше всех в мире: почти 13 часов в неделю. Тогда как в Финляндии или Чехии – около 4 часов, в США и Дании – 6 часов. Но это там, на Западе. У нас же, как известно, всюду, даже к знаниям особый путь – самый трудный!
В результате риск перерождения школ-новинок в камеры хранения детей высок как никогда. Может, действительно, учитывая пожелания трудящихся, освободить московский полный день от «проверяющего ока»? Скажем, привлечь вместо инспекторов авторитетных аудиторов, работающих только по звонку клиента.
Да и богатейшие культурные возможности Москвы нужно учиться использовать более гибко. Наполняя, к примеру, персональный электронный кошелек известного спортсмена или джазмена – выступающего в роли педагога – строго в соответствии с числом ребят (да и родителей), выбравших их секцию (концерт) как место отдыха семьи. Бюджетные деньги, кстати, могли бы следовать за школяром, вместе с его электронной картой, и во внешкольный Дворец творчества, если тот предпочел его обычному уроку. Конкуренция! Иначе говоря, перекидывая мосты из школы в город, важно выстроить удобную схему взаимных зачетов и расчетов между образовательными учреждениями и мастерами «разных сортов».
Восемь отличий полного дня
от продленки
1. Выполнение домашних заданий в школе либо отсутствие их как обязательных. Вместо повинности – право взять себе работу на дом.
2. Увеличение обеденного времени до 1 часа и более, чтобы переодеться, отдохнуть перед застольем; не исключается возможность обеда вне школы.
3. Наличие многих мест для свободного общения (библиотека, школьное кафе, беседка, «чайная комната», музыкальный салон).
4. Комплектация помещений индивидуальными запирающимися шкафчиками для книг, спортивной формы, обуви, игрушек.
5. Санузлы с запирающимися изнутри кабинками.
6. Разновозрастный принцип набора в студии, который: 1) не позволяет мастеру работать по единому шаблону, 2) порождает цепную реакцию взаимообучения младших и старших, 3) исключает классно-урочный принцип создания учебных групп, 4) побуждает кружководов работать «на живом интересе», а не по плану, как привыкла школа.
7. Непрерывная доступность студий, мастерских для школяров по принципу «хочу», а не «надо». Только свободный ребенок обретает опыт выбора, общения, культурного досуга. Чтобы дети отдыхали, коллективы у них должны быть разными.
8. Постоянное дежурство в клубах педагогов – «по минутам и часам», определенным в вывешенном расписании.
Комментарии