Министр образования и науки РФ Ольга Васильева считает, что в школах существуют большие проблемы с подготовкой к введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку. В связи с этим целесообразно сделать упор на изучение одного иностранного языка, в особенности английского. Такое мнение Ольга Васильева высказала в интервью телеканалу RT.По ее словам, если школа может предоставить ученикам возможность изучения второго языка – есть время, методики, педагоги, – это только приветствуется. Но заниматься очковтирательством и шапкозакидательством не надо: «Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно английский – это язык международного общения на сегодняшний день».Что думают об этом педагоги и родители?
Наталья КУСТОВА, директор Орловской средней общеобразовательной школы, Хохольский район, Воронежская область: – Несмотря на то что наша школа сельская, у нас нет острой проблемы с преподаванием иностранного языка, потому что мы обеспечены специалистами. У нас два учителя ведут английский язык, один из них – учитель высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР Татьяна Опенченко. Второй учитель английского – молодой специалист, работает у нас третий год, имеет еще одну специальность преподавателя русского языка и литературы. А вторая специальность Татьяны Владимировны – немецкий язык. Поэтому мы в седьмом классе ввели в этом году изучение второго языка, как того требуют новые федеральные образовательные стандарты. Также в пятых-шестых классах есть ознакомительный модуль – знакомство с немецкоязычными странами. Наша школа небольшая: в 11-м классе в этом году девять учеников, а в следующем будет 15. ЕГЭ по иностранному языку пока еще никто не выбирал. Но я знаю, что в этом году девятиклассники хотят пробовать, они готовятся по выбору сдавать английский. Я считаю, что если ЕГЭ по иностранному языку надо будет сдавать в обязательном порядке, должен быть обозначен минимальный уровень. И его должны будут сдать все ребята! Вообще, по любому предмету дети, выходя из школы, должны иметь обязательный минимум знаний, в том числе и по иностранному языку. Надо ли отменять второй иностранный, чтобы хорошо знать один английский язык? Не уверена, думаю, все надо пробовать. Есть много случаев, когда люди, познавшие один язык, говорят, что второй дается им легче. Анна КРИВОБОК, учитель английского языка Петрозаводского президентского кадетского училища, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2016:- Иностранный язык изучать, конечно же, надо, но я бы не стала вводить его в качестве обязательного экзамена. Во-первых, не во всех школах, особенно сельских, есть учителя иностранных языков. Во-вторых, размер групп (а он может доходить порой до 16 человек) непродуктивен с точки зрения изучения языка. Несложно догадаться, к каким результатам такое обучение может привести. Впрочем, в этом мы убедимся уже очень скоро. На мой взгляд, экзамен по иностранному языку должен оставаться прерогативой школ с углубленным изучением языков и тех детей, которые хотят сдавать этот экзамен, кому он необходим для дальнейшей жизни. Очень тревожит мысль о том, что нужно оставить изучение только английского языка, так как отсюда логично вытекает вопрос, что будут делать оставшиеся по сути без работы учителя других языков. Судя по тому, в каком направлении развиваются все ключевые отрасли в мире, в пору было бы говорить скорее об изучении китайского языка, нежели английского. Наконец, не получится ли так, что введением обязательного экзамена по иностранным языкам мы спровоцируем еще большую утечку мозгов? Не лучше ли ввести обязательный экзамен по истории, а не по иностранным языкам? На мой взгляд, важнее знать и понимать историю собственной страны!Елена С., учитель английского языка, Великий Новгород:- Обязательный ЕГЭ по английскому языку обречен на 90-процентный провал по всей стране! У меня только одна, самая успешная ученица в этом году рискнула сдать этот экзамен. При этом мы боялись, что она не перейдет порог. Причина – фантастическая сложность современных программ по английскому. Кто много лет одобряет эти программы? Почему не советуются с учителями из регионов? В регионах дети сейчас делятся на две категории: тех, кто знает английский блестяще (их один-два человека на одну обычную, непрофильную школу), и тех, кто в английском полный ноль. Ребята перегружены теорией, в которой они ничего не понимают, и текстами, основанными на этой теории, в которых они не способны перевести ни слова без гугл-переводчика.Нужно упростить программы по английскому и ввести в них практику. Практика – это не топики, которые дети сегодня бездумно заучивают. Это телемосты с носителями языка, встречи с детьми из других стран. Я была в немецкой школе, где дети учат по выбору 3-4 языка и отлично их знают. Как там изучают русский язык? Они регулярно ездят в российские школы по обмену и приглашают к себе. В школе у них каждый день урок языка. На уроках ребята, например, два часа смотрят фильм на русском языке (динамичный, с понятным сюжетом – я присутствовала на просмотре «Кавказской пленницы»), а затем пишут на русском рецензию на этот фильм.Ирина Б., учитель немецкого языка, Нижегородская область:- Сказать такое министр могла, лишь не подумав. Ведь этой фразой она подписала «смертный приговор» всем нам, учителям и вузовским преподавателям прочих языков. И так уже мы почти везде чувствуем дискриминацию. А эти слова, без всякого сомнения, будут восприняты чиновниками на местах и даже директорами как прямое руководство к действию. Министр, скорее всего, этого и не хотела. Но у нас всегда руководители «рады стараться» и любят бежать впереди паровоза. Так что настроение у всех нас, «немцев» и «французов», испорчено в самом начале года.Елена НИКОЛАЕВА, мама пятиклассника, Московская область:- Мы с родителями в вайбере уже обсудили заявление министра об английском языке, и мнения разделились: кто-то за оставление его в школе в качестве единственного, кто-то за право выбора из нескольких языков. Хотя, думаю, сейчас мало кто выберет какой-то другой язык, кроме английского (я не представляю, сколько детей учит у нас в школе другие иностранные языки, но вряд ли это получилось добровольно). По факту английский в школе вытесняет все остальные. А тут еще слова министра могут подлить масла в огонь – у нас же директора привыкли «брать под козырек», не разбираясь в нюансах сказанного. И все-таки мне не хотелось бы, чтобы сам факт выбора исчез из нашей жизни. Что же касается уровня изучения иностранных языков, то, как обстоит дело с немецким и французским в нашей школе, я просто не знаю. А вот уровень изучения английского языка оставляет желать лучшего. Ни произношения, ни достаточного лексического запаса, ни шаблонов разговорной речи. Учебники похожи на комиксы, а рабочие тетради – тесты с картинками. Даже я, не изучая английского, обычно могу выполнить задания, исходя из контекста и того запаса, что дает просмотр американских фильмов. Хватит ли этих знаний для сдачи ЕГЭ в будущем?.. Видимо, придется заниматься с репетиторами.
Комментарии