search
main
0

Инородное дело. «Интерактивных» у нас пока еще очень мало

В № 24 «ИКТ в образовании» за прошлый год Марина Белугина спрашивала, есть ли в России «интерактивные» учителя. Ответ, казалось бы, очевиден: конечно, есть. Тысячи педагогов сегодня используют на уроках компьютеры, цифровые и интернет-ресурсы. Но ответ, как и вопрос, неоднозначен. Что понимается под словами «интерактивные учителя»? Давайте разберемся.

ПНП «Образование» одним из приоритетов обозначил поставку во все школы РФ компьютеров и подключение к Глобальной сети. Однако с самого начала наметилось смешение различных понятий – назовем их условно «информатизация», то есть поставка техники и цифровых ресурсов, и «интернетизация», то есть выход в Интернет и «прорыв на международную арену». Установка «сверху», на мой взгляд, была достаточно идеалистичной: дадим школам компьютеры – и все педагоги начнут их использовать на своих уроках. А там, глядишь, количество перерастет в качество.

В некоторых регионах с поставленными задачами справляются неплохо. Например, в Новосибирске в конце 1990-х годов был основан областной Центр информационных технологий, разработаны программы обучения педагогов. К 2005 году, то есть к началу ПНП, курсы повышения квалификации прошли тысячи педагогов Новосибирской области. Каждые две недели в Центр приходила новая группа из сорока человек, набранных по простому принципу: двадцать городских учителей, двадцать областных. Правда, наблюдались существенные недостатки в организационной работе.

Как один из лекторов областного центра, я спрашивала пожилых учителей из области, каким образом они попали на курсы. Оказывается – «по разнарядке, начальство велело». Будут ли они использовать ИКТ в дальнейшей работе? Зачастую следовал отрицательный ответ, по той простой причине, что «отправка», то есть командировка людей на курсы, не совпадала с «поставкой»: вернувшись в школу, где не было ни одного компьютера, многие педагоги попросту забывали полученные навыки работы с техникой.

Кроме того, полностью отсутствовали материальные стимулы. Заработная плата учителя-предметника, использующего на уроках компьютеры, даже выполняющего интернет-проекты, не отличалась от зарплаты коллег, которые вели уроки по старинке.

Однако процесс оснащения школ техникой неуклонно продолжается, растут требования к педагогам. Выделяются дополнительные деньги, организуются Межшкольные методические и Региональные координационные центры (ММЦ и РКЦ), возникают многочисленные новые структуры, призванные помочь внедрению нового. В Новосибирской области ММЦ созданы во всех районах, они ведут активную работу среди школ, помогают учителям, проводят свои собственные курсы и мероприятия. Все 1200 школ имеют собственные интернет-представительства, созданные при помощи Центра информационных технологий. Правда, существенная часть этих сайтов статична, то есть не обновляется. Указанная на них электронная почта не работает, попытки связаться со школами через Сеть оказываются бесполезными. Такая же картина возникает и при знакомстве с другими регионами страны. Вводя в строку «Поиск» название школы, вы в лучшем случае попадете на созданную по единому образцу главную страницу. Нажимаете на ссылку «Учителя», и возникает надпись: «Данная страница не заполнена». Учебных заведений, чьи сайты регулярно обновляются, где указаны реально действующие контактные данные, единицы.

Абы как

На конкурсах, семинарах, конференциях любого уровня теперь принято появляться с презентациями, использование техники становится обязательным. Во что это выливается в отечественных условиях?

«Даешь компьютер на уроке!» – подобная формулировка давно ушедших времен часто возникает в голове, когда смотришь, например, открытый урок на городском конкурсе «Учитель года». Многие конкурсанты пользуются техникой осмысленно, видно, что для них ИКТ действительно стали частью учебного процесса. Но вот идет очередной урок. Учительница включает компьютер и проектор, на экране появляется картинка – большая звезда. Сверху по-английски написано слово STAR, снизу по-русски перевод – ЗВЕЗДА. И так 45 минут без каких-либо изменений. Учительница уверена в том, что показала жюри свое владение новейшими технологиями.

В одной из работ, представленных на Всероссийский методический конкурс 2008 года, читаю: «Учитель проецирует на экран мягкую игрушку…» Сознаюсь, перечитала фразу несколько раз, попыталась представить себе, как реагируют на подобное использование техники второклассники. Вспомнила, как мои второклассники приносили на уроки любимые игрушки и мы играли, закрепляя лексику: слова голова, руки, ноги запоминались прочно. На экран я проецировала, например, свою интерактивную разработку по грамматике английского языка с анимацией и звуками или уроки с сайта English To Go (http://english-to-go.com). Мягкую игрушку дети должны пощупать, обнять – ведь она же, во-первых, игрушка, а во-вторых – мягкая! Если же ее «спроецировать» на экран, ребенку будет просто скучно.

Старый конь борозды не портит

Обучение педагогов – видимо, главная задача, стоящая сегодня перед отечественным образованием. Компьютеры в школы поставлены, во многих местах есть доступ к Всемирной сети. Сегодня можно зайти практически в любую школу страны и найти в ней педагога, который использует технику на уроках. Создано множество цифровых ресурсов, на любом уроке учитель-предметник может воспользоваться пособием, созданным на компакт-диске. Вставил в компьютер, включил проектор, и веди занятие, стоя у экрана или электронной доски.

Словом, прогресс налицо. Раньше использовали видео, аудио, теперь компьютер, который воспринимается лишь как новое техническое средство обучения.

Правда, возникает некий парадокс. Например, моя знакомая учительница математики, которой скоро исполнится семьдесят, никогда не работала с компьютером и не собирается изменять традициям. Однако у нее стопроцентная успеваемость, выпускные экзамены сдают все ученики, она почти полвека поставляет победителей олимпиад и конкурсов. Это учитель милостью Божьей. Как-то раз она и сказала мне, что даже если не будет доски, мела, учебников, не говоря уж о технике, она все равно сумеет помочь детям усвоить программу, объясняя материал «на пальцах».

А вот другая учительница, лет сорока, постоянно использует цифровые ресурсы на уроках. Редко кто у нее получает выше тройки. Материал дает, конечно, интересно, но спрашивает по принципу «выучи наизусть параграф №…» И пользуется нехитрым, но, увы, распространенным приемом: объявив одну тему контрольной, дает на ней совершенно иные задания. Поставив всему классу неудовлетворительные отметки и с удовольствием отругав ребят, снова устраивает урок с презентациями, на которые никто из учеников уже не смотрит.

Получается, не в компьютерах счастье!

Учителя «богатеют»?

Разумеется, нужно учиться, учить и распространять положительный опыт. Пользоваться компьютерами, цифровыми ресурсами сегодня умеют тысячи учителей. К тому же в связи с введением новой системы оплаты труда (НСОТ) появилась возможность по-разному оплачивать труд педагогов, давать надбавки из стимулирующего фонда, в том числе за использование ИКТ на уроках.

Главы департаментов образования различных областей рапортуют об успехах. На одном из новосибирских сайтов на днях появился броский заголовок: «Учителя богатеют». В материале приводятся выдержки из доклада главы образования области Владимира Иванова, указано, что средняя зарплата новосибирских педагогов составляет более 14000 рублей в месяц. Спрашиваю коллег, какую они получают зарплату. Некоторые – действительно 12000-14000. Но во многих школах называют цифру 5000-7000. Откуда же берется эта таинственная средняя сумма? У директора 50000 в месяц, у завучей 25000, у заведующих кафедрами 20000, у простого учителя 7000, а в среднем и выходит 14000. Кроме того, многие жалуются на то, что им приходится каждый месяц дотошно пересчитывать баллы, искать, на что они могут претендовать, какие надбавки им положены. Говорят, что исчезло само понятие «оклад», исчезла стабильность, стало невозможно планировать семейный бюджет. По-прежнему приходится работать «на стороне». В таких условиях не до ИКТ.

Можно ли наладить работу по-другому? Да. Положительных примеров много. В существенной части школ, перешедших на НСОТ, провели большую предварительную работу, установили надбавки, решили, что в течение учебного года или полугодия учитель должен иметь постоянный оклад, включая стимулирующую часть. Помимо этого есть резерв, позволяющий делать дополнительные выплаты за разовые конкретные достижения, например победу в районном конкурсе «Учитель года» или победу школьника на олимпиаде любого уровня.

Судя по высказываниям директоров, сумевших нормально наладить работу в новых условиях, основной недостаток НСОТ – низкая базовая часть зарплаты. В Новосибирской области она остается на уровне примерно 4000 рублей. Получается, что средняя заработная плата в 14000 состоит из 4000 базового оклада и 10000 надбавок. Понятно, что ежемесячно каждый учитель не может добиться такого уровня доплат из стимулирующего фонда. Когда приходит молодой специалист, ему называют именно базовый оклад, без всяких надбавок. Такими деньгами молодежь в школу не привлечешь, а ведь обновление постоянно стареющего педагогического состава – тоже одна из приоритетных задач, провозглашенных ПНП. Директора школ называют желаемую минимальную сумму: 10000-14000 в месяц базового оклада. Тогда, по их мнению, и молодежь пойдет в систему образования, и стимулирующий фонд перестанет быть постоянным поводом для раздоров.

Школа на пенсии

Разговаривая с преподавателями, ректоратом педагогического университета, посетив различные аудитории, я убедилась: с техникой там все в порядке. Однако по-прежнему многие выпускники, особенно представители гуманитарных специальностей, слабо владеют специальными навыками. По мнению представителей высшей школы, методический курс «ИКТ как часть школьной программы» необходимо ввести на каждом факультете. Каждый будущий учитель-предметник должен представлять, зачем, почему, как и когда ему нужно использовать цифровые ресурсы и Интернет на уроках.

Но пока что из двух тысяч выпускников педвуза лишь единицы идут работать в школу, и дело здесь не в компьютерах. Действительно, сегодняшние педагоги уже десяток лет ведут занятия с детьми, которые не представляют себе жизнь без Windows и Internet Explorer. Учитывая, насколько постарел отечественный педагогический корпус за то же десятилетие, как устала школа от бесконечных реформ, становится понятно, почему сдвиги происходят крайне медленно: нет естественной смены поколений.

Посещая иные школы, где все учителя имеют стаж работы свыше сорока лет, я пытаюсь представить себе, что будет с таким образовательным учреждением, когда педагоги выйдут на пенсию. Откуда взять сразу всех предметников?

Уже много лет накануне 1 сентября по местному телевидению идет бегущая строка объявлений: «Школе №… требуются учителя русского, английского, химии, математики, физики, информатики, физкультуры…» Символом продолжающегося неблагополучия всей школьной системы для меня служат уважаемые, но уже почти ни на что не способные прабабушки и прадедушки, работающие в школах, заполняющие пока что ниши. Еще немного, и все-таки уйдут на давно заслуженный отдых те, кому сейчас под семьдесят. Что тогда?

Homo Digital

Сложно сказать, кто первым определил существующие в образовании проблемы, связанные с использованием ИКТ, и дал название многим явлениям и понятиям. Прочитав в статье Маргариты Белугиной про Марка Пренски, я ввела его имя в поисковую строку сайта www.google.com. Проверила биографические данные, перечитала статьи о его методике обучения через видеоигры. И выяснилось много интересных деталей.

Сетевая энциклопедия http://wikipedia.org дает любопытное добавление к терминам digital natives (рожденные в цифровом пространстве) и digital immigrants (иммигранты в цифровом пространстве). Оказывается, далеко не все специалисты в области образования согласны с этой терминологией. Она предполагает уверенное владение техникой, что присуще отнюдь не всем детям и молодежи, и неуверенность в обращении с техникой, которая характерна не только для лиц старшего возраста.

В недавних интервью знаменитый актер Брюс Уиллис, отвечая на вопрос о владении компьютерами и новейшими технологиями, ответил: «Я немного разбираюсь, но если что-то нужно, зову младшую дочь». С другой стороны, новый президент США Барак Обама, как известно, сейчас пытается добиться разрешения на использование компьютера в Белом доме (напомню, что по соображениям безопасности президент США не может пользоваться «обычной» электронной почтой и другими стандартными новейшими средствами связи). А ведь по терминологии Марка Пренски, знаменитости – это «цифровые иммигранты». Как видим, их отношение к ИКТ различно, и с возрастом оно явно не имеет ничего общего.

В Википедии указано: «Совсем не принимается во внимание тот факт, что всю цифровую вселенную придумали именно те, кого Марк Пренски называет «цифровыми иммигрантами». Действительно, компьютеры, Интернет и ИКТ в целом создали не сегодняшние дети, а поколение их родителей и даже дедов.

Что касается самого понятия «цифровой» (digital), есть множество толкований и хронологий возникновения данного понятия. В частности, популярное словосочетание digital divide – цифровой раздел, или разделение, – часто используется для характеристики стран, активно использующих ИКТ во всех сферах общественной жизни, в сравнении с теми государствами, где налицо отставание в данной области. Данное определение стало мелькать в прессе с 90-х годов прошлого века, а в 1996 году президент США Билл Клинтон впервые официально употребил его в своей речи. Многочисленные организации, имеющие дело с образованием, подхватили словосочетание и стали использовать его в своей деятельности.

Трехзначная цифра

Так сколько же в России «интерактивных» учителей?

Могу ответить точно: по состоянию на январь 2009 года их ровно 578.

Откуда такая цифра? Давайте разберемся как в понятии, так и в истории вопроса.

Если «информатизация» (процесс поставки и дальнейшего использования техники) охватывает все регионы страны, тысячи школ, то с «интернетизацией» (выходом в широкий мир и использованием Всемирной сети в качестве инструмента для сбора информации и общения) дело обстоит иначе.

В 1988 году по инициативе американского предпринимателя Питера Копена и при поддержке российского академика Евгения Велихова была организована Всемирная ассоциация педагогов, совместно работающих через Интернет, – International Education and Resource Network (http://iearn.org). Начиналось все скромно, одна школа в Нью-Йорке и одна школа в Москве начали обмениваться электронными письмами. В 1993 году была проведена Первая международная конференция IEARN по интернет-образованию, где присутствовали представители пяти стран. Сейчас IEARN объединяет 115 стран, более 20000 школ. На сегодняшний день это самая большая организация педагогов, совместно решающих методические задачи с помощью Глобальной паутины.

Ежедневно более миллиона учащихся задействованы в международных проектах, которых ежегодно проводится более 150. Тысячи учителей мира сообща пытаются ответить на вопрос: как сделать проекты гармонической частью школьной программы? Каждый педагог вместе со своими воспитанниками решает непростые задачи – каким образом данный проект поможет улучшить жизнь на планете, как добиться изменения жизни к лучшему.

Обмениваясь в течение учебного года электронными посланиями, выступая на форумах, школьники учатся видеть в представителях других стран таких же людей, каких они видят вокруг себя, в своей стране. Выполняя различные проекты с 1997 года, мы с детьми выработали свой лозунг, воспринятый позднее многими педагогами мира: «Быть другим не значит быть плохим». Нам приходилось отвечать на самые неожиданные вопросы. Например, партнеры из Африки спросили: «Что за белое вещество покрывает у вас всю землю зимой? Можно ли на него наступать?». Американцы и австралийцы неоднократно интересовались, почему у нас в школе нет черных детей. Больше всего удивления в мире по-прежнему вызывает тот факт, что в Сибири есть цивилизация и даже Интернет. Приезжая на ежегодную конференцию, я стараюсь построить свое выступление максимально информативно, делаю красочные презентации о России.

К сожалению, у департаментов образования нет строки бюджета «Командировка учителя на международную конференцию». Любой педагог знает, насколько сложно, а то и невозможно бывает добиться выделения средств на поездку, будь то всероссийская олимпиада или международный форум учителей. В 2002 году на очередную конференцию IEARN в Москву приехали большие представительные делегации из разных стран. Россиян было очень мало, потому что у нас нет денег. А ведь нам есть что показать и чем поделиться, у нас прекрасные сильные методисты, талантливые дети.

Так откуда же взялась цифра 578? Дело в том, что именно столько российских педагогов зарегистрированы в базе данных IEARN как активно работающих над международными проектами. Иными словами, именно 578 российских педагогов не просто овладели навыками работы на компьютере, но и активно выходят в Интернет, находят коллег и помогают ученикам открыть окна в мир.

Нужна поддержка

Как один из координаторов IEARN по России, я регулярно получаю письма от коллег, желающих принять участие в проектах. Их количество в последние два года растет, это показывает, что оснащение школ техникой и подключение к Всемирной сети идет вполне успешно. По письмам заметно, что по-прежнему не хватает методической помощи. Компьютеры поставили, Интернет провели, что дальше? Письма показывают, что проблемы имеют общий характер и не зависят от возраста: «Мне 25 (30, 40, 50…) лет, работаю в Подмосковье (Рязани, Мордовии, Якутии, Сибири, Коломне…). Хочу принять участие в проектах, не могу разобраться с сайтом. Что делать?»

Всем отвечаю одинаково: стыдиться нечего. Мы все начинали с нуля. Мне повезло в том смысле, что в конце 90-х годов во всем мире было мало учителей, владеющих техническими навыками и имеющих доступ к Интернету. Те пять человек из разных стран, с которыми я виртуально познакомилась много лет назад, стали друзьями. Встречи на конференциях укрепили наши связи.

Сейчас, выходя в виртуальное пространство, педагог оказывается в океане информации. Если вы включились в проект, вам могут написать коллеги из любой страны мира. Приходится преодолевать не только технические проблемы, но и культурный шок.

Хорошо, если администрация вашей школы заинтересована в подобной деятельности. Когда я начинала вести проекты в 1997 году, мы обсудили с моим тогдашним директором варианты, установили расписание, решили, как будем вписывать проектную деятельность в учебный план. Завуч также оказал большую поддержку. Оба они прекрасно владели техническими навыками и английским языком. Школа принимала участие во Всемирном уроке английского языка, во всемирных днях науки и культуры и других международных проектах, а ученики и учителя получали дипломы и сертификаты. Мы создали сайты, которыми и сегодня пользуются педагоги мира.

Виртуальное общение переросло в реальное, и теперь к нам приезжают гости из других стран, а наши ученики и учителя регулярно выезжают за рубеж. Правда, новый директор практически не работает с техникой, не владеет иностранным языком. Проектная деятельность изменилась, учителям приходится преодолевать трудности иного порядка. Интернет-кабинет зачастую используется как еще один кабинет информатики. Проектная деятельность расценивается лишь как один из пунктов для начисления баллов и доплаты из стимулирующего фонда. Однако нами наработан огромный положительный опыт, и педагоги продолжают международную, проектную работу, просто теперь она ведется на ином уровне.

Судя по получаемым мною письмам, подобные проблемы возникают везде. Если администрация школы видит перспективность, пользу от международных проектов, то учитель получает поддержку и постоянно расширяет как свои горизонты, так и круг общения учащихся. Не важно, занимается ли этим непосредственно директор школы либо один из заместителей. Главное, чтобы не было сбоев. Происходят они в таких случаях чаще всего по одной причине – скажем, за всю электронную переписку отвечает учитель информатики, не владеющий иностранным языком, или же в проекте участвует преподаватель иностранного языка, не владеющий ИКТ.

Осенью 2008 года двое учителей из разных школ Новосибирской области приняли участие в сетевых курсах повышения квалификации, причем им была выделена стипендия от компании Adobe (а значит, за курсы платить не пришлось). По окончании курсов мне пришло сообщение о том, что сибиряки не выполнили заданий. Я выяснила причину: почта шла на адрес учителей информатики, которые воспринимали послания на английском языке как «мусор». Учителя же английского, записавшиеся на курсы, электронной почтой просто не пользовались. И таких примеров, к сожалению, много.

Невольно вспоминается указ Петра I: «Тех, кто умеет художеству, но не умеет ремесел, отправить за границу учиться ремеслам; а тех, кто умеет ремесел, но не умеет художеству, отправить учиться художеству». Применимо к нашему случаю, думаю, вряд ли нам удастся обучить английскому всех учителей информатики, однако «иностранцам», равно как и всем администраторам, овладеть ИКТ гораздо проще.

Символ перемен

Сегодня нужно вести обучение на новом уровне. Важно понять, что Интернет – это мощный инструмент для сбора информации, познания мира и общения. Не зря говорится: грамотный человек – это тот, кто знает и умеет быстро находить нужные данные, используя в том числе ресурсы Всемирной паутины.

Символом положительных перемен в отечественном образовании для меня служит недавнее электронное письмо, полученное из мордовского села Ельники: «Дорогая Нина, прочитали твою статью. Нам в школу поставили компьютеры и подключили Интернет. Подскажите, с чего начать?» Я понимаю, какая смелость нужна сельской учительнице, чтобы обучиться работе на компьютере, освоить электронную почту и отослать письмо с вопросами. Каждое такое послание вызывает у меня большую радость, возникает чувство гордости за наших учителей. Отвечаю всем.

Нина КОПТЮГ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте