search
main
0

Инновации – в Центр допризывной подготовки студентов учреждений СПО

​Актуальные инновационные предложения, предполагающие качественное изменение подготовки допризывной молодежи Москвы, в том числе и студентов учреждений СПО, – одна из основных задач Правительства Москвы.

В государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) развития образования Москвы («Столичное образование») в подпрограмме «Начальное и среднее профессиональное образование» (п. 14) предложено создание «совместно с подразделениями Военного комиссариата Москвы центров по допризывной подготовке обучающихся на базе государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования».В настоящее время сотрудники лаборатории психологии и воспитания НИИРПО в рамках НИР разработали проект положения о центре, в котором определены цели, задачи, организация, порядок, нормы и правила жизнедеятельности коллектива с учетом особенностей его деятельности и перспектив, а также организационная структура допризывной подготовки студентов учреждений СПО (см. рис. 1) и порядок взаимодействия государственных и общественных организаций (учреждений) города Москвы по подготовке студентов учреждений СПО к военной службе в ВС РФ (см. рис. 2).В рамках проводимой НИР мы предлагаем в десяти округах Москвы на базе учреждений СПО, определенных Департаментом образования в качестве базовых, создать структурные подразделения – Центр допризывной подготовки студентов учреждений СПО, а в каждом колледже – кафедру военно-профессиональной подготовки студентов учреждения СПО. По нашему мнению, такая модель будет наиболее эффективна и менее финансово затратная.На базе Центра допризывной подготовки студентов учреждений СПО в округе мы планируем реализовать целостную систему учебных и воспитательных окружных и районных мероприятий, направленных на получение начальных знаний по основам военной службы, физическую, морально-психологическую подготовку, военно-патриотическое воспитание, повышение мотивации к прохождению военной службы, а также специальную подготовку по военно-учетным специальностям. Главными принципами этой системы станут непрерывность наблюдения и позитивного воздействия. Объединение медицинского, физического и морально-психологического состояния студентов СПО в единый комплекс показателей здоровья – главная государственная ответственность за развитие этих качеств и становление молодых людей до призыва в Вооруженные силы РФ.Мы предполагаем создать Центр как единую системную организацию по подготовке студентов учреждений СПО к военной службе в каждом округе Москвы. Городские мероприятия (физической, воспитательной, морально-психологической направленности) по допризывной подготовке молодежи Москвы (школьников, студентов СПО и вузов), а также пятидневные сборы можно будет проводить в Центре подготовки граждан к военной службе на базе городского сборного пункта. С 2010 года по инициативе командования войсками Западного военного округа и в соответствии с указанием мэра Москвы Военный комиссариат проводит работу по согласованию с руководителями департаментов Правительства Москвы предложения о создании городского центра. Всестороннюю помощь в организации и проведении различных учебных и воспитательных мероприятий, в том числе в выделении образцов вооружения и военной техники, учебно-тренировочных комплексов и другого военно-технического имущества, предназначенного для реализации образовательных программ центра, готово оказать командование Западного округа.Центр подготовки граждан к военной службе, рассчитанный на прохождение до 100 тысяч московских юношей в год, позволит решить задачи, поставленные Правительством РФ и Правительством Москвы по подготовке молодежи к военной службе, в том числе по созданию единой базы данных московских юношей, начиная с 10-летнего возраста.Для развития морально-психологических, нравственных, волевых, физических качеств студентов колледжей, необходимых для прохождения военной службы в ВС РФ, в учебно-воспитательном процессе Центра допризывной подготовки студентов учреждений СПО мы предлагаем использовать такие инновационные технологии:- интерактивные занятия и тесты по военно-исторической тематике;- военно-патриотические медиапрограммы, имеющие целью героизацию образа защитника Отечества и включающие в себя подборку тематического видеоряда, посвященного знаменательным событиям (датам) в истории Отечества;- виртуальные модели и реконструкции исторических событий и объектов (битв, сражений, оружия, обмундирования) в рамках дополнительного образования (на занятиях в кружках и секциях);- компьютерные игры военно-патриотической направленности: «От Кремля до Рейхстага», «Сталинградское сражение», «Битва за Москву», «Тропа генерала», «Зарница», «Город-герой», «Разведчик», «Приказано выжить», «Победа»;- обучающие компьютерные тренажеры и симуляторы «Вождение боевой техники в различных географических и климатических условиях», «Выполнение стрельб», «Ориентирование на местности» и др.;- интернет-сайты, виртуальные музейные экспозиции и выставки (биографические фото и печатные документы военачальников, полководцев, национальных героев; исторические карты и документы; описания битв, сражений, подвигов);- интернет-занятия на тему «Узнай о героическом прошлом своих родных (дедушки, бабушки в годы Великой Отечественной войны; отца, дяди, брата, участвовавших в локальных войнах и вооруженных конфликтах)», на которых студенты самостоятельно через Интернет на сайте «Подвиг народа» находят материалы о подвигах и наградах своих родственников, однофамильцев; несомненно, это наряду с интересом вызывает чувство гордости за родственников, за армию, народ;- онлайн-конференции (совещания, семинары, «круглые столы») по обмену опытом между администрацией, педагогами колледжей, а также представителями государственных и общественных учреждений, молодежных и ветеранских организаций Москвы, субъектов РФ по актуальным вопросам военно-патриотического воспитания студентов колледжей и подготовки к службе в ВС РФ.Кроме того, с учетом вновь появляющихся социальных и экономических тенденций развития российского общества для разносторонней, качественной подготовки студентов учреждений СПО к военной службе по призыву в ВС РФ сотрудники НИИРПО рекомендуют преподавателям-организаторам ОВС колледжей и центров в своей повседневной деятельности совершенствовать формы, методы, средства учебно-воспитательной работы, игровые технологии, при этом используя современные возможности, достижения науки и техники.Для физической и морально-психологической подготовки студентов учреждений СПО, будущих защитников Отечества, и разнообразия проведения военно-спортивной игры «Зарница» мы предлагаем создать на базе центра специализированную военно-спортивную площадку с элементами психологической подготовки (модель реалистического образа тактики боевых действий и возможностей «вероятного противника»), объединяющую в себе пейнтбольную площадку и военизированную полосу препятствий. Необходимость создания площадки обусловлена тем, что предстоящая военная служба требует от студентов колледжей постоянной готовности к выполнению своих обязанностей; она не может быть ограничена ни временем, ни пространством, ни климатическими и погодными рамками и требует от будущего военнослужащего крепкого физического здоровья и психологической подготовки. Студенты колледжа, одетые в форму для игры в пейнтбол, под имитирующие звуки нападения авиации, артобстрела и атаки десанта условного противника, преодолевая различные препятствия, выполняют задачи военно-спортивной игры «Зарница» (делают упражнения рукопашного боя с нападающим противником, оказывают первую медицинскую помощь, осуществляют разборку и сборку оружия, преодолевают инженерные заграждения, различные этапы военизированной или специальной полосы препятствий). Чем все правдоподобнее, тем лучше и интереснее. Предлагаемая модель учебной площадки практический вариант компьютерной игры Counter-Strike.Для разнообразия современных игровых методик, подготовки по основам военной службы (тактико-специальная подготовка), физической и психологической подготовки студентов колледжей мы предлагаем использовать лазерную игру «Фан-лазер» (вариант игры в пейнтбол). Лазерные игры – последнее слово современных технологий. Принимая участие в игре, студент колледжа ощущает себя супергероем, выполняющим оперативно-тактическую задачу, пробирающимся к заветной цели через сеть лазерных лучей «лазерного лабиринта». Смысл игры заключается в том, чтобы участник, вошедший в лабиринт, прошел сквозь паутину лазерных лучей, не задев ни одного из них. Таймер считает время прохождения препятствия. Если же игрок задевает один или несколько лучей, раздается звуковой сигнал, луч гаснет, и система добавляет штрафное время. Игра может быть запрограммирована на прохождение дистанции как в одну сторону, так и в обе стороны, может работать как призовая. В этом случае в конце лабиринта размещается приз, который достается игроку, не задевшему ни одного лазерного луча. Зрители и болельщики наблюдают все, происходящее в лабиринте, на выносном мониторе в режиме on-line. На втором мониторе отражаются результаты игроков (десятка лидеров). Такая лазерная игра позволяет обойтись без шариков с краской, которые пачкают одежду, соответственно можно не переодеваться в специальные костюмы. Для игры понадобится только оружие и отличительный знак команды, по которому участники или жюри распознают «своих» и «чужих». Например, это может быть повязка на голове или цветной браслет на руке. В качестве военно-спортивной игры нового поколения (Лазертаг), можно использовать и «Лазерные бои». Электронная начинка лазерного оружия рассчитана на эффективное ведение стрельбы на дистанции: пистолеты – 50-100 метров, автоматы и штурмовые винтовки – не менее 150-300 метров, снайперские винтовки до 450 метров. На одежде и амуниции игроков закреплены сенсоры, чувствительные к лазерному лучу оружия, при попадании на которые засчитывается поражение игрока и издается звуковой и вибросигнал. Количество виртуальных жизней определяется в начале игры по взаимной договоренности, как правило, от 1 до 6. При последнем поражении игрока электроника отключается автоматически, что означает его «виртуальную смерть». Датчики расположены так, что зона поражения примерно равна «грудной мишени». Расположение на теле игрока и ее чувствительность не позволяют не заметить поражения игрока, как это часто бывает в пейнтболе. Лазертаг рассчитан на команду, одиночек-«терминаторов» противник, как правило, поражает первыми. Из-за дальности стрельбы у ломящегося на пролом бойца нет шансов выжить – надо в первую очередь уметь грамотно оценить обстановку, перемещаться и маскироваться, тактически мыслить, быстро принимать правильные решения и только после всего этого быстро и точно стрелять. Выбранное оружие и расставленные боевые юниты индивидуально определяют тактику каждого боя. Таким образом, с использованием лазерных игр можно проводить районные, окружные, городские турниры и чемпионаты, использовать как одно из препятствий teambuilding, оборудовать специальные зоны колледжей для физической и допризывной подготовки юношей. Лазерные игры и интересны разнообразны не только разновозрастным студентам колледжей, но и девушкам, а также всем подвижным взрослым (педагогам колледжей).Для качественного обучения студентов колледжей по огневой подготовке мы предлагаем создать мультимедийный интерактивный страйкбольный тир. Принцип работы такого тира – взаимодействие проектора, специального экрана, программного обеспечения и страйкбольного оружия с реальными пульками. Такую разновидность тира также можно называть и интерактивным страйкбольным тиром. На специальный экран с помощью проектора и компьютера выводится картинка-мишень. После чего с помощью страйкбольного оружия можно целиться и стрелять по мишеням. При попадании пули в проецируемую мишень цель считается пораженной. На экране отображаются очки – число метких попаданий в цель. Особенности мультимедийного интерактивного страйкбольного тира – это высокая точность определения попадания стрелка в цель, отклонение точки попадания от реальной точки – не более 3 мм по всем частям экрана; высокая разрешающая способность попаданий по времени, комплекс в состоянии отрабатывать до 100 попаданий по экрану в секунду; время задержки от попадания пули в экран до выдачи команды на отображение попадания – не более 30 миллисекунды; комплекс эмулирует нажатие клавиш мыши, поэтому может работать с любой программой, где действие задается кликом мыши; отсутствуют акустические помехи при стрельбе; возможно удаленное расположение контролирующего процесс стрельбы (PC или ноутбука) до 100 метров, аппаратный счетчик выстрелов – для контроля честности персонала, в модуль обработки сигнала встроен счетчик попаданий, который невозможно обнулить без повреждения самого блока регистрации координат попадания; универсальность управляющего компьютера – комплекс может работать под управлением любой операционной системы линейки Windows, однако наличие COM-портов и VGA-выходов обязательно; возможно обслуживание до четырех стрелков одновременно. В состав тира могут входить пулестойкий мультимедийный экран (с детекторами попадания), модуль обработки сигнала, стационарный компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор, акустическая система, пневматическое страйкбольное оружие с боекомплектом.В отдельную дисциплину «Основы военной службы» мы предлагаем включить подраздел «Военная психология и педагогика». Основными темами подраздела, на наш взгляд, должны быть:- социально-психологическая структура воинского коллектива;- психологические особенности взаимоотношений в подразделении;- психология межличностного общения;- конфликты в воинских коллективах и пути их решения;- основы управления воинским коллективом;- педагогические основы профессионализации военнослужащих;- организационно-педагогические основы обучения и воспитания.Реализация тем подраздела позволит повысить психолого-педагогическую подготовку студентов колледжей, а также помочь им усвоить закономерности, принципы, условия и факторы формирования военнослужащих и воинских коллективов как активных субъектов воинской деятельности, поможет овладеть теорией и практикой в специфических условиях военной службы, необходимой для будущей успешной деятельности на воинских должностях в частях и подразделениях ВС РФ. Такой подход призван не только сформировать психолого-педагогическую компетентность будущих защитников Отечества, но и способствовать решению морально-психологических проблем, связанных с негативно-стереотипным восприятием службы в ВС РФ. Умение конструктивно решать конфликтные ситуации положительно скажется на качестве подготовки, улучшит социально-психологический климат коллектива.Для реализации IT-технологии в деятельности центра на каждого студента мы предлагаем завести электронный паспорт, в котором можно учитывать основные данные, отражающие реальный уровень готовности студента к военной службе (успехи и достижения в учебе, физической, спортивно-прикладной, спортивно-технической подготовке, морально-психологические характеристики). Морально-психологические данные мы предполагаем включать в информацию о студенте колледжа во время обучения в учреждении СПО, такие личностные параметры, как лидерские качества; коммуникативные качества; стрессоустойчивость (стратегии совладания со сложной жизненной ситуацией (копинг-поведение); личностные ценности (смыслообразующие мотивы). Это нужно делать для того, чтобы призывным комиссиям военных комиссариатов было легче определиться с видами и родами войск, в которые наиболее целесообразно распределить студента колледжа.Одно из направлений дальнейшей работы – наполнение электронных носителей, использующихся в учебно-воспитательной работе, качественно новым, интересным, познавательным содержанием, имеющим идеологическую направленность на воспитание патриотических чувств, высоких моральных и психологических качеств.Необходимо расширять межведомственные связи с государственными, общественными и спортивными организациями (учреждениями), имеющими средства, которые можно эффективно использовать в целях военно-патриотического воспитания студентов учреждений СПО.В рамках реализации инновационного проекта было предусмотрено при подборе кадров для назначения на должности преподавателей «Основ военной службы» обеспечить преимущество офицерам, пребывающим в запасе и имеющим высшее или среднее военное образование, а также для выпускников военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования, а НИИРПО предписано совместно с Военным комиссариатом разработать и в 2012 году внедрить в практику экспериментальную программу переподготовки пребывающих в запасе офицеров по специальности «преподаватель «Основ военной службы». Наша проектная группа разработала программу и по результату проведенной экспертизы получила положительное заключение в Министерстве образования и науки Российской Федерации.Таким образом, инновационные направления и технологии в деятельности центра, по нашему мнению, позволят качественно решить государственные цели и задачи, направленные на допризывную подготовку студентов учреждений СПО к военной службе по призыву в рядах ВС РФ.Роман КУЗНЕЦОВ, старший научный сотрудник НИИРПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте