search
main
0

Инновации помогают продвижению в будущее

​Мария ЦАПЕНКО, заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования: – В дошкольном образовании города Москвы реализуются два масштабных проекта – совместный с ЮНЕСКО пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы» и проект «Детский сад будущего». До окончания срока реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы», определенного соглашением ЮНЕСКО и Правительства Москвы, еще более двух лет. Это позволяет нам ставить и решать перспективные задачи.

С сентября этого года совместно с Московским институтом открытого образования мы приступаем к наполнению электронной библиотеки «Московское образование: от младенчества до школы». Ежемесячно, начиная с сентября этого года, мы будем проводить мониторинг представления материалов в электронную библиотеку. В 2010 году Департамент образования и «Учительская газета-Москва» подготовили и издали 16 выпусков газеты с материалами ресурсных центров проекта «Московское образование: от младенчества до школы». В процессе этой работы ресурсные центры предложили создать газету, посвященную дошкольному образованию столицы. Сейчас участники проекта вместе с шеф-редактором «Учительской газеты-Москва» В.Молодцовой создают концепцию газеты. Первый номер газеты мы планируем выпустить в январе 2011 года. С самого зарождения проекта «Московское образование: от младенчества до школы» был взят ориентир на его максимальную открытость для педагогического сообщества и родителей. К началу нового учебного года изданы 6 брошюр с разработками ресурсных центров, в том числе брошюра «Московское образование: лучшие практики в сфере образования детей дошкольного возраста» – план методической работы участников проекта на новый учебный год. Мы постарались в этом издании показать, как влияет проект на развитие дошкольного образования, на педагогов и руководителей. Участники проекта создали также брошюру «От младенчества до школы», которая вручается родителям в комиссиях по комплектованию вместе с путевкой в детский сад. Это издание популярно у родителей, о чем свидетельствуют обращения на форум Департамента образования. Сейчас участниками проекта разрабатываются две новые брошюры: – советы родителям по новой системе комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений, регистрации и зачислению детей в детский сад через Интернет; – совместно с Московским городским педагогическим университетом по оказанию помощи родителям в воспитании ребенка от рождения до 3 лет. В 2010 году при поддержке Центра информационных технологий и учебного оборудования был создан сайт «Новые формы дошкольного образования». За последние три месяца на сайте зарегистрировано около 313 тысяч посещений. Ежегодно мы проводим интернет-конференцию по итогам реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Начальник Западного окружного управления образования Валентина Бадил, которая принимала участие во всех интернет-конференциях, отметила: «В ходе реализации сетевого взаимодействия опыт одного округа транслируется на другие округа, мы получаем возможность для быстрого внедрения в практику современных разработок». Да, действительно, активно расширяется сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с ресурсными центрами. Вместе с тем ресурсные центры уже не в состоянии справиться с увеличивающимся количеством детских садов, вступающих в сетевое взаимодействие. Для того чтобы этот процесс был управляемым, Департамент образования разработал и направил в окружные управления образования инструктивное письмо и Положение о сетевом взаимодействии в рамках реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Должны быть организованы три уровня сетевого взаимодействия:     Первый уровень – уровень прямого управления – это ресурсные центры. Этот уровень уже создан.     Второй – уровень прямого контакта. Для реализации этого уровня окружными управлениями образования создаются проектно-творческие группы. В состав проектно-творческих групп входят дошкольные учреждения по направлениям работы ресурсных центров.     Третий уровень – уровень информационного взаимодействия. К этому уровню относятся дошкольные учреждения, которые не включены в проектно-творческие группы и сетевое взаимодействие, в том числе дошкольные учреждения с низким рейтингом у населения. Задача – включить в сетевое взаимодействие на разных уровнях большинство дошкольных образовательных учреждений города. Подробнее об этой технологии будем говорить на традиционном выездном семинаре начальников отделов дошкольного образования окружных управлений образования 7-8 октября в Поведниках. Другие направления реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы» в новом учебном году – это:     Проведение ресурсными центрами 15 научно-практических конференций.     Съемки и показ ретроспективы фильмов из цикла «Один день из жизни ребенка в ресурсном центре».     Развитие направления, связанного с качеством жизни дошкольников. Это создание в дошкольных учреждениях не только развивающей среды, но и атмосферы, направленной на поддержку творческой инициативы детей, включение в этот процесс педагогов и родителей. Девиз этого учебного года – «Важно услышать голос ребенка!». Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы инициатором ее был ребенок. Главная наша задача – это развитие способностей детей.     Год спорта и здорового образа жизни – развитие здоровьеформирующих технологий. В нашем проекте мы различаем психологические, педагогические, гигиенические и медицинские здоровьеформирующие технологии. Безусловно, это задачи не на один год! В рамках этого проекта реализуется 10 модулей по разным направлениям дошкольного образования. В новом учебном году Департамент образования заслушает публичные отчеты о результатах работы, лучшие дошкольные учреждения будут включены в городскую экспериментальную площадку «Московское образование: от младенчества до школы». В рамках проекта «Детский сад будущего» разрабатывается серия информационно-дидактических игровых комплексов нравственно-патриотической направленности «Детям о Родине». Первый комплекс – «Детям о Победе» – получил широкое распространение в дошкольных учреждениях. Разработки двух дошкольных учреждений в модуле «Современные информационные технологии в дошкольных образовательных учреждениях» проекта «Детский сад будущего» вышли на мировой уровень. Они включены в международный обзор «Информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании: лучший опыт и рекомендации», подготовленный Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Международный обзор планируется представить на Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста в Москве.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте